Маккарти продакшнс представляет: «Зверь из Будапешта» (1958)

Jul 22, 2021 10:49




Рубрика «Маккарти продакшнс», которой с вами не было несколько лет, неожиданно пробудилась. Ее голос с радиопомехами пробился через радиоактивные обломки и нуарные развалины ядерной клюквы 1950-х. А произошло это по важному поводу - вашему клюквосборщику удалось таки отыскать давно им запримеченный фильм на редкую тему Венгерского восстания. Это особенный трэш с говорящим названием «Зверь из Будапешта».

Снял ЭТО Хармон Джонс - малоизвестный канадский режиссер и продюсер, который начинал где-то в монтажной кинокомпании 20th Century Fox. В начале 1950-х его бросили на режиссуру и всего он склепал где-то 30-35 фильмов, некоторые из которых даже были удачными. Однако в 1954 г. он ушел из кинобизнеса и стал снимать для телевидения. Данный фильм он сделал для компании средней руки Allied Artists Pictures Corporation. Это было дочернее подразделение компании Monogram Pictures, которая снимала в основном дешевые картины типа вестернов и фантастики вроде «Вторжение похитителей тел». Это... единственная информация, которую удалось найти о создании фильма. Еще я предполагаю, что это был фильм категории Б к хоррору «Невеста и чудовище» (1958). Но теперь, по крайней мере, мы можем сами оценить этот шедевр! Совсем недавно, несколько месяцев назад, фильм был залит на рутрекер благодаря тому, что его озвучил и выпустил Пятый канал. Большое ему спасибо за этот раритет жанра говнокино. Итак, приступим.



Если вы, как я, смотрели тупорылые агитки 50-х, то уже знаете, как все начнется. Правильно - в начале нас встречает закадровый голос, который говорит под хронику - прием настолько штампованный в те времена, насколько это возможно. Под кинохронику Будапешта он рассказывает, как любил этот замечательный город. Но настали сложные времена... Сначала пришли нехорошие фашисты, а потом - нехорошие коммунисты. Они поменяли свастику на красную звезду, что «несла тьму» (с). В итоге всеми недовольными занялась тайная полиция. Она любила бить оппозиционных студентов дубинкой по тому месту, которым они думали.







И вот 23 октября 1956 года. Голос говорит, что он собирался с товарищами на митинг у памятника генералу Бему. В кадре появляется Интеллигент. Это отставной профессор-гуманитарий Тольно, который уволился с работы, съехал с квартиры, ищет жилье - короче, страдает, но не идет на поклон властям! Все вокруг его любят и поэтому закатывают с ним длинные экспозиционные диалоги. Например, его близкий сын, молодой человек с простым венгерским именем Чарльз. С ним профессор обсуждает актуальную политику: причем неинтересно, как выпуски Киселева. И что самое странное, отец живет отдельно от семьи, что сына лишь несколько удивляет, а отец улыбается, как будто это нормально.





Смена плана. Кафе. Романтичная музыка. В кадре появляются Коммунисты. Сюда в поисках Чарльза пришла со своим отцом-генералом девушка Марисса Фолдеси - мадам невиданной красоты. Торчащие в углах, как мох в избе, студенты с завистью говорят: я б русский бы выучил только затем, чтобы ей понравиться (я почти не шучу).



Марисса тоже обсуждает с отцом политику. Тот выдает без особого смущения страшную служебную тайну - оказывается, режим разрешил демонстрации для того, чтобы выявить лидеров оппозиции и всех их арестовать. И все это по указке лично зловещего полковника Заааагона, который читал басню про мышей и кота-лжемертвеца. Зааааагон - это местный Темный Властелин, глава тайной полиции и самый страшный коммуняка. Скажите спасибо, что его зовут не Зюганов.

Конечно, генералу немного стыдно репрессировать своего профа-знакомого, но - он просто выполняет приказ. Да, как вы понимаете, тут все друг с другом знакомы. Марисса вон - девушка Чарльза, который не поддерживает идеалы отца, поэтому его наверняка скоро примут в партию.

Если до вас не доходит, тут наклевывается странный перепев «Ромео и Джульетты» про две непохожих семьи с влюбленными отпрысками. И действительно, Чарльз с отцом приходят к семейке Капулетти Фолдеси. Проф здоровается и показательно сокрушается, что красивая девушка Марисса еще с детства любила одеваться как мальчик, мол, бездуховно. После ненужной болтовни он вежливо откланивается. Сынок сокрушается, и мы понимаем, что Чарльз все же любит своего отца и не готов еще жертвовать им ради партийной карьеры. Да, почетный орден Павлика Морозова ему явно не дадут...

