Рудольф Венедеев. "Этап", скульптурная композиция

Aug 31, 2012 00:13





Шаламов на этапе из Соликамска на Вишеру в 1929 году
Россия, 2003

Из альбома "Варлам Шаламов. 100-летию со дня рождения"


"При жизни Варлама Шаламова публикация "Колымских рассказов" за рубежом в обстановке буквального замалчивания в своей стране обернулась для писателя очередной трагедией. Он хотел публикации на родине. И только в 1989 году, через семь лет после его ухода, короткое слово "Вишера" - название его антиромана - стало известно всему читающему миру. Вишера - первый срок, первая зона, три года стройки в Красновишерске, Березниках для студента третьего курса МГУ стали жизненной школой.
Самое большое зло - это забвение. В Соликамске, откуда он шел пешим этапом на Вишеру, установлена мемориальная доска Варламу Шаламову. Город Красновишерск готовит памятный знак к этой дате. Но до сих пор в Березниках, откуда Шаламов освобождался в 1932-м, ни одна улица не носит его имя, оно не вписано в историю города. [...]
Прошлое мы видим в своеобразной перспективе времени, оно - не прямой слепок событий, лиц. Дистанция времени, то приближая, то отдаляя, дает нам фокус актуальности. Прошедшее обладает достоинством обратной перспективы - стирая, затушевывая сиюминутное, но высвечивая, укрупняя существенное. В год 100-летия Шаламова обратная перспектива прошедшего времени ставит писателя в действующие лица нашего времени.
"Я не верю в силу литературы, - говорил писатель, - не верю я и в то, что XX век чему-либо научит человечество". Пережившие гитлеровские лагеря говорили, что после них нельзя жить по-прежнему. Шаламов прошел Колыму. При жизни он не мог опубликовать в своей стране ни строчки прозы - то, ради чего он выжил. Но всей своей жизнью он бросил вызов государственной машине насилия и террора. Его книги - жгучая правда, которая не даст уснуть совести поколения.

Рудольф Веденеев"

Варлам Шаламов, скульптура, Северный Урал, современность, Рудольф Веденеев, ГУЛАГ

Previous post Next post
Up