Сколько есть клюквы в этом проклятом мире... Про СССР, про КНДР, про ГДР, даже немножечко про Кубу... А вот про страны ОВД как-то подзабыли - про Чехословакию еще что-то можно найти, а вот про Венгрию, Болгарию и Румынию практически ничего. Впрочем, есть один странноватый фильмец восьмидесятых про преследование политических врагов народа непосредственно в США товарищами из Секуритате, в который завалилось три-четыре клюквинки... Это "Her alibi" 1989 г.
Главный герой фильма - Филип Блэквуд, писатель второсортных детективных романов в исполнении знаменитого актера детективных сериалов Тома Селлека. Чтобы преодолеть кризис, он посещает заседания судов и однажды внезапно замечает на одном из них очень симпатичную тян...
Знакомьтесь, эта красотка - румынка Нина Лонеску. Обвиняется в убийстве какого-то студента, заколотого ножницами. Отмазать ее от суда пытаются представители румынского посольства. Вот эти щирые романе с типичными румынскими именами Тропа, Команеску и Аврам.
По каким-то причинам Нина ненавидит этих людей и на их предложения о помощи только нагло плюет им в лицо со словами, что американские тюрьмы не хуже румынских отелей. А когда румыны стали ей впрямую угрожать, вообще вплепила Тропе пощечину, и тот покинул ее в гневе. Американская полиция удивлена: "Может, они так в Румынии прощаются?" Вообще, в фильме часто звучит этот неизвестный мне язык - вполне возможно, и впрямь ломаный румынский.
Чтобы спасти ее, Филип проник к ней в камеру под видом священника и долго говорил бессвязную тарабарщину по румынскому разговорнику. Нина посмеялась и оказалось, что она очень даже знает английский, а священник ей не нужен: "Румыния коммунистическая страна. Мы не верим в бога". Но не даром же она носит крестик, правильно?
Она ещё и типа католчка (?), хотя большинство румын таки православные.
Филип понял, что это у него любовь с первого взгляда. Чтобы освободить тян, он дал лжесвидетельство полиции и обеспечил девушке алиби. Сработало - и теперь он везет ее к себе домой жить. Разумеется, ни на что не претендуя.
- А у вас в Румынии нет телефонов в автомобилях?
- У нас и в квартирах телефонов нет. (с)
Как несложно догадаться, агенты Секуритате, которое упорно называют в фильме KGB, устраивают за ними слежку и регулярно проникают к ним в дом. Товарищ Аврам, например, не упустил случая пофоткать эротицкий журнал Филиппа - гнусное свидетельство тлетворного влияния капитализма, бесспорно.
Иногда они преследуют Нину под странную псевдовосточноевропейскую музыку. Но Нина всегда отрывается. Вот тут, например, она ловко заборола преследователей и сбежала с помощью батута - прямо по заветам Зайца из "Ну, погоди".
Но на самом деле кино посвящено другому. Весь фильм Филип колеблется в подозрении, действительно ли девушка невиновна или все же хочет его убить. В свою очередь Нина регулярно демонстрирует нетривиальные умения типа ловкого лазанья по канату и метания ножей, а также постоянно кагбэ случайно бьет и калечит нашего героя. То стрелу ему в задницу запустит, то автомобилем собьет... То дом при ней взорвется. Ну, и еще она любит разрисовывать лицо белой краской и пугать мужика во снах. Параллельно все это озвучивается цитатами из книг Филипа, в которых он воображает себя крутым сыщиком. Почему же он терпит все эти безобразия? А чего не сделаешь в его возрасте, когда на тебя не клюют бабы.
А под конец она приготовила ему с семьей ужин под трогательную историю о святом Станиславе, которого уважают в Румынии за то, что он пытался вразумить еретиков и те его убили. В честь этого в Румынии есть национальный обычай - девушка готовит в день святого обед и уходит из дома, оставив его вместе с пустым столовым прибором. Трогательно, да? На самом деле бред полный, и даже сама Нина придумала эту историю, чтобы свалить из дома вместе со своей сестрой Лорой (видимо, еще одно обычное румынское имя).
И пока заподозрившие отравление члены семьи пытались вырвать рвоту и промывали желудок (замечательная комедия, очень смешная), у Нины взыграла совесть и она вернулась попрощаться. Разумеется, вместо прощания она нашла записи нашего Стивена Кинга и тут же прозрела и бросила нашего героя. Тогда он сделал то, что надо было сделать с самого начала - пришел к консультантке в первом попавшемся углу и узнал всю правду. Оказывается, Нина - дочь известной в Румынии четы циркачей, которые пытаются перебежать на Запад и попросить политического убежища, а агенты Секуритате им постоянно мешают. И дом они явно взорвали. Вот откуда все эти умения Нины - а не рассказала она об этом потому, что румыны по традиции очень скрытны: "В этой стране половина стучит, а половина сидит в тюрьмах!" Ах-х-х-х, класссссикааа!!!