Кинохроника демонстрантов Будапешта под распевание некой венгерской песни. В нее неубедительно вмонтированы игровые вставки с нашими героями, показывая малобюджетность постановки. В это время в своем логове просыпается зловещий царь Кащей полковник Отто Загон. Он живет жизнью каждого коммунистического полковника госбезопасности - богато украшенная квартира, позолоченная мебель, дорогой сервиз и красавица-жена, похожая на фотомодель.



Естественно, Загон желает любой ценой защитить успехи социалистического строительства. Он звонит прямо на венгерскую Лубянку и говорит, что какой дурак разрешил демонстрации? Вы же и разрешили! - говорит солдат. Ладно, вставить юмор авторы поленились... Но Загон все равно недоволен, что контрреволюция за окном мешает ему спать. Он требует арестовать главного оппозиционера - того самого Профа. Лейтенант Стефко в итоге приступает к выполнению задания!





Проф в это время прогуливается через кинохронику и улыбается сочувствующим революции, которые бросают из окон демонстрантам гондоны с водой фантики. Воодушевленные революцией гидности венгры вырезают из госфлага красную звезду. Да, именно красную звезду, а не герб ВНР. Проработанность деталей фильма потрясает.



Также мне понравилось, что в кинохронике попытались изобразить демонтаж герба на огромном здании. При этом отлично видно, что один кадр - на самом деле ремонт герба, а другой, где мужики в военной форме и характерных шинелях - вообще хроника Венгерской революции 1919 года.





Там-то Профессора и берут под руки два агента в штатском и спокойно провожают к полковнику, одетому в ряженый мундир злодея из дешевых оперных постановок и увешанный австро-венгерскими медалями.



Я дебил не сдамся! - пафосно говорит Профессор. Тогда полковник решает проблему радикальными методами - и лично karaet vraga naroda. Как это принято при тоталитаризме - на месте! Проф и ухом не повел. «Вы опоздали!» - только говорит он. Я уже было думал, что он успел вкусить вампирской кровушки или он из рода Влада Цепеша - вот откуда такое странное поведение - и это был бы реально неожиданный поворот! Но нет, интригу обломали - второй выстрел, и лох сдох.



Загон делает звонок на радио и по его просьбе там крутят Сергея Шнура сообщают населению, что в Профессоре разоблачили шпиона ста двадцати государств, вредителя, прихвостня капитала, так что его pokaralи - I TAK BUDET S KAЖDЫM!!! Советская гэбня не любит волокиты! Услышав об этом в кафе, сынок Чарльз приходит в шок, понимает, что был неправ и делает рассуждения в стиле Капитана Очевидность на фоне красной звезды (символизм!). Он пафосно уходит. Ромео!.. Тьфу, сука... Чарльз! - пищит его девушка, но он не слушает.



Тем временем разгоняют демонстрацию. Венгерские балбесы колеблются: «Загон просто зверь - но он же не прикажет стрелять, если мы просто спросим?» (с) А-а-а-а-а-а-а-а!!! Ну давайте, спросите, только сначала счет в ритуальном агентстве оплатите... Тем временем Загон следует заветам папаши Мюллера и лично пытает на допросе какого-то священника и его девушку, которую порют плеткой. БДСМ из пропаганды 50-х - на марше. Тут лейтенант Стефко докладывает, что несанкционированная демонстрация движется к электростанции. Гордый полковник действует решительно и приказывает вызвать на место беспорядков отряды Росгвардии советских солдат. Сразу видно профессионала! У нас тоже по таким поводам целые полки росгвардейцев собираются.





Стефко звонит нашему Генералу, который сидит в кабинете под знаменем со старым венгерским флагом - тем самым, что с крестом Святого Иштвана. Это еще больше укрепляет в подозрении, что Генерал, строящий из себя свободного интеллигента - просто сраная контра. Предсказуемо, что он, получив приказ о вызове армии, начинает картинно удивляться, что против студентов-демонстрантов выйдут войска, готовые стрелять. Но приказ есть приказ... Тут еще и доча действует на нервы и заявляет, что демонстранты - это фашисты и контрреволюционеры (подразумевается, что это неправда, и в отсталой националистической стране, избавленной десять лет назад от фашистов, фашистов быть не может). Они долго срутся, Генерал унижается, что у него плохой день - Профа расстреляли, соотечественников тоже хотят... О, таки у авторов тоже попер юмор от собственного сюжета.







Чарльз продолжает в духе героя нуара размышлять вслух закадровым голосом. Оказывается, он был в таком шоке, что сам не заметил, как пошел к радиостанции, а к нему со спины приклеились штук восемь демонстрантов с флагами. Сами собой, как утята идут за велосипедом или собакой.



