Ясно-понятное изложение религиозной темы

Apr 03, 2023 18:43



В свете разгорающейся на Украине религиозной войны вокруг Лавры, становится актуальной тема религии.
Светская публика не разбирается в данной теме более, чем полностью, а профессора богословия, которые могли бы, и должны бы, пользуясь случаем, всё публике растолковать простыми словами, отмалчиваются. А некоторые из практикующих священников высказываются по теме так, что хоть стой, хоть падай: их слова не соответствуют писаниям. В связи с чем я решил изложить тему своими словами, и растолковать, что к чему.
Предупреждаю сразу: я не специалист в данной области, и могу в чём-то ошибаться. Я излагаю только то, что мог прочитать, плюс дополнил для себя лакуны знания логическими построениями. Считайте, что это мои личные представления по теме религий.

Итак, приступим.
Для начала - история вопроса.
Она изложена в Ветхом Завете. Если коротко, то Моисей вывел древнееврейский народ из Египта, и раскрыл народу Закон Божий. При этом Моисей с соратниками буквально вырезал тех древних евреев, которые поклонялись тельцу, то есть - были язычниками. Потом древние евреи 40 лет кочевали по пустыне, вступая в бой с местными племенами и набираясь боевого опыта. После чего вышли примерно в район нынешнего Израиля, и очистив себе территорию от проживающего там местного населения, осели двенадцатью коленами.

Древнееврейское государство вначале набирает мощь и расширяется, затем хиреет и становится добычей более могущественных государств. К моменту явления Иисуса Христа древние евреи живут в двух провинциях Римской империи: светском Израиле и теократической Иудее.

Центральным вопросом того времени является вопрос «Что делать?»: платить налоги кесарю (то есть, римскому императору) и мириться со статусом провинции в составе языческого государства, или же, подняв восстание, восстановить суверенитет еврейского государства?

Как я смог заметить, наши современники упускают из вида именно этот, центральный для тех времён, вопрос. А он был очень болезненный для древних евреев: Бог назвал евреев народом избранным, а они оказались побеждаемы язычниками, а с некоторых пор и вовсе утеряли суверенитет.

Само по себе восстание против Рима было делом опасным, однако, если бы древние евреи смогли отложиться от Римской империи, то тогда они наверняка стали бы объектом набегов со стороны соседних народов.
Проблема древних евреев состояла в том, что этот народ перестал быть народом воинов, став народом священников и торговцев. Древних евреев, готовых, а главное, умеющих воевать, было слишком мало.
Древние евреи жили в мощной, по тем временам, Римской империи, и пользовались защитой римской армии. Однако их угнетал моральный аспект этого, а также необходимость платить налог языческому государству (иначе говоря, их грызла жадность). Общество бурлило, шли постоянные дебаты, а молодёжь склонялась к необходимости восстания.

Иисус Христос пришёл спасти, прежде всего, древних евреев, и об этом прямо сказано в Евангелиях. Это место также упускается нашими современниками. Иисус Христос предложил древним евреям альтернативу восстанию. Единственно верным решением в той ситуации было:
1. Отдавать кесарю кесарево, а Богу - Богово (смотри: Евангелие от Матфея 22 глава). Иными словами: перестаньте возмущаться налогообложением, сконцентрируйтесь на вопросах веры.
2. Признать равенство всех верующих людей перед Богом (смотри 3 главу Послание к Колоссянам: нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но всё и во всём - Христос). Иными словами: откажитесь от национальной гордыни и древнееврейского национализма, и сделайте религию вселенской.

Если бы древние евреи в большинстве своём признали Иисуса Христом и стали бы поступать, как Им сказано, то миссионерской деятельностью единобожие распространилось бы на всю Римскую империю.

Оно и распространилось потом, но сначала древние евреи предали Иисуса Христа на мученическую смерть, затем подняли восстание и потерпели поражение, затем Рим вывез к себе из храма в Иерусалиме огромное количество золота и драгоценных камней, а древних евреев депортировал.

Итак, по тем временам произошёл первый раскол единой религии: на христиан и на иудеев.
История иудеев весьма занятная, но сейчас не о них, а о христианах. Христиане, как им и завещал Иисус Христос, занялись миссионерством в местах своей ссылки, в том числе и в самом городе Риме. В результате этого, как и предсказывал Иисус Христос, Его учение быстро распространяется, несмотря на яростное сопротивление языческих жрецов и гонения властей.
Дело доходит до того, что христианином становится римский император Константин I Великий (годы правления 306 - 337).

С различной скоростью поступательного развития, но в конце-концов христианство утверждается в статусе государственной религии Римской империи.

