Архимандрит Августин. Миссионерская деятельность Тихона Шаламова на Аляске (начало)

Jan 08, 2016 06:20

Статья архимандрита Августина (в миру - Дмитрий Евгениевич Никитин), выпускника физического факультета Ленинградского университета, впоследствии постригшегося в монашество и с 1975 года преподавателя Санкт-Петербургской Духовной академии. Опубликована в петербургском журнале "Нева", №10, 2015.
В приложении к статье напечатан "Ответ [Тихона Шаламова] на нападки на православную церковь в Аляске капитана S. P. Elliot", Американский православный вестник, 1900.



Вид Карлука 1900-1901 гг., описанного в миссионерских записках Тихоном Шаламовым и собравшего в себе разные миры: англосаксонскую Америку, поселение алеутов и русскую православную церковь.

View of Karluk, 1900-1901. This photograph shows the distinct worlds within the village as described by Shalamov (see p. 109) and other observers: an Anglo-American house in the foreground, Alutiiq barabaras in the center, the Orthodox church and government schoolhouse on the hill in the background, and the cannery buildings down by the waterfront, all set apart by different architecture styles and spatial arrangement. Photograph by W. C. Fitchie, courtesy of Anchorage Museum of History and Art, Anchorage, b90-13-l.

Миссионерская деятельность священника Тихона Шаламова (остров Кадьяк, 1893-1904)
По страницам «Американского православного вестника»

В представленной статье рассказывается о миссионерской деятельности выпускника Вологодской семинарии священника Тихона Шаламова на острове Кадьяк (Северная Америка), где он прожил десять лет. За это время отец Тихон совершил несколько миссионерских путешествий по своему миссионерскому округу, основал школу и два приюта для детей местных алеутов, Общество трезвости, что способствовало духовному просвещению жителей острова. На страницах «Американского православного вестника» (АПВ) отец Тихон опубликовал ряд статей, посвященных нелегкому труду русских миссионеров в Северной Америке. Один из его сыновей - Варлам Шаламов.

Русский север - это родина знаменитых первопроходцев, осваивавших Северную Америку. Имена таких просветителей, как Герман Аляскинский, архимандрит Иоасаф (Болотов), навсегда вписаны в историю Американской православной церкви. К их числу принадлежит и священник Тихон Шаламов, подвизавшийся на острове Кадьяк, лежащем близ южного берега Аляски.

Остров Кадьяк можно назвать тем краеугольным камнем, на котором было воздвигнуто здание Американской православной церкви. Кадьяк - это колыбель православия в Америке. Именно сюда в 1794 году прибыла Русская православная миссия и начала благовестие св. Евангелия населявшим остров жителям. А отсюда проповедь о Христе распространилась по Алеутским островам и Аляске. С течением времени дело православной проповеди было перенесено в Калифорнию, а отсюда распространилось по всей Северной Америке1.

Отец Тихон прожил на острове Кадьяк десять лет (с 1893-го по 1904 год), и за это время он досконально изучил архив Кадьякской миссии. Его перу принадлежит подробное изложение истории Кадьякского прихода2. В составленном им «Описании» отец Тихон упоминает о своих ближайших предшественниках: «В 1881 году на о. Кадьяк прибыл священник из креолов и учеников Ситхинского училища Петр Симеонов Добровольский и служил здесь до 1889 года. На место о. Добровольского был определен о. Александр Мартыш, уроженец Люблинской губернии и проходил эту должность до 1893 года. В этом же году в Кадьяк назначен был бывший воспитанник Вологодской семинарии Тихон Шаламов, который и проходит ныне это служение»3. За годы пребывания на остров Кадьяк отец Тихон совершил несколько миссионерских путешествий, посещая дальние уголки своего обширного прихода. Об одной из таких поездок он рассказал на страницах журнала «Американский православный вестник» (далее - АПВ)4.

