Путешествие (1959). Майор танковых казаков Юл Бриннер vs венгерского восстания!

Jul 16, 2021 11:36

Фильм "Путешествие" / The Journey 1959 г. - один из самых известных в карьере Юла Бриннера, поскольку русский по происхождению актер сыграл там самого настоящего русского офицера. Сюжет стандартен и отдает дешевой эксплуатацией актуальной темы - любовь коммуниста к капиталистке на фоне поражения Венгерского восстания 1956 года, после которого иностранцы застревают на границе. Идея похожа на стандартные экзотичные шпионские или нет мелодрамы того времени типа "Ниночки", "Касабланки", "Солдата неудачи", "Ночные люди", "Повадки тигра" и т.д. Поэтому смотреть я его не собирался, считая, что это очередная убогая клюква 50-х. Однако в конце концов до всего доходят руки - и я, посмотрев фильм, понял, что несмотря на довольно небольшую клюкву, о фильме стоит рассказать и порекомендовать его. Так что - встречайте обзор!

Предупреждаю - фильм идет два часа, так что читать придется долго.



"Действие этой истории происходит между Будапештом, столицей Венгрии, и австро-венгерской границей, где на самом деле был снят этот фильм. Ноябрь 1956 года, трагические дни Венгерского восстания" - сообщает нам фильм.

После длинных вступительных титров впечатляет уровень аутентичности фильма. Не зря снимали в Австрии, где тогда остался свеженький реквизит от оккупационных советских войск! Все солдаты поголовно ходят с ППШ и в настоящей советской форме. Причем соответствующей - летчики в голубом, с погонами и в кожанках. И что показательно - все говорят на чистейшем русском языке! Неужто наши и солдатиков после ухода оставили на память?





Суть проста и невзыскательна. В Венгрии в аэропорте застряли иностранцы, которым надо вылететь на родину. Но аэродром заняли себе русские... В таких условиях иностранцы кукуют и слушают душераздирающие репортажи по радио венгерских повстанцев, которые детскими голосами пищат и просят о помощи. Репортаж сменяется зловещим маршем Мендельсона Штрауса. Иностранцы с показательным пафосом говорят: "Я всегда думал, что они умеют только играть на скрипках. Теперь они показали всем, что умеют сражаться".

К ним присоединяется британка Диана Эшмор со своим знакомым, неким британским типом по имени Генри Флемминг.



В конце концов иностранцам разрешают уехать в Австрию, и всех отправляют туда на автобусе и даже без конвоя с пулеметами! Причем Флемминг очень подозрительно ссыт и старательно конспирируется шляпой, чтобы не попадаться постам. Это, как понятно даже ребенку, неспроста.



Надеюсь, вы оцените мрачные и нищие просторы венгерской глубинки, где специально для съемок отыскали австрийские послевоенные руины.





И вновь аутентичность и точность - советские мотострелки носят аккуратную нормальную форму, гимнастерки с подворотничками и нормальные лычки. Да и сами советские солдаты показаны как нормальные люди, а не как обычно, орки или унтерменши с нацистских плакатов. Но Генри все равно ссыт. Тем более, ему не здоровится и он даже иногда падает в обморок, аки пьяная Джульетта, и начинает симулировать сумасшествие, бормоча что-то явно не на английском. Генетическая память?





Автобус проходит проверку успешно, но только для того, чтобы через несколько километров... Его остановил конвой повстанцев! Разумеется, они показаны аки суровые борцуны за свободу. Аккуратно проверяют паспорта, спрашивают о русских и уверяют, что город рядом с границей якобы их. Узнав, что в Будапеште все кончено, они тут же дриснули в Австрию пафосно заявляют: "Сообщите людям на той стороне - скоро мы к ним сдриснем будем сражаться спичкострелами камнями!" Гордо отказавшись от денежной помощи, они растворяются в партизанских венгерских джунглях.





Автобус прибывает в город Мосан, где неожиданно в "их городе" иностранцев встречает суровый советский блокпост. Все, теперь никому хода нет - бросайте якорь у комендатуры и предъявляйте ксивы - примерно так говорит он, ощетинившись танками, разукрашенными red zvezda.





Кстати о танчиках. Нимножечко о заклепках. Как я уже говорил, аутентичность фильма поразительная - вплоть до оружия, формы, транспорта, русской речи и мелочей реквизита. Но вот один жирный косяк таки пихают в рожу десять раз. Мало того, что все аутентичные Т-34 почему-то некрашенные. Так на них еще и... Огромные. Человекоподобные. Роботы. Намалеванные. Бортовые. Номера. Которые состоят из двух цифр и кириллических букв, чтоб пострашнее. Сочетания заставляют рыдать весь фильм.











