Цены на золото подпрыгнули после победы Дональда Трампа на выборах президента США. Сейчас пока сложно оценить все последствия для рынка золота такого поворота событий. Thomson Reuters GFMS в
своём докладе предсказывал, что в этом случае золото может вырасти до $ 1400 и даже, возможно, до $ 1500. Республиканцы также набирают большинство мест в обеих палатах Конгресса США. Избрание Трампа президентом США усиливает чувство неопределённости у игроков на различных рынках. Как отмечает в своём докладе GFMS: «Победа Трампа может привести к большей неопределённости на геополитическом уровне, учитывая отсутствие у него опыта в политике в целом и во внешней политике, в частности». Между тем Всемирный совет по золоту (WGC) опубликовал свой очередной ежеквартальный доклад «Gold Demand Trends Q3 2016». Цифры WGC, как всегда, несколько расходятся с данными из доклада Thomson Reuters GFMS, поскольку WGC использует не только данные GFMS, но и другие источники (Metals Focus и проч.). Однако в целом тенденции в обоих докладах схожи.
По данным WGC мировой спрос на золото упал на 10% в 3-м квартале до 992.8 тонн г/г, так как высокие цены на золото обескуражили потребителей. Инвесторы в биржевые фонды были единственными участниками - драйверами роста спроса, что помогло частично нивелировать снижение спроса в других сегментах, в частности, в ювелирных изделиях (-21%), слитках и монетах (-36%) и покупках Центральных банков (-51%). Инвесторы в ETFs продолжали наращивать свои стратегические запасы, хотя и несколько более медленными темпами, чем в первом полугодии. Чистый приток в объёме 145.6 тонн поднял запасы в ETFs до 2,335.6 тонн, самого высокого значения с апреля 2013 года. С начала года объём покупок активов в ETFs составил 725 тонн, что значительно превышает совокупный отток 616 тонн в предыдущие 10 кварталов и оценивается в сумму $ 64.5 млрд.
WGC считает, что институциональные инвесторы, не имеющие предыдущей истории инвестирования в золото, всё чаще стремятся открывать значительные позиции в биржевых фондах, наряду с теми, кто повторно открывает свои позиции после их ликвидации в течение 2013 - 2015 годов на фоне снижения цен на золото. Тот факт, что приток средств в ETFs продолжился в октябре, несмотря на падение цен на золото на 10% в начале месяца, ещё раз подчёркивает, что значительная часть инвестиций в ETFs обусловлена стратегическими мотивами, а не реагированием на цены в моменте. А факторы, лежащие в основе этих инвестиций, остаются неизменными. Политика снижения процентных ставок (NIRP) и общая среда исторически низкого номинала реальных процентных ставок остаются главным фактором, определяющим эти инвестиционные потоки.
Политическая неопределённость также является ключевым фактором влияния, и не только из-за выборов президента США. На фоне результата референдума по Brexit, перспектив выборов в 2017 году во Франции, Германии, Нидерландах и, возможно, в Италии после декабрьского референдума, неудивительно, что географическая направленность вектора спроса смещается. После того как инвесторы в США обеспечили приток золота в ETFs в первой половине года, европейские инвесторы подхватили эстафету в третьем квартале: 78% притока инвестиций в ETFs обеспечили европейцы. В Азии китайские инвесторы добавили ещё 10 тонн металла в свои фонды ETFs, что эквивалентно росту на 39%. Всё это увеличило годовой приток золота в ETFs до 287%.
Тем не менее, физический спрос на золото продолжал снижаться. Спрос на слитки, монеты и ювелирные изделия оставался очень слабым. Общий потребительский спрос в 3-м квартале упал на 26% до 683 тонн с 917 тонн в том же квартале прошлого года. Китай и Индия, ведущие мировые рынки золота, показали падение потребительского спроса в 3-м квартале на 22% и 28% соответственно. Спрос в Индии оставался слабым, т.к. цены на рынке достигли почти рекордных значений, что повлияло на настроения в сельских районах, сказалось и государственное регулирование. Ювелирный спрос упал почти на треть до 154.7 тонн. В Китае физический спрос на золото также продолжил снижаться в 3-м квартале 2016 года на фоне высоких цен и изменения поведения потребителей. Спрос на золотые ювелирные изделия в Китае упал более чем на 20% до четырёхлетнего минимума. Общий спроса на ювелирные изделия упал на 21% в годовом исчислении до 493 тонн.
Общий объём предложения в 3-м квартале вырос на 4% до 1173 тонн (с 1127 тонн в 3-м квартале 2015 года). Вторичная переработка была основной движущей силой этого роста, её объёмы выросли до 341 тонны, на 30% в годовом исчислении. Высокие цены на золото в сочетании со структурными изменениями на некоторых рынках, довели объёмы поставок рециклированного металла до 4-летнего максимума. Объёмы добычи практически не изменились в годовом исчислении (-0.5%), а общий объём предложения шахтёров снизился до 832 тонн, на 4% по сравнению с 866 тонн в том же квартале прошлого года. В то же время золотодобывающие компании в первый раз за последние четыре квартала показали чистые объёмы де-хеджирования (от 15 тонн).
Алистер Хьюитт, глава отдела рыночной аналитики Всемирного совета по золоту, заявил, что «Брекзит сильно и быстро повлиял на настроения инвесторов, усилив их опасения». Независимо от результата голосования в США «политическая неопределённость сохранится», - считает Хьюитт. Пока судьба золота во многом определяется настроениями в сфере кредитно-денежной политики и разговорами о повышении ставки ФРС в декабре, однако политические события быстро вытесняют экономические факторы, важные для золота. «Но на самом деле людям есть чего бояться, - отмечает Хьюитт, - от состояния экономики в Китае до геополитических событий и устойчиво низких процентных ставок». «Однако опыт показывает, что в один момент времени люди могут основательно волноваться только о чём-то одном».
Полностью все материалы доклада «Gold Demand Trends Q3 2016» можно посмотреть на
сайте WGC.