Чаплин требует отступных от тезки за плагиат своей классики!!!



Оказывается, Профа знал чуть ли не весь город, и теперь все демонстранты пылаютЪ местЪю. Дохнуть Идти - так всем вместе! - заявляет Чарльз. И они идут к радиостанции всей своей армадой, всей толпой, всеми несокрушимыми рядами в девять человек! Разумеется, злобные русские, увидев фашистов, в ярости стреляют, как в годы войны, по приспешникам империалистов из мосинок и американского пулемета Браунинг.



Заныкавшись в подворотни, идиоты сокрушаются, что по ним стреляли после того, как предупредили, что к радиостанции подходить нельзя. И тогда они решают поступить умно! А именно... ВСЕ РАВНО пройти на радиостанцию! И рассказать народу Правду, как Режим угнетает народ и расстреливает мирных демонстрантов.

Конечно, чтобы пробиться через кордоны, нужно оружие - так что мирный протест буквально вынужден начать убивать людей, как убивали их! «Будем бросаться кирпичами!» - гордо говорит одна революционерка. «Будем рвать их руками!» - говорит вторая. Нет! - гордо говорит Чарльз. Все это мелко и недостойно. Мы будем их обстреливать рогатками! И уводит банду в какие-то переулки, как Гамельнский крысолов. Знаете, что он придумал? Один венгр привлекает внимания патруля и после нуарной погони по переулкам завлек его в тупик, где на тайную полицию спрыгнула подмога и отняла оружие! Гениально, если подумать! Всем советую этот простой, но эффективный способ в случае ближайшего восстания - сможете обеспечивать себя оружием хоть каждый день. В итоге они затрофеили один ППШ, а Чарльз, аки настоящий герой нуара, получил вдобавок к своему плащу и закадровому голосу револьвер!



Продолжая насиловать мозги зрителя закадровым голосом, Чарльз говорит: это были уже не просто люди, а солдаты, повстанцы! Какие повстанники, это расбойники! Совершенно беспалева пройдя через город, они влегкую вламываются в казармы к Генералу и требуют на халяву оружие, гранаты, бензин миллион долларов и самолет до Иордании. Ведь они же не хотят ничего плохого - Загон первый начал, правда первый начал, уааааааа! «Мы всего лишь хотим уравнять шансы!» (с) В бой идет последний довод! «Венгрия ваша родина, вы клялись защищать ее!» (с) В ту же минуту Генерал прозрелЪ и перешел на сторону восстания - ведь он же венгр!





В своем дворце Загон хмуро говорит, что никогда не доверял этой контре и если он даст оружие повстанникам, то «только оттянет свой напряженный и длинный неминуемый конец» (с). А все потому что Генерал слабак - у него только один стойкий член, да и то - член партии Марисса. Решено поэтому шантажировать Генерала дочерью. План сработал отлично - Мариссу привели на радио и попросили выступить к молодежи. Об отце не сказали - нечего нервы портить девочке, отец навоюется, вернется из командировки, присядет в тюрьму - тогда и поговорят. Она в итоге выступает и просит контрреволюционеров одуматься и не поддаваться на провокации.



После долгой напряженной сцены вещания происходит перестрелка. Наверно, она выглядела очень впечатляюще и круто, но дебил-оператор засветил пленку, и в итоге действие в полутьме и не видно ни хрена. Впрочем, даже через темноту видно, что стреляют друг по другу две кучки массовки, причем планы не меняются: одни стреляют направо, другие налево. Вау, все как в «Голом пистолете» - перестрелки, закадровый голос, вот откуда идут корни шедевров!





Как же пройти в здание? К счастью, кто-то вспоминает про старый немецкий туннель, и все (все, блеать!!!) идут туда оравой! Туннель оказался... тем же сраным переулком, снятым с другого ракурса и в темноте а-ля «в жопе динозавра». Как ни странно, туннель охранялся - вот удивительно? Тогда один повстанник решает сыграть в диверсанта и идет к часовому поговорить и пришить его ножом - авось получится закосить под рабочего. А что, Индиана Джонс и Хан Соло же нечто подобное же делали - чем Венгрия хуже?

Идиотский план сработал как по нотам. Дурак-часовой узнал старого знакомого, поверил, что тот пришел по вызову и пропустил. В благодарность благородный повстанник прибил болвана - и проход свободен! Вся кодла проходит в туннель гуськом и крадется через нуарные планы. Но тут оглушенный часовой пытается достать пистолет. Оставшийся в тылу стреляет в него - и в туннеле реагирует полиция! Чарльз хладнокровно, ни секунды не раздумывая, убивает юнита и гасит свет, окончательно похоронив возможность что-либо разглядеть.