Вот скажите спасибо, что "Ъ 88" никто не намалевал...





Иностранцы въезжают в комендатуру под специально повешенной огромной RED ZVEZDA.



У всех деловито собирают документы, пока во дворе на очередном краснозвездном грузовичке поют грустную песню пойманные повстанцы, которые похвалялись, что-де каменьями русских закидают... Вот жеж лохи?



Русские оккупанты, что интересно, не препятствуют вечеру самодеятельности, не кричат, по почкам не бьют и дают благодарным слушателям заценить этот золотой граммофон до конца. Народ, конечно, сочувствует жертвам режима, но выражать благодарность им не спешит - на грузовик никому не хочется.



Русские отводят пленников... то есть, иностранцев в здание и собирают паспорта, аки менты у таджиков в Москве. Теперь их судьбу решит местный комендант. К счастью, он отлично говорит по-английски.



Это майор... Юл Бриннер! Человек-скала. Светлая голова - даже блестящая! Он настолько СУРОВ, что даже его фамилия - Surov. Часто ее переводят как Суров, но на самом деле в фильме четко сказано и прописано, что он майор Зуров.



По наградным планкам видно, что это настоящий герой Советской Армии! Орден Ленина, два ОКЗ, Красная Звезда, Орден Славы, вроде еще "За службу Родине" и вроде бы... Александра Невского (? последнее явный перебор). Ну и не забыли "За взятие Будапешта"!



Он СУРОВ, но при этом вежлив и доброжелателен ко всем. Даже бывшему генералу люфтваффе, слинявшему после войны в Эфиопию, и бывшему киевскому еврею, который давно не был на родине. Приезжайте к нам, у нас печеньки многое изменилось! - говорит Юл Бриннер. "Уж лучше вы к нам" - читается у того на лице, но эмигрант молчит. Наконец очередь дошла для нашего Яна... то есть, Генри Флемминга. Зуров явно что-то заподозрил, но вида не подал. Собрал паспорта и иностранцев сдал в гостиницу под названием... не поверите, RED KRASNAYA ZVEZDA! Ох, оригинальность так и прет, аки запах навоза на солнце...

Все устраиваются, а Флемминг прячется в самый дальний угол на чердаке, где он может хворать без присмотра. Ослу понятно, что он явно иностранный шпион, но пока оставим это - интрига слишком примитивна, чтобы над ней думать.





Вечером в гостинице играл типичный венгерский оркестр. Ужин посетил лично товарищ майор Зуров, суровый, как тяжёлый бронепоезд.





Зуров с товарищами ужинали исключительно свежими венгерскими огурцами и vodka - ничего другого нет. Бюджет Советской Армии после войны испытывает сложности... Разговор как-то странно съехал на вопрос, кто изобрел пенициллин. Британцы! - говорят иностранцы. Мы! - гордо заявляет адъютант Зурова, происходящий из древнего рода киевских аптекарей - товарищ со скромной фамилией... Дэмбинский. Вечерний ужин сопровождает стрельба на улице, очень напоминающая стрельбу из игрушечного автомата - тоже молнии с электрическим звуком. Юл Бриннер SUROV - он даже лысиной не дрогнул: "Не стоит беспокоиться. Тут немного воюют. Это называется наведением порядка". Один борзый студентик бросается на улицу погулять. Под пулями, да. SUROVое, но гуманное сердце Юла Бриннера не может допустить гибели молодого придурка человека! Сесть! - кричит он и бьет по столу так, что даже водку разлил (между прочим, серьезная жертва для советского офицера!).

Параллельно выясняется, откуда он так хорошо знает английский. Оказывается, он был военным атташе в Канаде. Но пробыл там недолго - ин Совьет Раша "не любят, когда мы долго проводим время за границей". Это бесчеловечно - блеют робко иностранцы. Нам решать - супит свои surovые брови Зуров.

В конце концов Бриннер явно основательно накачался. Он вскакивает, роняя стулья, ходит по помещению, тычет в иностранцев бутылкой "Московской" и требует от них выпить с ним объяснить свою версию событий. Он возмущен! Он, видите ли, освобождал этих мадьяр от фашизма, сражался за Сталинград, освобождал Будапешт (подтверждается планкой, верно), солдаты тоже нормально с местными разговаривали - а эти чертовы повстанцы что делают! То снайпера подошлют, то солдата на дереве повесят, то в суп плюнут... С чего такое отношение? И прочее в духе "ты меня уважаешь, в натуре?" Иностранцы в ответ на требование правды только молчат и смотрят в пол, рохли несчастные.





