Вячеслав Вс. Иванов. Анализ ритмики стихов Варлама Шаламова, 1973

Apr 17, 2012 04:05


Часть статьи лингвиста, семиотика, антрополога Вячеслава Всеволодовича Иванова "Из наблюдений над четырехстопным ямбом современных поэтов", опубликованная в сборнике "Slavic Poetics: Essays in Honor of Kiril Taranovsky", Roman Jakobson, Cornelis H. van Schooneveld (Editors), изд. De Gruyter Mouton, Берлин-Мюнхен-Бостон, 1973, посвящанная стихам Шаламова, стр. 236-238.
Иванов был исключительно разносторонним ученым, примыкал к диссидентам, был давним знакомым Шаламова, помогал Солженицыну в написании "Архипелага ГУЛАГ", выступал в поддержку Синявского и Даниэля и т.д. Шаламов подарил ему свой самиздатский двухтомник "Колымских тетрадей". Из воспоминаний Иванова о Шаламове (имеющихся здесь, в блоге) можно почерпнуть много интересного.
Статья написана с позиций структурализма, к которому в совке относились с большим подозрением как к развитию "формального метода" (в противоположность марксистскому, что бы это ни значило), поэтому вполне естественно, что напечатана она за границей. Очевидно, Иванов не случайно выбрал предметом анализа поэзию Варлама Шаламова. Интересно, знал ли об этой статье сам Шаламов, думаю, он бы одобрил такой подход.
Ниже эта часть статьи.



<...> Установленное на материале стихотворений Межирова различие между ритмом отдельных небольших стихотворений, где особенно часты трудные варианты, и ритмом всего массива стихотворений (включающим и более обширные поэмы), согласуется с наблюдениями над ритмом ямба В. Шаламова. В последней книге стихов Шаламова10 из 509 строк, написанных четырехстопным ямбом, 85 (т.е. 16,7%) написаны VI вариантом, что соответствует его теоретической частоте (14%) и близко к его роли у Андрея Белого позднего периода - в особенности во второй половине поэмы "Первое свидание"11 (22,1% при вдвое меньшей частоте - 11,4% в ямбе Андрея Белого 1904-1909 гг.)11 при обычной для многих поэтов XIX в. (с такими характерными исключениями, как Тютчев) частоте, вдвое меньшей, чем теоретическая (7% в поэмах 1829 г. Пушкина).11 В целом ряде более коротких стихотворений Шаламова строк этой формы ровно четверть, т.е. даже несколько больше, чем у позднего Белого, тогда как суммарная статистика по всему сборнику Шаламова дает существенно меньшее число из-за меньшей употребительности VI варианта в наиболее длинных стихотворениях сборника (хотя в них VI вариант встречается в ключевых строках - "Обыкновенная сосна"), см. таблица 2.

Таблица 2
Статистика вариантов четырехстопного ямба в книге "Дорога и судьба" Шаламова



При некоторых чертах, сближающих ямб Шаламова с традиционным (высокая доля IV варианта, малая употребительность V варианта, выступающего, однако, у Шаламова обычно в комбинации варианта с VI-м и иногда с редкими словоразделами: "Огонь, а не окаменелость"), употребление VI формы придает ямбу его коротких стихотворений особый характер. По отношению к отдельным из них (в частности, завершающему сборник) можно говорить о новом ритме, где вырастает доля V варианта.
Для Шаламова, как и для позднего Белого, характерно сочетание подряд двух строк с VI вариантом, например, в конце четверостишия, где им предшествует V вариант:

И пусть не будет обнаружена
Последующими веками
Окаменевшая жемчужина
С окаменевшими стихами13

Такие скопления строк VI формы могут быть и в середине срединной строфы стихотворения, где они как бы подчеркивают единство воссоздаваемой картины:

И дождик сыплется, как пудра,
На просветленную траву,
И перламутровое утро
Трясет намокшую листву14
(единство серединных строк с VI вариантом подчеркнуто звуковой инструментовкой пртл' - тру - прлутр -утр).

VI-й вариант объединяется с V вариантом как с синхронной точки зрения (как различные факторы ослабления контура ударности), так и с диахронической (постепенное увеличение употребительности этих вариантов, соответствующих расчетному ямбу теоретической модели, в XX в.). Приравнивание этих форм друг другу обнаруживается и функционально, когда у Шаламова (употребляющего эти два варианта количественно совсем по-разному) рифмуются строки V и VI формы в заключительных строках двух двустиший внутри одного четверостишия:

Тот мамонт выл, дрожа всем телом,
В ловушке для богатырей,
Под визг и свист остатанелый
Полулюдей, полузверей.15

V, VI и VII варианты объединяются ритмически (с точки зрения их влияния на контур ударности) тем, что в них пропущены два метрических ударения.
Характерно, что у Шаламова можно обнаружить и строки с VII вариантом: "Как бы палеозойской кладки", где отягчение на первом полуударном слоге напоминает внеметрическое ударение на первом слоге строки с таким же вариантом у Пастернака "Спал, и, оттрепетав, был тих". С точки зрения реального контура ударности (учитывающего не только метрически сильные слоги) постановку ударения на первом слоге в V, VI (ср. "Мир разобьется на куски" у Шаламова) и VII вариантах ямба можно было бы считать способом восстановления более обычной в традиционном ямбе трехударности строки, избавляющей ритм от той облегченности и сверхвиртуозности, которая легко возникает при разобранных выше случаях стандартизации пятисложных промежутков.

10 В. Шаламов, Дорога и судьба. Советский писатель (Москва, 1967).
11 К. Ф. Тарановский, "Четырехстопный ямб Андрея Белого", International Journal of Slavic Unguis tics and poetics X (1965).
12 Статистические данные о поэтах XIX в. и начала XX в. см. К. Ф. Тарановский, Руски дводелни ритмови I-II (Београд, 1953), табела II, III, IV.
13 В. Шаламов. Дорога и судьба, стр. 46. В стихотворении 4 строки из 16 (т.е. 25%) написаны VI формой. Такую же комбинацию двух строк с VI вариантом и 1 строки с V вариантом можно встретить и у Межирова, см. А. Межиров, Стихотворения и переводы (Тбилиси, 1962), стр. 191.
14 В. Шаламов, Дорога и судьба, стр. 10.
15 Там же, стр. 40. В стихотворении из 32 строк 10 написаны VI вариантом.

русская поэзия, СССР, литературоведение, Варлам Шаламов, биография, Запад, Вячеслав Вс. Иванов

Previous post Next post
Up