Ученое неведение Канта.

Dec 25, 2014 23:02




«Я знаю, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
Платон, устами Сократа.

«Кто думает, что он знает что-нибудь,
тот ничего еще не знает так, как должно знать».
I коринфянам 8:2.
Тут вот некоторые работники умственного труда, из числа профессорско-преподавательского состава профессионально-технических училищ, ничтоже сумняшеся смущают неокрепшие умы неофитов, жаждущих философской мудрости. Наскакивают, понимаешь, блохой на самого Иммануила Канта. Ставят под сомнение и осыпают ничтожными упреками непознаваемость вещи самой по себе.

Что такое вещь сама по себе в контексте такой деятельности человека как познание? Вещь сама по себе - это вещь до всякого ее познания, когда о ней у субъекта познания нет никакого знания. Но можно ли кому-нибудь узнать что-нибудь о том, о чем нет в начале никакого знания? Никакого - от слов «совсем» и «абсолютно». Можно ли: пойти туда, не зная куда или познать то, не зная что?

Поэтому:

«...мы α priori познаем в вещах только то, что сами в них вложили» (Кант, предисловие КЧР XVI-XVIII)

Что посеешь, то и пожнёшь. Ничего личного.

И вот научное изучение вещей самих по себе начинается, по Канту, с того самого момента, когда научные работники более-менее ясно осознали вот это что-то, которое они регулярно вкладывают в изучаемую вещь. Физики вкладывают свое что-то, химики - свое, историки, биологи и прочие ботаники от них не отстают. И все эти разные что-то разных наук называются предметами науки. То есть науки, изучая вещь саму по себе, изучают на самом деле свои предметы, которые они вкладывают в вещь саму по себе. Саму по себе вещь при этом не познают. Вещь сама по себе остается непознаваемой. Физик, изучая вещь саму по себе, изучает физику вещи самой по себе, а не вещь саму по себе. Химик изучает и получает химию вещи самой по себе, биолог - биологию, историк - историю.

А чем же занята метафизика в лице Канта? А метафизика в лице Канта изучает сами эти предметы разных наук, эти разные что-то, которые науки вкладывают для изучения в вещи сами по себе. Кант эти разные предметы называет трансцендентальным предметом, а философию, понимающую важность, необходимость трансцендентального предмета в любой человеческой деятельности, называет трансцендентальной философией.

Итак, Кант знает трансцендентальный предмет, а другие не знают и этого.

мышление, сознание

Previous post Next post
Up