На улице опять открывают стрельбу электрошумовыми очередями, так что Юл Бриннер даже счел нужным сходить посмотреть. Но там все скучно - русские обстреливают повстанцев на крышах, которые показательно дохнут во славу Венгрии. Рутина.



Значительную часть фильма потом иностранцы ссут и склоняются к тому, чтобы сдать подозрительного британца со странным выговором. Позднее Диана проболталась и оказалось, что, конечно, да - это венгр Пол Кадиш, который диссидентствовал в Венгрии, отсидел в итоге пять лет и скрывается от властей. А перчатка на правой руке у него из-за пыток - злая гэбня его пытала, вырвав ногти! Которые за эти пять лет не отрасли, да. Теперь вы знаете, какими шедеврами истории вдохновлялся Никита Михалков в "Утомленных солнцем-2"!

Тем временем русские солдаты на вечере самодеятельности радостно поют совершенно без акцента "Калинку", а Юл Бриннер вообще щеголяет в бурке с папахой! Настоящий kazak!



Буковку, конечно, отзеркали, но в остальном все верно.



В конце концов Юл Бриннер заподозрил неладное. Нагнал солдат для обыска и начал допрашивать балбесов вновь. Особенное внимание он обратил на Диану, отлично понимая, где собака зарыта. Уж больно у Флеминга паспорт подозрительный. Но Диана калач тертый, так что отмазы по ксиве лепит не хуже профессионального барыги. Естественно, сам Флеминг на допросе повторяет то же. Но наш венгерский Штирлиц прокололся - Юл Бриннер тайком стащил у него из-под подушки табельный пистолет! Это конец! - понимает не-британец и решает валить, несмотря на болезнь.





По подсказке портье гостиницы Диана пошла к местному контрабандисту политическими диссидентами. Это какой-то торговец рыбой на базаре. Надо так полагать, переправляет диссидентов с аквалангом или в водолазном шлеме. Но поболтать не удалось - Диану тут же арестовали солдаты и вернули в комендантуру.



Ее увозит на виллисе лично Зуров, иногда офигевая от венгерских повстанцев, которые внаглую ходят по улицам и даже не думают скрываться. Странно, что не устраивают диверсии в обеденный перерыв. Вспоминается анекдот про немцев и партизан, которые воевали, пока лесник не пришёл.





Зуров откровенно объясняет британке, что он не идиот и предъявляет пистолет. Почему же он ее не сдал? Сначала он хотел просто честной конкурентной борьбы - ведь Зуров идейный борец, подавлять противника это не спортивно. А потом... А потом "это стало чем-то большим". Совершенно тупо отпустив британку, он ушел, дав ей время подумать. Британка, естественно, в благодарность думает, как бы свалить и по уговору с портье готовится рвать когти в полночь через границу. Но тут под вечер в гостиницу опять заявился Бриннер с адъютантами и объявил пиршество! Причем у него настроение мрачнее, чем у учителя на восьмом занятии с худшим классом. А ну-ка, быстренько - всем играть чардаш, кушать огурцы, пить водку и немедленно говорить мне: "Dobri vecher!"



Лицо Красного Властелина

Юл Бриннер говорит, что обожает народную музыку: "А вы думали, русских ничего не интересует кроме тракторов и марксизма?" (с) Золотой фонд цитат, да. Он продолжает отжигать: "Когда играет музыка, мы сидим и грустим. И это счастливые минуты. За музыку и музыкантов!" А потом он вообще разошелся, явно от спиртного, и заставил всех пить водку, распевая казачью русскую песню: "Чарочка моя! Серебряная! На золотом блюде поставленная!.." Все делают круглые глаза, на лицах явственно читается: "Помогите, в зале сумасшедший!" - но сила искусства и харизма великого Юла Бриннера делает свое, и все сами собой начинают бухать и плясать под песни.



Разошедшийся казак Юл Бриннер к полному ахую всех пьет водку только ртом, без рук и даже натурально закусывает стаканом, раскусив стенки. Глядя на шокированные рожи всех, он, проливая кровь изо рта, говорит: "Яфпожадке, мненэболно!" "Это полезно для пищеварения!"



Маньяк продолжает спаивать империалистов. Тем не могут сопротивляться коммунистическому психотронному оружию: "Водка льется, сердце бьется, водка сердце веселит!.."



Начинается бурное веселье с водкой, гармошкой, песнями и танцами вприсядку! Иностранцы рады и жалеют, что не хватает только казачьего ансамбля и цыган с медведем.



