В прошлом обзоре мы плакали кровавыми слезами в ходе просмотра фильма
«Тоннель», рассказавшего невероятно праффдивую историю о бегстве от оскала кровожадного восточногерманского тоталитаризма в лона западногерманской свободы бригады идиотов свободных душой людей. В своё время забеги через границу двух Германий были таким же распиаренным видом спорта, каким ныне является интернетовские спецолипиады на тему крутости/кровавости коммунистических режимов. Так что не удивительно, что они оставили следы в самых разных образцах масскультуры. И сегодня у нас на разделочном столе образец, посвящённый бегству из одной Германии в другую весьма неожиданного типа - это семейный фильм от компании Disney под названием
«Пересечение границы» (Night Crossing, 1982).
Фильм навеян
историей побега через границу на самодельном воздушном шаре, совершённый семьями семей Ветцель и Стрельцек в 1979 году.
С чего должен начинаться семейный приключенческий фильм? Конечно же, с ударной доли пропаганды в духе маккартистских фильмов 50-ых.
Замогильный закадровый голос под чёрно-белую документальную хронику вещает о репрессивном антидемократическом режиме ГДР, который с помощью Берлинской стены и сотен километров колючей проволоки отгородился от милых овечек натовского империализма, разрубив немецкую нацию пополам.
Далее под зловещую музычку и кадры колючей проволки идут титры.
Голос у меня за плечом: «Страшнаааа, вырубай!»
Но на этом нагнетание атмосферы и накал обличения внезапно заканчиваются. Нам показывают обычный немецкий городок.
Здесь живут, и песня в том порука, нерушимой дружною семьёй три танкиста три ячейки общества - семьи-соседи Стрельцек, Ветцель и Кёллер.
Живут они довольно неплохо, мирно и почти без клюквы, работая на стройках, отдыхая на природе, забирая детей из школ.
У Стрельцеков был Москвич, у Ветцелей - Шкода. Правда, номера на машинках были отчеканены на западногерманских пластинах.
Гордо держите знамя Маркса, Энгельса и Ленина, товарищи!
Ну, подумаешь, агитационные лозунги и плакаты. Они тут не на каждом углу висят. Так что за клюкву не считается.
И внутреннее убранство домов выглядит неплохо.
А вот кустарно-колхозное убранство трикотажного магазина, в котором до кучи ещё и развешаны портреты Хонеккера и государственные флаги - это уже перебор, да.
Ну и Дорис Стрельцек, матери семейства, на рынке попадает в тяжёлое положение из-за того, что на прилавке остался один-единственный дефицитный апельсин.
В какой-то момент её муж, Питер, которого играет Джон Хёрт, решает подбросить ещё клюковки и во время попойки с друзьями в баре начинает заливать, как же хреново живётся здесь в ГэДээРии. Мол, посмотрите на людей вокруг: у каждого из них за спиной несвобода. А армия? Тебя в любой момент могут отправить на охрану русско-китайской границы!
Да, привет
«Сибирскому воспитанию», где героя из Приднестровья призвали в Чечню.
Друг и коллега Питера, Гюнтер Ветцель, которого играет Бо Бриджес, звезда другой ГДР-клюквы под названием
«Ещё один секрет», совершенно справедливо замечает, что его товарищ нагнетает и предлагает залить душевные страдания водкой немецким пивом.
Дома у Питера всё тоже не идёт гладко: один из его сынков смотрит западногерманское телевидение, поглощая глазами картинки сладкой жизни.
Но бабушка запрещает ему это делать. «Но ведь все смотрят западногерманское ТВ!» - возмущается малец. «Все, и я тоже. Но ты даже уроки не сделал!» - ставит старуха идеологического диверсанта на место.
И ничто не предвещало беды, кабы у студентика Лукаса Кёллера, сына старикана Йозефа Кёллера, не было переизбытка жажды к сфабоде и недостатка серого вещества. Как-то ночью малец одевает неизвестно где раздобытую форму пограничника и угоняет опечатанный цепью (ин совьет Джермани технику опечатывают сцуровыми цепями) бульдозер.
Обуреваемый мелкобуржуазными индивидуалистическими амбициями, пацанёнок двинулся на сельхозтехнике в сторону мрачной и зловещей госграницы. Стоящие на ближайшей вышке погранцы в shoke!
Они не растерялись, быстро выхватив свои итальянские FNA-B-43.
Малолетний Марвин Химейер направляет тарахтелку на вышку, устраивая пограничникам реновацию жилья Раша-стайл, а сам же выпрыгивает из неё и рвётся к стене.