Административным центром Аляски был город Ситха (до 1867 года - Новоархангельск). Здесь была и резиденция правящего архиерея - епископа Алеутского и Аляскинского. Отсюда он совершал свои пастырские поездки по своей епархии, посещая в том числе и остров Кадьяк. Об одном таком визите, имевшем место летом 1899 года, сообщалось на страницах АПВ.

«26 июля 1899 г. ‹…› Под мелодичный звук колоколов вошли мы в бухту, где у пристани встретить своего архипастыря собралось почти все православное население; были, впрочем, здесь и американцы, интересовавшиеся увидеть нового русского архиерея. Преподав всем благословение, Его Преосвященство в сопровождении всех здесь бывших проследовал в храм. Прекрасный внешний вид церкви, построенной чисто в русском стиле, и внутренняя чистота и порядок в ней произвели на нас приятное впечатление.

Вечером того же дня Владыка совершил торжественно, в сослужении священника Тихона Шаламова и протодиакона, всенощное бдение с литией и полиелеем св. великомученику Пантелеимону, а на следующий день - Божественную литургию… В этот же день Владыка предпринял поездку в селение Афогнак, а оттуда на о. Еловый, где лет десять не бывало архиерея. Ровно в два часа пополудни выехали мы из Кадьяка на парусной шлюпке о. Шаламова, прибуксировавшись к паровой шлюпке, нанятой у Аляскинской торговой компании. Имея в виду совершить в Афогнаке Божественную литургию, Его Преосвященство для большего благолепия в служении взял с собой, кроме постоянного своего спутника - протодиакона, священника Тихона Шаламова, псаломщика Кашеварова и 6 мальчиков.

На о. Еловом, в часовне, Владыка со своими спутниками совершил панихиду о упокоении душ усопших рабов Божиих: монахов Германа и Иоасафа и иеромонаха Никиты. При пении «Со святыми упокой» и «Вечная память» все как один пали на колени. После панихиды Его Преосвященство тщательно осмотрел все церковные вещи, причем особенное внимание обратил на камилавку, которая, как сообщают, осталась от блаженного Германа, и здесь же вручил ее о. Тихону Шаламову для хранения в Кадьякской церкви. По дороге из часовни заходили на место бывшей келии о. Германа; были также и в келии (маленькой) иеромонаха Никиты, где нашли немало старинных церковных книг, которые и были сданы о. Шаламову, для хранения при архиве Кадьякской церкви»5.

Отец Тихон был не только хранителем местночтимых реликвий; он знакомил читателей АПВ с содержанием архива Кадьякской миссии. Так, в 1899-1900 годах он опубликовал в АПВ «12 писем, частью принадлежащих перу первых миссионеров Алеутской епархии, частью адресованных к ним разными лицами»6. Особый интерес представляют письма, адресованные Герману Аляскинскому, иеродиакону Стефану и священнику Петру Митягину.

Кадьякская школа. Пастырская деятельность отца Тихона не ограничивалась лишь совершением богослужений и треб. В 1899 году в селе Кадьяк была открыта школа, которую назвали Иосафатовской, - в честь архимандрита Иоасафа Болотова - одного из знаменитых просветителей Аляски7. В 1899 году исполнилось сто лет со времени священнической хиротонии архимандрита Иоасафа, и по этому случаю на Кадьяке было организовано большое празднество8. Отец Тихон принял активное участие в юбилейных мероприятиях. Перу отца Тихона принадлежит статья, озаглавленная «Празднование столетней памяти Преосвященного Иоасафа на острове Кадьяке» (10 апреля 1899 года)9. В этом же выпуске АПВ был напечатан текст проповеди, которую отец Тихон произнес в день столетия хиротонии архимандрита Иоасафа Болотова во епископа Кадьякского10. В декабре того же 1899 года отец Тихон возглавил празднование Рождества Христова и Новолетия в стенах учрежденной им школы11.