Портье специально кормит гостей венгерским лавашом у них это называется "лангош".



Диана пробалталась знакомым о плане побега, но сыграть в Сильвестра Сталлоне не успевает - при попытке слинять по-тихому Зуров насильно стал ее ужинать и танцевать. Как можно отказать такому мужчине!



Но все же харрасмент провалился. Диана сыграла в недотрогу, устроила скандал и сбежала. Зуров все же ее догнал и даже извинился, но предупредил с намеком - что может быть, они видятся в последний раз. Е-мое, любовные отношения тут как в дешевом аниме. Мальчик любит девочку, девочка любит другого мальчика, а другой мальчик болен. Да это ж стандартный сюжет голливудских фильмов 40-50-х, который пошел еще с "Касабланки".

Короче, Диана и венгерский диссидент тайком пробираются к границе на лодке местного контрабандиста. Отсиживаясь в камышах, они видят смену патруля. Кажется, все прокатит - но тут вдруг на лошади приезжает Юл Бриннер, долго пялится в кусты, наконец замечает наших придурков, которые так и не овладели абилкой маскировки - и приказывает сдаться. Причаливайте или будем стрелять! - кричит он. Баба, конечно, поступает как разумный человек - визжит, хватается за весло и вопит водиле, чтобы он не останавливался. Ну естественно русские стреляют - а чего вы хотели, бестолочи?



Неудачливых беглецов вяжут. Диссидент орет, что баба не при делах и показательно корчится якобы из-за больной руки, симулируя шизофрению. Суровый Зуров смолчал, но все же доктора больному на все места приказал вызвать. Баба визжит и с христианским смирением обещает русскому казаку жестокой казни всевышнего.



В гостиницу пришел патруль и всех загнал на верхние этажи под арест. Не все понимают приказы - одна баба дико визжит в объятиях солдата, думая, что русские хотят тут реализовать план по массовым изнасилованиям, как в Берлине до этого.



Но суровый Зуров все разрулил и под гром закадровый музыки в гневе пошел в комендантуру писать рапорт. Теперь империалистам не уйти от наказания!





Он диктует рапорт начальству. Тут мелькает прикольный момент. Уголовные наколочки штабного писаря кагбэ приоткрывают нам завесу тайны над тонкостями русского кастинга.



Прибегает Диана и пытается объясниться. Мол, вы все не так поняли, когда поймали нас в лодке на границе с местным контрабандистом... Вы ничего не понимаете! - кричит она и умоляет отпустить лузера. Он же такой замечательный человек, который "боролся за свою страну" (с) - как Геринг, что ли? Пока суд да дело на допрос диссидента прибыл следователь от штаба со скромной русской фамилией Орникидзе. И действительно - рожа типичного Орникидзе.



Следователь-танкист, типичный 50-летний лейтенант, говорит с тяжелым акцентом, как пьяный, но все же разборчиво. Он легко понимает, что паспорт липа, баба дура, а Флеминг такой же британец, как он утконос. И плевать на угрозы британского посольства - СССР не боится никого, это вам не Петра и Боширова отмазывать. С чисто чиновничьей скукой он проводит допрос Флеминга, из которого вытаскивают пулю, полученную при аресте. Тот скидывает маску британца и с каменным хлебалом откровенно говорит, что ничего говорить не будет, читает проповеди о мужестве борцов за родную Венгрию и гневно проклинает ужасы красного террора. Даже Зуров тронут, но Орникидзе все эти проповеди не трогают - он их уже наслушался, целую неделю врагов народа допрашивал, допрашивал - допрашивал, допрашивал... На польты потом пойдут.

Пропускаем нытье унылых иностранцев. Есть кое-что поважнее! Юла Бриннера на обратном пути пытались подстрелить чертовы повстанцы! Но эти мазилы за весь фильм никого убить не смогли - и Зуров легко остреливается по-ковбойски из нагана возле раненого тела своего любимого вороного коня! Да, русские тоже умели тогда в вестерны!



Ранение коня повлияло на него даже сильнее, чем все венгерское восстание. Вся казарма вместе с ним горюет и ждет заключения хирурга о возможности спасти молодую лошадиную душу. Сумеет ли медицина спасти коня? Женится ли на нем Юл Бриннер? Не заболеет ли Диана ревностью и амнезией? Ждите этого в следующей серии нашей Санта-Барбары!

Под распевания и игру на гармошке Юл Бриннер пьет горькую, грустно подпевает солдатам и с тоской смотрит на коллективное фото со службы, где его любимый конек.