Разыгрывается локальный косплей Терминатора - сцена разгрома полицейского участка. Так как бюджет не тот, то подорвали только пулемет перед зданием. Зато потом, точь-в-точь как у Кэмерона, наши герои через нуарные планы вбегают в кабинет к Саре Коннор... Тьфу ты, Мариссе! Та начинает ныть, что ее любимый перешел на Темную сторону Силы - а тот заявляет, что блондинко дура и весь народ за них, включая ее отца. Блондинка не верит и поступает как в плохом нуаре - достает невесть откуда взявшийся пистолет и убегает. В итоге повстанцы гордо сообщают ПРАВДУ по радио.



Загон в ярости. Тут к нему прибегает Марисса - оказывается, повстанцы за кадром взяли чуть ли не весь город. Загон не придумал ничего умнее, как признать, что ее отец предатель. Охреневшая блондинка в ту же минуту теряется и отказывается писать и говорить, что надо. За это ее наш гениальный злодей отправляет под арест. Ее бросают в темную сырую камеру. Как будто этого мало, лейтенант Стефко зачем-то решает ее изнасиловать и начинает под вопящую музыку лапать.



А вот охраннице нравится... По ходу, в соцблоке никаких проблем для лесбиянок не было. Социализм говорит - нет сексуальной дискриминации!



Нам опять крутят кинохронику под закадровые россказни Чарльза, который заявляет, что они хотели просто прекратить бесчинства полиции и русской оккупации - поэтому захватили оружие, технику, город и начали ломать и крушить эти осточертевшие всем красные звезды. Что? Повешенные пленные на деревьях? Пытки? Убийства? А, этого в фильме нет - наверно, Чарльз этого просто не видел. Он же такой честный, что обязательно бы сказал.

Генерал в шоке читает посланное ему покаяние дочери, которую явно довели домогательства мужланов. Злобный Загон придумал гениальный план, как подавить восстание - обменять Мариссу на каменоломне на Генерала, заставить его выступить с признанием и тогда дело в шляпе. Гениально, не спорю. Но план не предусмотрел маленькой накладки - Чарльз решил помочь Генералу и отправиться с ним. Черт, а ведь все было так тщательно продумано!..

Пропустим лобызания Загона с женушкой, которой он обещает скоро съездить в Париж на шопинг - на сюжет это не работает. Смена плана. Итак, пафосные и бесплатные декорации - какие-то вонючие каменоломни, гениально введенные в сюжет. Та же самая вонючая тьма, как будто снимали исключительно после заката. Загон достает матюгальник и приказывает выходить с поднятыми руками лицом к стене, мордой в пол, задом вверх! Иначе - открываю предупредительный расстрел!



Однако Чарльз гениально воспользовался тактическим преимуществом! Он одевается в генерала и выходит вместо него, опираясь на палочку, чтобы в нужный момент неожиданно схватить Мариссу и с ней забежать за камень. Видимо, в двух шагах полковник не видел подставы. После этого остается только склонить шляпу перед этим великим фильмом. Получается, постоянная темь в кадре - это не про***нная пленка оператора, а гениальное внутрисюжетное обоснование, работающее на сюжет! План опять срабатывает как по нотам. Но в последний момент тупорылый Генерал теряет последние мозги и вылезает из-за камня с визгом, мол, не стреляйте по кровинушке, я сдаюсь властям! Разумеется, кретина тут же расстреляли, и жертвенный осел тупо сдох!



Доча визжит и тоже по тупости получает пулю. Только в эту секунду просыпается прикрытие наших повстанцев - реакции позавидует черепаха. Все разбегаются. Мариссу повстанцы в итоге доставили к себе в штаб в какой-то полуразгромленный дом, где выхаживают своими силами. Медиков у них, похоже нет, бои продолжаются. Тогда за подмогой к врачу вызывается пойти какая-то безымянная повстанница. Целый подсюжет, блин, в итоге посвящен тому, как она его проводит через блокпост врага. Самым лобовым способом - вышла к часовым, сказала: «Что вы мне дадите, если я покажу вам сиськи логово контрреволюционеров?». И взвела в кармане гранату! Предсказуемо сдохла. Да тут вообще кто-нибудь может умереть нормально или каждый считает нужным изобразить из себя Койота из мультиков Луни Тьюнз?