Кадьякский приют для мальчиков. К этому времени в селе Кадьяк уже существовал приют для мальчиков, учрежденный отцом Тихоном при школе. «Число детей, посещающих Кадьякскую Иосафатовскую школу, определяется цифрой 53. При школе есть Германовский приют»12, - отмечалось в АПВ в апреле 1900 года.

Летом 1898 года остров Кадьяк посетил архимандрит Анатолий, благочинный Кенайского, Кадьякского, Афогнакского и Нучекского приходов. Здесь он изучал состояние дел Германовского Кадьякского приюта и церкви. Вот что сообщал отец Анатолий в своем отчете: «Во время моего пребывания в Кадьяке в приюте помещалось 12 мальчиков. Произведенный экзамен приютским мальчикам в присутствии священника Тихона Шаламова и псаломщика Андрея Кашеварова указывает на некоторую степень знаний. При той обстановке, в какой приходится вести дело преподавания в приюте кадьякскому причту, больших знаний едва ли можно требовать. Жизнь воспитанников приюта пока еще не носит правильной организации. Нищета смотрит из всех углов и дает себя знать на каждом шагу. В пище, в одежде, в обстановке, - везде недохват. Несмотря на это, желающих поступить в приют очень много. Алеуты имеют страстное влечение к церковному учению. Многих нужда и сиротство гонит…»13

В своем отчете отец Анатолий упоминает и о причинах этого неблагополучия: «Единственный почти источник содержания приюта - церковные средства местной церкви. Но на этот-то источник ныне менее всего можно рассчитывать. Церковные доходы в Кадьяке в полной зависимости от доходов в приходских часовнях. Эти же последние, по заявлению не только причта Кадьякской церкви, но также Афогнакской и Нучекской, за последнее время совершенно упали. Причина тому с одной стороны - упадок промыслов, правительственный запрет добывать морских бобров и особая политика в виду этого со стороны „Alaskan Commercial & North American Company“. Названные компании, владеющие всей Аляской без всяких конкурентов, за последние два года во многих местах поснимали свои лавки, а в других местах, где лавки еще стоят, перестали выдавать инородцам не только всякий товар, но даже провизию в одолжение или в счет уловов зверя»14.

Нищета местных алеутов бросалась в глаза каждому, кто посещал Кадьяк в те годы. Одним из таких «визитеров» был капитан рыболовного судна Элиот, впоследствии опубликовавший очерк о своих впечатлениях об увиденном на страницах местной печати. При этом вину за бедственное положение аборигенов он возложил не на американские власти, а на местного православного миссионера. И отец Тихон был вынужден дать отпор несправедливым нападкам; его письмо-протест было опубликовано на страницах АПВ (см. Приложение 1).

Кадьякский приют для девочек. Несмотря на те трудности, которые испытывал отец Тихон, обеспечивая деятельность школы и приюта для мальчиков, он решил учредить подобный приют и для девочек. Торжественное открытие женского приюта состоялось 3 октября 1901 года, и отец Тихон по этому случаю сказал речь15. Об этом событии сообщалось на страницах АПВ: «На остров Кадьяк открыт приют для девочек (12), в память блаженного старца Германа, валаамского монаха, подвизавшегося близ Кадьяка (на острове Еловом. - Авт.), при жизни своей учившего здесь детей»16.

Один из миссионеров - С. Самойлович, в 1902 году направлявшийся на Аляску, посетил остров Кадьяк и впоследствии опубликовал в АПВ свои впечатления об увиденном.

«В Кадьяке, в ожидании парохода, пробыл я с 13 октября по 30 ноября (1902 г.). Работал там один только о. Тихон Шаламов; псаломщика, помощника ему в прямом ведении дела миссии и просвещения юношества не было, если не считать временно исполняющего должность псаломщика старика Фомина, который проходил собственно обязанности чтеца и певца в церкви, надзирателя и эконома в приюте. В утренней школе занимался о. Тихон и воспитательница женского приюта; в вечерней же школе занимался один о. Тихон, что при 4-х отделениях было нелегко; тут и я немного разделял его труд во все время моего пребывания в Кадьяке»17.