Теперь только одна надежда на спасение Нины и ее семьи - встретить их на фестивале клоунов под названием "Похороны Гримальди". Но Филип не знает, что туда же отправились и злобные румынские дипломаты-секуритате...
А вы тоже вешаете у себя флаг и герб на голом месте в кабинете?
Ну, в общем финал фильма, которым явно гордится сценарист, и посвящен этому - убеганию от киллеров на фестивале, где обе стороны одеты под клоунов. Шикарная шутка, не спорю.
Не переживайте, Филип сделал все, что мог... А точнее, с большим трудом смог вырубить одного румына, пока всех остальных вязала полиция.
Отдельно умиляет, что киллеры Секуритате используют в качестве огнестрельного оружия старые немецкие Вальтеры.
В конце полиция вяжет несчастных румын, потому что Чаушеску свергли и их можно не бояться, Нина рассказывает Филипу, что это румыны убили того студентика, зуб даю, они трахаются - короче, все счастливы. И эта недодетективная комедия с элементами жанров "нуар" и "слэпстик" с многообещающей задумкой и никуда не годным исполнением наконец-то заканчивается. А смотреть тут действительно не на что - хороших шуток практически не было, а Нина в исполнении модели чешского происхождения Паулины Поризковой была красива, но играла очень слабо, за что заслуженно была номинирована на премию "Золотая малина-1990". Подумать только, а ведь потом она весьма неплохо отжигала в "Кровавом четверге!"
Вот такой вот не слишком удачный фильм - зато один из очень немногих, где представлена клюквенная Румыния - без телефонов, без элементарных удобств и со злобными жестокими секуритате, которые ради орденов и медалей бегают под своим гербом за румынскими врагами народа. Резонный вопрос - а почему выбрали именно их, а не привычных русских плохишей? Не знаю, возможно, из-за перестройки, когда СССР стал почти другом, а вот о румынах в Америке не знали практически ничего. Эта тема, когда Румынию изображают как абстрактную страну соцблока, отражена и в другом фильме 80-х - в безвестной и забытой американской военной комедии "ВВС Голливуда" / "Солдаты на отдыхе" / "Weekend Warriors". Сюжет - очередная калька с "Полицейской академии" и "Добровольцы поневоле". Кучка деятелей Голливуда в 1961 г. косит от военной службы, просиживая штаны как допризывники в местной Нацгвардии. Но тут бухает Берлинский кризис, и чтобы откосить от призыва и не ударить в глаз тунцом, они обязуются сделать то, что лучше всего умеют - устроить праздник показухи с демонстрацией местной мощи приезжему высокому гостю. В роли его выступает посол почему-то Румынии с типичным румынским именем Владимир Громыко Гримоко и его переводчик с еще более типичным румынским именем... Юрий Будапешт. Думаю, сценаристы очень старательно готовились и специально консультировались с лучшими знатоками ради столь аутентичных образов.
Посол по-английски очевидно не понимает, поэтому за весь фильм ни слова не сказал и только ходил с многозначительным видом, удивительно напоминая небезызвестного интернет-исторега Бориса Юлина. Зато доставляют забавные медальки на его пиджаке и привинченная к голове шляпа.
Показуха сработала на все сто: "Я конечно не утверждаю, что русские танки убрались из Берлина благодаря нам. Но скажем так - в том, что на нашу страну не напала Румыния, есть и наша заслуга" (с). Хотя я бы с очень большим интересом посмотрел бы боевик, в котором Румыния устраивает США свой "Красный рассвет" с мамалыгой и солдатами в козьих шапках. Ну, а что до фильма, то он снят по техническому уровню не хуже "Полицейской академии" (там даже есть Ллойд Бриджес из "Аэроплана" и "Горячих голов"), а вот по качеству юмора оказался на уровне того же "Ее алиби". Сборы в Америке - жалкие 350 тысяч долларов, ребятки... Зато там снялся Дэниел Грин из культового в узких кругах киборг-боевика "Стальные руки". В честь этого есть целая сцена, в которой он голыми руками разбивает автомобильные фары и пробивает капот грузовика, прикиньте? Это уже не говоря о том, что он звезда афганской клюквы
"Солдат удачи" и африканской -
"Берег Скелетов". Для героя боевичков комедию сыграл довольно неплохо.
Будем надеяться, что румынская клюква еще напомнит о себе, достигнув высот "Товарища детектива". А пока скажем товарищам из Секуритате наздоровье и выпьем в их честь виноградного вина с мамалыгой.