Но тут намечается новый раскол: столица Римской империи перенесена в Константинополь («Царьград», ныне Стамбул), церковное управление государственной религии Римской империи, естественным образом, осуществляется из Константинополя, однако римский понтифик настаивает на своей власти над всею Церковью, обосновывая это тем, что Рим - историческая столица Римской империи, тогда как Константинополь - всего лишь новодел.
Рассматривая эти притязания с точки зрения логики, следует признать их необоснованными: если производить Церковь от прежней столицы Римской империи, то история Рима уходит корнями в язычество; а если производить Церковь от Моисея, то религиозный центр сорок лет кочевал по пустыне как Скиния собрания (походный сборно-разборный храм древних евреев), потом в земле Израиля Скинию неоднократно перевозили с места на место, а после постройки царём Соломоном Храма Ковчег Завета был перенесён туда, и так далее.

Несмотря на необоснованность притязаний римского понтифика на верховную власть в Церкви, христианские священники, ради сохранения единства Церкви, пытались найти компромисс, и в какой-то период даже согласились на верховенство римского понтифика. Однако раскол стал непреодолимым после того, как Католическая церковь ввела изменения в Символ Веры.

Специально для светской публики: канонический Символ Веры состоит из 12-ти пунктов, менять что-то в которых недопустимо. А 9-тый пункт гласит:
Верую...
... В Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

Таким образом, Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь это, на момент раскола, византийская церковь, откуда и проистекает её уточняющее название Православная.

Из рассмотрения истории вопроса можно вывести следующее:
1. Единство Церкви важнее амбиций каких-либо понтификов, и те из них, которые чинят раскол в Церкви - подлежат анафеме и отлучению от Церкви. Любые спорные вопросы внутри Церкви должны решаться путём общения и церковной дипломатии. Сказанное относится не только к католикам, но и к расколу православных старого и нового обряда.
2. В том случае, если христианство имеет в государстве статус государственной религии, понтифик столицы этого государства, ввиду своей близости к центральной власти государства, обладает административной властью над всеми другими понтификами. В том же случае, если каноническое христианство не имеет статус государственной религии (как аналогичная ситуация существовала в римской провинции Иудее), то своей миссионерской деятельностью христиане должны вести дело к тому, чтобы христианство обрело статус государственной религии, а до этого момента все понтифики поместных церквей равны по своему статусу. При этом административное деление Вселенской Церкви строится на территориальном, а не этническом принципе.

Это общие принципы, которые полезно иметь в голове при решении трудных ситуаций.
Например: кто из понтификов Вселенской Церкви сейчас её административно возглавляет?
Правильный ответ: никто, потому что нынче нет государства в мире, где христианство имеет статус государственной религии (Ватикан мы в таком качестве не рассматриваем, поскольку как было показано выше, католическая церковь - это церковь раскольническая, следовательно, неправильная). Отсюда следует, что все понтифики поместных церквей равны по статусу, и не вправе распоряжаться делами на территории других поместных церквей.

Тогда вопрос: а что будет, если допустить, что депутаты ГосДумы введут изменения в Конституцию РФ, и в Российской Федерации православие станет государственной религией?
Ответ: в этом случае право решать административные дела во всей Вселенской Церкви получит московский понтифик.

Следующий вопрос: а что, если таких государств, где православие стало государственной религией, образуется два или больше двух?
Ответ: такого в истории человечества ещё не случалось, а если случится, то нужно будет объединять два или более таких государства в одно, чтобы исключить споры понтификов, кто из них главнее.

***

Ну, и чтобы не оставлять больших пробелов в описании расколов: выше я писал о том, что первым был раскол на иудеев и христиан. Вторым крупным, хотя и не столь явным, был раскол христианства на собственно христианство и ислам.
Тут сложность в описании в том, что большинство арабов, возможно, не были изначально христианами. Тем не менее, пророк мусульман Магомет вполне определённо признаёт в Коране Иисуса Христа, как рождённого девой Марией (названного арабами именем Мариам) непорочным зачатием от Духа Святого. Это означает, что ислам берёт начало не в иудаизме, а в христианстве.
А принципиальное отличие ислама от христианства состоит в том, что Иисус Христос признаётся в христианстве Богом; Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой - Единый и единственный Бог, познаваемый в трех равнославных, равновеликих, не сливающихся между Собою, но и нераздельных в едином Существе, Лицах, или Ипостасях; а в исламе Иисус Христос признаётся великим пророком, однако указывается, что Бог не родит и не может быть рождаем. Второе принципиальное отличие ислама от христианства состоит в том, что христианство допускает грех и последующее раскаяние, тогда как ислам предписывает неукоснительно следовать Закону Божию, а отступники подлежат смерти.

Упоминание ислама здесь считаю уместным по той причине, что ислам как конфессия на территории России имеет следующее после православия значение, поэтому, если вводить православие государственной религией, второй государственной религией можно ввести ислам в дружественной к православию форме. Итого получится, что в России две государственные религии. С практической точки зрения такой шаг будет полезен для консолидации отечественных мусульман в интересах государства, и полезен против экстремистских форм ислама.

Песня в тему: Салават Дасаев, Елена Ключищева - А мы ведем разведку боем

image Click to view


https://www.youtube.com/watch?v=GMKOSXod0SI

Статья О войне, мире и Достоевском

Мир, Турция, История, Украина, Россия, Забор прав, Религия, Общество, Израиль

Previous post Next post
Up