В то время у отца Тихона появилась помощница - учительница женской школы-приюта М. фон дер Фур18.

Общество трезвости. Храм, школа, два приюта - казалось бы, огромная нагрузка была возложена на отца Тихона. Но в начале 1901 года ему было дано еще одно послушание: резолюцией Его преосвященства Преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского за № 90, утверждено было новооткрытое в селении Кадьяке Общество трезвости имени св. Тихона Задонского и св. Марии Египетской19. И пожертвовано им же на нужды общества 15 долларов20. А вскоре на страницах АПВ была опубликована статья, повествующая о первых начинаниях Общества трезвости21.

Исполняя возложенные на него обязанности, отец Тихон довольствовался минимальным вознаграждением; жалованье, получаемое русскими миссионерами, перечислялось из средств Священного Синода. О размере ежемесячного жалованья отца Тихона можно судить по косвенным данны-*9м. Так, в феврале 1903 года в братскую кассу духовенства Северо-Американской епархии поступили взносы, образовавшиеся от вычета 2 % из жалований, получаемыми причтами от Северо-Американского духовного правления (всего 64 человека), в том числе: от епископа Алеутского и Северо-Американского Тихона 6,40 доллара… От священника Тихона Шаламова 6,80 доллара… От священника А. Ярошевича 2,25 доллара.

Размеры отчислений от жалованья епископа Тихона и свящ. А. Ярошевича приведены для сравнения. И казалось бы, отец Тихон (соименник епископа) получал сумму, сопоставимую с архиерейским окладом (и даже немного его превосходящую). Но если изучить «платежные ведомости» за январь и март того же 1903 года, то в этих списках имя отца Тихона отсутствует. Объяснение этому простое: отчисления производились сразу за три месяца - «за отдаленностью Кадьякского прихода». Таким образом, «архиерейские» 6,8 доллара нужно разделить на три части, после чего получим скромные «иерейские» 2 доллара и около 30 центов…

Пожертвования. Отчисления в братскую кассу производились в обязательном порядке. Но помимо этого бывали и добровольные пожертвования, поступавшие со многих приходов Северо-Американской епархии. Так, в 1901 году в пользу Палестинского общества от Кадьякской церкви было пожертвовано 13 долларов, от Кадьякского братства - 3 доллара22. Пожертвования на Палестинское общество были перечислены и в 1904 году: от Кадьякской церкви - 14 долларов; от Кадьякского Иннокентьевского братства - 3 доллара23. В том же 1904 году от Кадьякского прихода были произведены пожертвования и в пользу Красного Креста: от священника Тихона Шаламова - 20 долларов; от псаломщика А. Шадуры - 3 доллара24.

Несмотря на свою занятость на приходе, отец Тихон не забывал своих подопечных, живших в дальних пределах Кадьякского округа. Летом 1903 года он совершил очередное миссионерское путешествие, посетив те селения, жители которых нуждались в духовном окормлении. Свой рассказ о пережитом отец Тихон опубликовал на страницах АПВ25.

Награды. Активная миссионерская деятельность отца Тихона неоднократно отмечалась епархиальными властями. В 1896 году, в числе нескольких других священников, отец Тихон Шаламов награжден набедренником26, а в 1898 году - скуфьей27. В АПВ № 12 за 1901 год читаем: «Святейшим Синодом удостоен награждения камилавкой за заслуги по духовному ведомству Кадьякской Воскресенской церкви священник Тихон Шаламов»28. Очередная награда последовала в 1904 году: «Государем императором, по всеподданнейшему докладу Синодального обер-прокурора, согласно определению Святейшего Синода, к 6-му дню сего мая, Всемилостивейше удостоен награждения за службу по епархиальному ведомству: Орденом св. Анны 3 степени церкви селения Кадьяка священник Тихон Шаламов»29.
К этому времени на Аляске насчитывалось 17 приходов, в том числе собор святого архистратига Михаила в Ситхе30. А на острове Кадьяк, кроме церкви Воскресения Христова, имелись часовни в семи селах31.

