Я искренне прошу всех философов и просто думающих людей помочь мне разобраться в одной личной ситуации. Всем известно и на слуху понятие "русская идея". Вот что например пишет советский философ Арсений Гулыга в своей книге-завещании "Русская идея и ее творцы":
"Уточним: термин «русская идея» родился под пером Достоевского. В объявлении о подписке на журнал «Время» на 1861 год он писал: «Мы знаем, что не оградимся уже теперь китайскими стенами от человечества. Мы предугадываем, что характер нашей будущей деятельности должен быть в высшей степени общечеловеческий, что русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях». К этой идее Достоевский впоследствии возвращался неоднократно.
В 1888 году Соловьев выступил с лекцией в парижском салоне княгини Витгенштейн с призывом к объединению христианских конфессий. Лекция была опубликована (сначала на французском языке) под названием «Русская идея». Соловьев писал, что русская идея «не имеет в себе ничего исключительного и партикуляристического, что она представляет собой лишь новый аспект самой христианской идеи, что для осуществления этого национального призвания нам не нужно действовать против других наций, но с ними и для них».
Перу Н. А. Бердяева также принадлежит книга под названием «Русская идея», смысл которой - «братство народов, искание всеобщего спасения», есть у Бердяева еще более лапидарная формула русской идеи: «все ответственны за всех». Верить надо, видимо, создателям и носителям русской идеи, а не ее тенденциозным интерпретаторам.
Главные носители русской идеи - Достоевский, Соловьев, Федоров. Их предшественники - Карамзин, Хомяков. Их последователи - Розанов, Бердяев,
Булгаков, Франк, Лосский, Карсавин, Ильин, Вышеславцев, Флоренский, Лосев". "
Идея - это философское понятие. Не случайно "русскую идею" штурмовали именно русские философы, вплоть до самых классических из них Вл. Соловьева и Н. Бердяева, авторов одноименных работ "Русская идея". Главная трудность русской идеи - это проблема изложения ее как философского предмета, то есть на понятийном (категориальном) языке.
Вот два красноречивых свидетельства:
Вл. Соловьев: "Мы поищем ответа в вечных истинах религии. Ибо идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности".
Н. Бердяев: "Русская мысль, русские искания начала XIX в. и начала XX в. свидетельствуют о существовании русской идеи, которая соответствует характеру и призванию русского народа. Русский народ - религиозный по своему типу и по своей душевной структуре".
Еще более жестко и конкретно высказался патриарх русской философии Алексей Лосев:
«Если, наконец, теперь мы спросим себя, в чем же заключается русская философия как система, как логическое построение, то на основании всего вышесказанного необходимо будет сказать, что русская философия остро недолюбливает эти самые логические построения как таковые, причем эта нелюбовь очень часто превращается в прямую и острейшую ненависть ко всякому отвлеченному построению и к самой тенденции отвлеченно мыслить». (В кн. «Философия. Мифология. Культура»)
То есть русская идея осмысливалась как онтологическая проблема, но при этом философы не могли перевести ее на гносеологический язык, повторю вышеприведенное высказывание Достоевского: "...русская идея, может быть, будет синтезом всех тех идей, которые с таким упорством, с таким мужеством развивает Европа в отдельных своих национальностях".
Более четко эту проблему сформулировали участники круглого стола "РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ: ВЕРДИКТ, РЕАЛЬНОСТЬ ИЛИ/И МИФ?": "«Не можем ли мы увидеть некую специфику русской традиции, которую отчасти воспроизвела советская философия, в том, что эта философия не центрируется вокруг трансцендентальной субъективности, а пытается предложить что-то рядом с ней, взамен, отказываясь принять эту форму дробления».
http://www.ruthenia.ru/logos/number/2001_4/11.htm Одним словом, проблема ясна: слов о русской идее сказано и говорится очень много и поныне, а русской идеи как предмета философии до сих пор нет. То есть нет понятия (категории) и соответственно нет связи этого понятия (категории) с другими понятиями (категориями) классической философии. НЕТ ФИЛОСОФСКОГО ПРЕДМЕТА - НЕТ И ФИЛОСОФСКОЙ ПРОБЛЕМЫ. Это главная проблема русской идеи.
Теперь личное. 4 марта 2000 г. я опубликовал на своем авторском вечере тезисы "Заявления об открытии русской идеи как метода философии и логики". Вот они:
РУССКАЯ ИДЕЯ: РОССИЯ является, наряду с ВОСТОКОМ и ЗАПАДОМ, третьим и самостоятельным духовным материком, на территории которого действует духовный закон ТРОИЦЫ
Это означает, что:
a) во всемирной истории человечества Россия обозначает себя как самостоятельное духовное явление, равное Востоку и Западу;
b) наши исторические неудачи и нынешняя неустроенность государства есть следствие духовной подчиненности России двум процессам: слияния Востока (положительной идеологии власти) и разделения Запада (отрицательной идеологии закона);
c) Россия продолжает духовную эстафету, начатую народами Востока (жизнь в природе - сельская цивилизация) и продолженную народами Запада (жизнь вне природы - городская цивилизация);
d) Россия примиряет духовный антагонизм между Востоком (человечество как утверждающее свою власть над материей природы) и Западом (человечество как отрицающее материю природы во имя движения, свободы духа от материи);
e) явление России есть явление нового и третьего этапа развития человечества (социального вслед за природным и искусственным) во всемирной истории человечества, соответственно:
- возникает третий тип мировосприятия: вера в единичность мира (материализм) - вера в множественность мира (идеализм) и вера в единство мира (реализм);
- возникает третий тип мышления: конкретное (утверждение) - абстрактное (отрицание) и синтетическое (согласование);
- возникает новая логика: формальная (классификация) - диалектическая (систематизация) - синтетическая (гармония);
- возникает новая идеология: идеология ЖИЗНИ (начала - Восток) - идеология СМЕРТИ, Апокалипсиса (конца - Запад) и идеология БЕССМЕРТИЯ (середины или связки, синтеза начала и конца - Россия);
- возникает третий тип государства: природного как основанного на целостности власти (Власть Востока) - искусственного как основанного на разделенности властей (Закон Запада) - синтетического как основанного на единстве гармонии или симфонии властей (принцип личности России); b> (Полный текст см. здесь http://www.kcherepanov.narod.ru/dfns/zyvl.htm).
С того времени (4 марта 2000 г.) прошло более одиннадцати лет, но эти тезисы до сих пор не замечены философским сообществом России, их отказываются публиковать журналы и газеты, они игнорируются почти всеми российскими философами, мол, якобы ничего не произошло и впервые со времен Бердяева, Соловьева, Гулыги, Зиновьева, Ильенкова не опубликованы тезисы, которые дают ФИЛОСОФСКИЕ И ЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РУССКОЙ ИДЕИ.
Может быть, я чего-то не понимаю. Может быть эти тезисы не философские и не решают проблему формулирования темы русской идеи как предмета философии и логики? Помогите разобраться. Обращаю внимание, что я ставлю вопрос даже не о доказательстве, что возможно только в ходе дискуссии или полемики, а том, что впервые решена труднейшая интеллектуальная задача: русская идея сформулирована на понятийном (категориальном) философском языке, то есть дана как ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.
Вы согласны хотя бы с моим утверждением: что это корректные философские тезисы и что русская идея в "Заявлении от 4 марта 2000 г." дана как предмет философии? Если да, то почему таково единодушное молчание философского сообщества в течении вот уже одиннадцати лет? Если нет, то таковы должны быть требования к философским тезисам и что в тезисах «Заявления от 4 марта 2000 г.» этим требованиям не соответствует?