Входит врач. Лицо каменное. Надежды нет. Юл Бриннер принимает тяжелое решение и приказывает адъютанту лично провести эвтаназию и отключить капельницу отдает револьвер.



Именно в этот "подходящий" момент и приходит Диана! Юл Бриннер, конечно, впадает в истерику, кричит про ложь и признается в порыве откровенности, как девушка с неустойчивыми нервами, что она ему просто понравилась и он ей попустительствовал. Непонятно, правда, чего он нашел в этой рыжей тетке - она же откровенно стремная и сиськи у нее так себе. Но все же дело, как в плохих любовных романах, доходит до насильственного поцелуя. Любовь-садистка - полюбишь и империалистку.



Баба по-прежнему говорит: увы, я к вам равнодушна! - и уходит. Для Зурова это просто сокрушение основ мироздания. Да как можно... Как можно НЕ ХОТЕТЬ ЮЛА БРИННЕРА! Да на него даже кони западают и целые военные гарнизоны из мужиков!



Ну почему ко мне ты равнодушна? И почему ты смотришь свысока? Я не прекрасен, может быть, наружно, зато душой красив наверняка...

Гранд-финал. Иностранцев привозят к границе и они туда переходят. Но в последний момент, КОНЕЧНО Же, Зуров притащил фиг знает как освобожденного им Флеминга и отдал рыжей бабе. Они уходят, даже не поблагодарив толком благородного казака, и тот от обиды неразделенной любви стреляется. Хэппи-энд!



Ладно, вру. На самом деле откуда-то из ниоткуда ему прямо в лоб через стекло бьют несколько пуль. Точно неизвестно, но надо так полагать, что это повстанцы таки его достали. Да, прямо возле границы возле кучи войск. Да, самоубийство было бы лучше, согласен.





Так, подведем итоги. Фильм оказался гораздо лучше, чем я думал. Я считал, что это стандартная среднебюджетная мелодрама 1950-х в экзотичном антураже про доброго русского орка и с дежурной пропагандой про благородных венгерских повстанцев. Собственно... так и есть. Но! Техническое качество фильма на высоте. Весьма неплохая и талантливая постановка, на голову выше многих тогдашних фильмов - плюс образцовая аутентичность венгерской и русской темы, вплоть до формы, оружия и русской речи. Клюква на минимуме и исчерпывается неудачными именами, танковыми номерами и упором на национальный казачий колорит. За все это надо сказать спасибо режиссеру. Это таки наш человек в Голливуде - бывший питерский еврей Анатоль Литвак, который эмигрировал еще в 1920-е и снял немало громких и отличных кинолент. И этот фильм - очередной бриллиант в ряду его выдающихся картин. Видно было, что он всеми силами сопротивлялся антисоветскому сценарию и героизации повстанцев и это в итоге один из немногих голливудских фильмов, где русские выглядят как люди и даже более того - как хорошие люди. Даже следователь от штаба изображен не злодеем, а просто старательным чиновником. Широта души, полное отсутствие жестокости, пошлости и злости, дисциплина, великодушие, любовь к родине и искусству, русские традиционные песни и пляски - все здесь говорит в пользу русских. И воплощение всех этих лучших качеств - это суровый, жесткий, но гуманный и глубоко благородный майор Зуров. Настоящий образец советского офицера - задолго до всяких Иванов Данко и полковников Стрельниковых!

Поэтому я могу сказать, что это один из немногих фильмов, где русские лишь условно отрицательны, а на самом деле глубоко положительны. Жаль, что мало кто этот фильм смотрел и он в итоге получил славу просто антисоветского - уже в те времена. Вот, например, полюбуйтесь - до известного актера Николая Крючкова дошли слухи, что Юл Бринер в какой-то иностранной клюкве грызет стаканы. Он составил остроумное, но как мы видим, не слишком резонное письмо, опубликованное в журнале "Крокодил".



Жаль, что фильм растянут на два часа за счет ненужных эпизодов и унылого сюжета. Да и завязка про русских, которые еще ДО разгрома в Будапеште взяли под контроль границу и в итоге там якобы не могут пройти венгерские повстанцы - полная псевдоистория. Но для меня теперь это все равно золотой фонд русской темы в зарубежном кино. Всем советую!

А в следующий раз я расскажу о другом фильме про Венгерское восстание. И вот уже там будет все то, чего я ждал поначалу - пропаганда во все поля, злобные венгерские и русские выродки, тупорылая любовная линия, дешевая постановка и просто адская клюквища во всем. Оставайтесь с нами!

а) Кино, 4) Какая-то другая ягода, к) Рабоче-Крестьянская Красная Армия

Previous post Next post
Up