Но там его ждёт сюрприз в виде на удивление аутентично воспроизведённой висячей противопехотной мины
SM-70.
На место вандализма прибывает наряд погранцов, вооружённых оружейным винегретом: МП-40, калашами и мосинкой.
Они обнаруживают разрушенную вышку с убитыми коллегами и труп подстреленного идиота.
Наутро к Стрельцекам подходит человек из Штази и оповещает, что ночью сын их соседей убил двух пограничников.
А родителей Лукаса Штази на ч0рных Волгах забирают для профилактической беседы. Мама погибшего идиотика, Магда Кёллер, плачется Стрельцекам о том, что она плохая мать, раз её сын сделал такое. Логично!
Но, как это ни странно, Питера это наоборот убеждает в том, что на свободный эльфийский Запад необходимо бежать любыми средствами и риском собственной жизни. Вместе с семьёй он затариваются в хозмагах нужным барахлом, строит воздушный шар и отправляется в полёт!
Но первый блин оказывается комом. По велению рояля в кустах шар сдувается прямо под самой-самой демаркационной линией. Спозаранку на место крушения прибывают стражи границы на газиках и западногерманских грузовиках.
И гэбисты на британском вертолёте Bristol Sycamore - довольно частом госте клюквофильмов, видимо, из-за внешнего сходства с Ми-4.
Времени мало, спецслужбы на хвосте. Поэтому Питер подключает к работе Гюнтера, который, как опытный инженер, дорабатывает шар. И вот уже две семьи бегут на самодельном шарике.
За нашими Винни-Пухами с округи слетаются неправильные пчёлы сначала фольксполицаи на Вартбургах с шевронами, наклеенными выше положенного.
А потом погранцы и спецслужбы. Но всё безуспешно.
Всё оканчивается весьма забавным моментом. Герои садятся в ФРГ и к ним подъезжает полиция. «Мы на Западе?» - спрашивают беглецы. Как будто не видят, что у полицейских Ауди и ФРГшная кокарда.
Получив утвердительный ответ, они празднуют успех в побеге от злобной тоталитарщины, запуская хлопушки. В конце нас ждёт презабавнейшая фраза о том, что отныне дети Питера и Гюнтера могут свободно дотянуться до небес без воздушного шара. Какая глЫбокая метафора!
Итак, что сказать в итоге? В 80-ых в широкий прокат вышло достаточное количество детских фильмов, которые заслуженно пользовались успехом и помнятся по сей день - «Бесконечная история», «Короткое замыкание», «Полёт навигатора» и многие другие. В 80-ые в широкий прокат вышло и достаточно фильмов на тему Холодной войны, многие из которых («Рэмбо 2-3», «Красный рассвет», «Красный скорпион») также плотно засели в общественном сознании до сих пор. Почему же это творение Диснея в своё время не пользовалось популярностью в прокате, а сейчас и вовсе забыто? Если оценивать его как семейный фильм, то, несмотря на хороших актёров и годный саундтрек от Джерри Голдсмита, в плане сюжета он слишком прямолинеен, в плане постановки - лишён масштабности, в сумме - лишён какой-либо изюминки. Если оценивать его как пропаганду, то тут создатели обломались ещё сильнее. Зритель явно не поверил тутошней сценарной логике. Катализатором к побегу становится поступок пацанёнка, которого по идее должно быть жалко как жертву тоталитаризьма, но которому не сочувствуешь, ибо погиб он из-за собственной глупости, а действия госаппарата ГДР на этом фоне выглядят вполне логично. Попробуй в любой стране ломануться через границу, убив двух пограничников - закономерно получишь пулю в жопу, а засадивший её тебе будет совершенно справедлив в своих действиях. А прелюдией являются всего лишь стоны о несвободной жизни от одного из героев на фоне не так уж и плохо изображённой ГДР. От чего же он бежал-то? В идейном побратиме этого фильма, «Туннеле» 2001 года хотя бы показывали фантастические картинки восточногерманского Мордора со зверствами Штази и ННА.
«Пересечение границы» снимали в Баварии, в Западной Германии. Отсюда, видимо, и адекватная натура немецкой глубинки, и помощь западногерманских консультантов, которые подсобили аутентичной техникой и бутафорией, заодно подложив американцам подлянку, не дав снимать про ещё живую ГДР совсем уж вопиющую дичь. Так что скажем им спасибо за то, что у американских кинематографистов не получилась антикоммунистическая пропаганда на поприще семейного кино, в то время как заслуженную популярность в этой нише обрёл фильм «Военные игры», который наоборот, предупреждал об опасности конфликта между Западным и Восточным блоками.