Доктор говорит, что жизнь пациентки вне опасности. Успокоившись, Чарльз тут же раздает указания, распределяя силы по городу для наступления. Все за - даже доктор к нему присоединяется. Опять кинохроника, опять угольный склад вместо освещения, Чарльз страдает над телом своей Джульетты. Та хнычет и страдает и... ОПЯТЬ ГРЕБАНАЯ КИНОХРОНИКА! Да сколько можно! Так даже Роджер Корман в худшие годы не делал!

Короче, власть терпит поражение за поражением. Загон берет тогда жену и готовится бежать по старой заброшенной дороге. Нам показывают городские бои, больше похожие на телеспекталь. Зато без темноты из ануса дракона!







Это кино научит вас, как держать приклад!

Длинная сцена боя, наполовину состоящая из кинохроники. В ответственный момент Загон бросил своих людей и сбежал через черный ход. Однако дома женушка ему сказала, что никогда его не любила и в эмиграцию не побежит. Тогда разгневанный Загон вместо локального ремейка «Ромео и Джульетты» устраивает локальный ремейк «Отелло». Говорит - читала ли ты на ночь Маркса, Дездемона! Думаешь я не знаю, что ты тырила мои деньги, шлюха! И тут же душит прямо на ковре.





Тем временем повстанники перестреляли пулеметчиков и забежали в здание. Гэбистов берут в плен. Повстанцы вбегают в спальню к женушке Загона, и так становится понятно, что этот урод реально жил на втором этаже здания местной тюрячки, что выносит мозг полностью! Много мы видели коррупционеров, но вот это ж надо настолько сильно оборзеть! Недодушенная женушка все им рассказывает. И далее мы видим, как Загон убегает из Будапешта по дороге с блокпостом повстанцев, выдавая себя за простого советского гражданина. С простым русским именем Андрей Грушкин.





Я остро пожалел, что он не надел платье не назвался венгерской актрисой варьете...

Но на другом блокпосту маскировка не срабатывает, и беглец вынужден развернуть оглобли. В погоню мчатся Чарльз, его телка и еще какой-то дебил! Минут пять нам показывают покатушки по дорогам, а потом обе стороны сталкиваются на глухом повороте. Происходит перестрелка, Загон ранит подручного и убегает с револьвером в горы. И разыгрывается моя любимая часть всех нуаров! Финальная погоня в лабиринте! Тут, соответственно, это не цирк как в «Леди из Шанхая», не канализация как в «Третьем человеке» и «Он бродил по ночам», не окраина города как в «Ночь и город» - а пещера-тоннель.





Снято неожиданно нормально, но и тут гений-сценарист нашел выход, как ступить! Когда у Загона кончились патроны, он просто... швырнул пистолет в Чарльза. План срабооооотал как по ноооотам! - я уже не удивляюсь! Подхватив какую-то корягу, он нападает на героя, они очень долго дерутся в нуарной пещере, а потом Чарльз наконец благородно забивает врага камнем до смерти. Наконец наш герой выходит в крови и говорит что-то типа: «Зло повержено!» Но радио говорит, что злобные русские, которые ушли из города, уже через пару часов передумали и вернулись с целой армией. Герои понимают - тогда полиция вернется, их всех накажут, репрессируют, убьют или даже хуже - «сошлют в Сибирь» (с). У них два пути - сбежать в Австрию или... Или.

И они отправляют назад, чтобы сражаться. Под закадровый голос Чарльз пиздит, что они не проиграли и борьба будет продолжена, ибо лучше умереть стоя, чем жить на коленях и война не закончена, пока жив хотя бы один солдат. И все это под пафосную и очень патриотичную венгерскую американскую музыку за кадром. Хэппи-энд!



Остается добавить, что в фильме довольно много точно названных топонимов и достопримечательностей Будапешта. Но с именами полный завал - почти все носят не венгерские, а условно-европейские имена типа «Мартин», «Тереза», «Геза» и т.п.

Что сказать. Я искренне благодарен Пятому каналу за то, что он перевел этот редкий и уникальный фильм. Мало кто отваживался выпустить настолько дешевую и тупую срань на волне шумихи по поводу Венгерского восстания. Я знал, что будет плохо, но я хотя бы ждал веселого безумия в духе «Девушки в Кремле» и любовной драмы. А получилась откровенно штампованное говно, которое не достойно потраченного на просмотр времени. Даже нуар не вытягивает - хотя я и рад, что знаю еще один антикоммунистический нуар того времени. Еще одно доказательство того, что даже самая плохая пропаганда СССР тех лет уделывала среднюю американскую чисто по технике.

image Click to view


а) Кино, 3) Несортированная клюква, 4) Какая-то другая ягода

Previous post Next post
Up