Отъезд в Россию. В 1904 году исполнилось десять лет с того времени, как отец Тихон впервые ступил на берег острова Кадьяк. В том же году последовала резолюция Его преосвященства преосвященнейшего Тихона, епископа Алеутского и Северо-Американского (за № 93) от 13 февраля 1904 года: «Настоятель Воскресенской Кадьякской церкви священник Тихон Шаламов, согласно прошению, по семейным обстоятельствам, уволен со службы в Алеутской епархии с 10 июня сего года. За 10-летнюю службу в Миссии священник Тихон Шаламов представлен к пенсии. Замещение должности настоятеля церкви на острове Кадьяке предоставлено Его Преосвященством усмотрению Преосвященнейшего Иннокентия, епископа Аляскинского»32.

А семейные обстоятельства были таковы: к этому времени в семье отца Тихона было четверо детей-подростков, которых следовало определить в русские школы. И в июле 1904 года на страницах АПВ была опубликована статья, озаглавленная: «Отъезд отца Тихона Шаламова на родину». Вот ее текст.

«На днях Кадьякская миссия простилась со своим пастырем о. Тихоном Шаламовым, с которым по родному связали ее непрерывные труды и заботы о. Тихона о благостроении своей паствы в течение 10 лет. Назначенный в полном цвете юношеских сил священником к Кадьякскому приходу, о. Тихон горячо принялся за дело приведения в потребный порядок тех сторон приходского хозяйства, которые были неустроенны, и с той же горячностью, не покладая рук, работал все 10 лет. Все усовершенствования в области этого хозяйства неразрывно связаны с личностью о. Тихона. Самым видным показателем преуспеяния местного прихода является детский Кадьякский приют, который на первых днях своего существования немало доставил огорчений доброму пастырю, но зато теперь служит одним из украшений нашей Аляскинской миссии, и другое детище о. Тихона Шаламова - Общество трезвости, переродившее коренным образом все население.

Десять лет безвыездно проработать на одном месте, неся тяготы разъездов по громадной Кадьякской миссии, лишенной самых примитивных путей сообщения, среди условий несродных, среди людей другого племени, другого мировоззрения, и проработать с очевидной пользой, - это подвиг внушительный, и труд такого работника является ценным вкладом в историю создания нашей миссии.

Понятно, что и чувства провожавших о. Тихона паствы и знакомых его проникнуты были искренним сожалением по поводу разлуки с ним. Мы не входим в подробную оценку продолжительной деятельности о. Тихона Шаламова. Он нередко делился своими впечатлениями с читателями нашего „Вестника“, и по его миссионерским (путевым) журналам, точно отображавшим настроение и думы автора, читатели легко представляли себе условия его деятельности и те терния, которыми были усыпаны его путешествия. Еще недавно закончен на страницах нашего издания миссионерский журнал о. Тихона, явившийся в то же время дневником последнего его путешествия по раскиданной на громадные пространства Кадьякской территории. Немало наблюдательности обнаруживает он в авторе и немало сочувствия пробуждает к его пасомым, одолеваемым окружающими паразитами. Видно, что не раз обливалось сердце о. Тихона кровью, когда приходилось ему то и дело натыкаться на картины безотрадного обнищания и вымирания инородцев, уничиженных, оплеванных и заброшенных на произвол судьбы своими американскими опекунами…