По результатам изучения клюквофильмов про ГДР могу констатировать, что присутствие ФРГ как страны производителя положительно влияло на изображение Восточной Германии. Так французы умудрялись снимать полную дичь про ГДР и СССР в виде
«Энигмы» Жанно Шварца и
«Твист снова в Москве» Кристиана Клавье. Это особенно удивительно, учитывая, что во Франции были традиционно сильны левые настроения, а к Восточному блоку страна относилась куда более дружелюбно, нежели США или ФРГ. Но в
«Долге чести» Жанно Шварца, фильму, к которому тоже была причастна ФРГ, Восточная Германия выглядит куда цивильней Мордора из его же «Энигмы».
Приведу и другой пример - французский шпионский фильм с очень оригинальным названием
«Шпион» (L'espion, 1966), снятый совместно с ФРГ. ГДР хоть и изображена страной-противником, но невооружённым глазом видны старания в попытках изобразить её адекватно.
Судите сами: загородные дороги, городские улицы и интерьеры выглядят весьма пристойно.
В киоске торгуют различной цветастой прессой.
Но ведь надо как-то показать, что das ist DDR, ведь правильно? Поэтому тут на каждом углу главгероя-агента ждут агитплакаты, red znamёna, портреты вождений и огромные фотографии счастливой жизни в социалистическом государстве. Они буквально везде:
На таможне
На автопарковке
В колхозных амбарах
На мостах
Что это там за иероглифы?
Весь этот реквизит время от времени повторяется, набивая оскомину
В витринах парфюмерных магазинов у нас тоже вожди.
И даже в магазинах одежды вездесущий портрет Вальтера Ульбрихта подглядывает за местными фройляйн!
Помните фильм Хичкока
«Разорванный занавес», из которого мы узнали, что ин Совьет Германи грузовики ездят с государственными флагами? Так вот: «Шпион» убедительно доказывает, что в ГДР грузовики ездили ещё и с ликами вождей!
Ин соцблок зима нечаянно нагрянет, когда её совсем не ждёшь!
Но да ладно. Хоть машинки правильные подобрали. Скриншотами выше можно было увидеть Трабант и Баркас. А вот в роли Чайки у нас здесь Опель Рекорд.
Но зато местные фольксполицаи ездят на настоящем Вартбурге, притормаживая на фоне фирменного магазина западногерманского бренда Kleemann.
И они стреляют по супостатам прямо на улице!
На дворе 60-ые, а народоармейцы до сих пор вооружены ППШ и Мосинками.
И ещё то ли МП-40, то ли MAT-49 с какой-то левой обоймой, которую статист поддерживает ручками, чтобы не отвалилась.
Также в полутора кадрах на заднем плане мелькает совьет зольдатен.
И на этом с клюквой в фильме всё. По сюжету в центре событий американский физик Бауэр, которого пытается завербовать агент ЦРУ Адамс. ЦРУ хочет, чтобы физик проник в Восточный Берлин и получил секретную плёнку у русского учёного Орловского. Главгерой делает это с неохотой и в итоге вынужден играть в кошки-мышки с восточногерманским агентом Хайцманом. Сам по себе кин - недурственный шпионский детектив. Дураками он никого не выставляет, даже наоборот, восточный немец и американцы относятся друг к другу с восхищением и уважением, а ЦРУ в итоге получает по заслугам. Ибо нефиг! Так что умующим в буржуйскую мову кинец рекомендуется к просмотру.
Также весьма многообещающим казался британский детективный триллер
«Денди в желе» (A Dandy in Aspic, 1968), про русского агента-нелегала в Британии, пытающегося вернуться к себе на Родину через ГДР. Но на деле ничего интересного для нас там не оказалось за исключением восточногерманских погранцов, разодетых в британскую форму.
И на сегодня Das Ende. Вот такая она, Восточная Германия в фильмах капблока: кое-где нет-нет, да и мелькнёт старание в попытках её изобразить. Но ничего, таваристчи, в следующем обзоре нас ждёт американский фильм об ужасах ГДРовской тюремщины 1985 года выпуска, снятый в… Венгерской Народной Республике. Как так получилось? Узнаете
в следующий раз. А пока можете снять свои ushanki, выпить саксонского пива из самовара, отдать честь перед портретом Эрика Хонеккера и спеть Интернационал в компании немецких фройляйн из ННА ГДР. За нерушимую druzba naradov! Ура! Lenin, водка, balalaika!