Мы не часто с достаточным вниманием пробегаем страницы этих скорбных летописей алеутско-аляскинского бытия; часто поэтому не в силах по достойному оценить подвиги тамошних работников. К счастью, последние всегда находят справедливых ценителей в архипастырях наших, которые и сами проходили этой стезей страданий во время своих путешествий по Аляске. И о. Тихон Шаламов всегда был на отличном счету у начальства и возвращается на родину со многими знаками архипастырского внимания - кабинетным крестом, орденом Анны 3-й степени и камилавкой. Но самым лучшим памятником его полезного служения в Аляске остается, конечно, неувядающая любовь и благодарная память о своем пастыре его кадьякских пасомых. Провожаемый их любовью, о. Тихон ныне навсегда распрощался с ними. С женой и 4-мя детьми-подростками, которых надо определять в русские школы, он возвращается ныне домой, на родину, от которой был так далеко в продолжении десяти лет. В последнем своем дневнике, мечтая об этом возвращении и помышляя о своей родине, о. Тихон так восклицал: «Прощание в этом году было особенно задушевно, ибо приходилось прощаться не на год только, а навечно, до второго пришествия, до загробной жизни, так как будущим летом (1904 г. - Авт.) я намереваюсь оставить Кадьяк и возвратиться в дорогую и милую Россию, после 10-летнего скитания в далеких чужих краях, среди народа чуждого и враждебного. С каким трепетом и горячей любовью жду этого желанного часа! Молю, да примет родина-мать своего беззаветно любящего сына в свои матерние объятия, в лоно земли родной и народа родного. Да будет Божий покров над тобою, дорогая и святая земля!“

Надеемся, что родная Русь не откажет своему сыну в любви, привете и ласке, которые он заслужил своей ревностью о духовном благе далеких наших собратьев по вере, коим он посвятил первые лучшие годы своей жизни!»33

Оставляя свой приход на острове Кадьяк, отец Тихон не сомневался в том, что ему на смену будет прислан достойный преемник. И действительно, резолюцией его преосвященства преосвященнейшего Иннокентия, епископа Аляскинского, от 15 июня 1904 года за № 105 настоятель церкви в селе Афогнаке Василий Мартыш был переведен настоятелем церкви на острове Кадьяке и вместе с тем смотрителем и законоучителем мужского и женского приютов и вечерней школы при означенной церкви с 1 июля 1904 года34.

А за неделю до того, как на Кадьякский приход был назначен новый настоятель, отец Тихон совершил последнюю литургию в Кадьякской Воскресенской церкви. Вот что сообщалось об этом на страницах АПВ.

«6 июня сего года надолго останется в памяти прихода Кадьякской церкви. В этот день, в последний раз была совершена Божественная литургия нашим уважаемым пастырем о. Тихоном Шаламовым, который после 10-летнего своего служения в Кадьякском приходе, уезжает домой в Россию.

В церкви, как всегда, было полно народу. Всякий, от мала до велика, спешил присоединить свою молитву к молитвам своего любимого пастыря. Благоговейное служение шло чинно и торжественно. Хор, из мальчиков и девочек обоих приютов, и некоторых прихожан, под управлением псаломщика Павла Шадура, пел стройно и умилительно. На всех лицах было написано благоговение и тайная грусть, сказывающаяся вздохами и слезами. Все сознавали, что этот строгий и между тем добрый глас любимого и любящего пастыря слышат здесь в последний раз; но все и верили, что этот же голос в молитвах за них вознесется и там, откуда исходит свет истинной, православной веры, - в далекой Святой Руси.

По окончании литургии о. Тихон сказал прощальную, очень трогательную речь, в коей между прочим просил, чтобы не забывали наставлений, которые он говорил по вся службы; любили бы друг друга, якоже заповедал нам Господь Иисус Христос, и чтобы твердо стояли и держались того, яже прияли от отцов и первых благовестников веры Христовой на Аляске.

Затем, после целования креста, В. Стафеев, Т. Демидов и А. Петелин поднесли о. Тихону икону святителя Николая, купленную на собранные деньги усердием прихожан, и А. Петелин сказал прощальное слово.

( окончание)

религия, семья, Тихон Шаламов

Previous post Next post
Up