Teach Me Language

Nov 03, 2011 10:14

В основе этой программы лежит поведенческий подход. В ней можно встретить много ссылок на АВА. Она решает определенную задачу - развитие речи. Но речи не как произнесения слова, а как инструмента для взаимодействия с социумом.
Работать с ней очень удобно.




Teach Me Language была написана потому, что мы видели потребность в книге, описывающей специальную программу по обучению речи, разработанную для детей с аутизмом, синдромом Аспергера и другими общими расстройствами развития. Существует  множество книг пропагандирующих отличие одного терапевтического метода от других, так же как и существуют книги, описывающие внезапное выздоровление аутичных детей. Некоторые книги дают информацию об организации планирования домашней терапии; однако не существует книг, в которых мы бы могли найти руководство, ясно и подробно инструктирующее по работе с речевыми трудностями этих детей, несмотря на тот факт, что задержка речевого развития является одним из основных симптомов общих расстройств развития у детей. Эта книга написано специально как такое руководство. Teach Me Language включает в себя обучающие и тренировочные упражнения, которые направлены на преодоление речевых трудностей у детей с общими расстройствами развития.

Хотя есть общие проблемы в речи у детей с общими расстройствами развития, каждый ребенок по-своему уникален и имеет специфичные для него сильные и слабые стороны; именно поэтому эта книга поделена на подразделы. Мы сделали упражнения по развитию речи и по развитию базовых знаний.

Teach Me Language разработана для использования родителями, логопедами и другими специалистами как часть терапии, направленная на преодоление речевых трудностей. Существует несколько условий, которые должны соблюдаться, чтобы работа с этой книгой была успешной:

ü      Ребенок должен быть обучаем наглядно

Дети с аутизмом или аутистико-подобными расстройствами почти всегда обучаются наглядно. Это означает, что они способны воспринимать информацию, представленную им визуально, а не акустически. Вся книга основана именно на этом принципе.

ü      Ребенок должен уметь сидеть за столом и быть относительно управляемым (контролируемым)

Одной из главных особенностей этих детей является то, что их очень трудно усадить за стол хотя бы на минуту. Для родителей, кто только начитает терапию, приучение ребенка сидеть за столом является первым шагом. Умение сидеть за столом означает, что ребенок может сосредотачивать внимание и способен следовать простым инструкциям. Упражнения в этой книге будут полезны только для тех детей, которые могут выполнять это условие. Чтобы обучить ребенка сидеть за столом и работать над развитием речи, мы рекомендуем поведенческие программы. Авторы могут порекомендовать тип обучения Ловааса, потому что дети, которые обучались по этой программе, хорошо сидят за столом и хорошо воспринимает информацию, предъявляемую ему наглядно. Начинать работу по развитию речи можно, если ребенок сидит за столом хотя бы 5 минут.

ü      Ребенок должен быть способен к коммуникации

Когда мы используем эти упражнения, ребенок должен отвечать нам хоть как-нибудь. Если ребенок говорит (даже если это только эхолалии), он должен отвечать нам вербально. Если ребенок общается невербально, представленные в этой книге упражнения могут быть эффективны, если ребенок может общаться с помощью карточек, компьютера и т.п. и делает это хорошо.

Упражнения, представленные в этой книге будут более эффективными, если ребенок понимает, что специалист главный и он определяет распорядок дня. Это очень важно, потому что если ребенку разрешают прекратить работу тогда, когда он/она захочет, упражнения никогда не будут  выполнены. Очень важно, чтобы выполнялся план занятия (расписание); иначе улучшение в развитии речи будет происходить очень медленно. Чтобы убедиться, что все упражнения выполнены, специалист должен 1) похвалить ребенка за каждый правильный ответ, 2) дать ребенку выбрать, согласиться даже, если выбор был случайным и 3) наградить ребенка за выполнение расписания занятия

Работа над развитием речи проводится с использованием письменного расписания. Это не только удерживает внимание ребенка, но и проясняет для него цели и план занятия. К тому же это расписание показывает ребенку когда занятие закончиться и дает ему/ей чувство контроля над ситуацией. Обычное письменное расписание состоит из списка действий, который ребенок проверяет после каждого занятия. Если наклеивание картинок или рисование счастливого лица после каждого занятия не практикуется, специалист должен ввести это. Важно, чтобы ребенок был заинтересован в выполнении этого расписания. В главе 7 даны примеры расписаний, одно для выполнения ребенком, остальные для использования взрослыми.

Чтобы сделать эту книгу понятной для каждого, она была написана в обычном разговорном стиле. Мы старались адаптировать профессиональный жаргон. Инструкции к каждому упражнению написаны так, что даже непрофессионал может разобраться. К каждому упражнению прилагается инструкция и объяснение того, почему это упражнение нужно выполнить. Для родителей и специалистов важно помнить, что эти упражнения созданы не для того, чтобы дети выполняли их самостоятельно. Взрослый должен объяснить ребенку каждую часть упражнения, дать примеры и смоделировать правильные ответы на вопросы. Если ребенок хочет выполнить это упражнение самостоятельно, он должен быть знаком с подобными упражнениями и выполнять их ранее совместно со взрослым.

Каждое упражнение разработано так, чтобы на основе его структуры  можно было сделать множество аналогичных упражнений. Когда ребенок усвоит понятие (т.е. выполнит много аналогичных примеров), упражнение можно усложнить. Вообще, в этой книге дан только один пример на каждое упражнение, тем не менее одно упражнение должно быть выполнено несколько раз с различными примерами до того, пока ребенок не усвоит понятие. Если ребенок не понимает понятие даже после нескольких повторений, необходимо предложить ему более легкое упражнение для усвоения этого понятия или же это упражнение нужно упростить или отложить на некоторое время, пока ребенок не будет к нему готов. Так как эти упражнения разработаны для того, чтобы их использовали много раз, важно, чтобы специалист или родители были осведомлены об ответах, которые ребенок любит использовать или использовал их в прошлом. Эти дети склонны давать одни и те же ответы на аналогичные вопросы, т.к. эти ответы подкреплялись в прошлом (были правильны). Взрослые, работающие с этими детьми должны поощрять и подкреплять разнообразие в ответах детей.

Когда упражнение дается ребенку впервые, ребенку надо подсказать (помочь) правильный ответ. Спустя некоторое время, когда ребенок успешно выполняет упражнения, подсказки должны постепенно уменьшаться. В конце концов, ребенок должен выполнять большинство упражнений не по наглядным, а по устным подсказкам. Когда давать и уменьшать подсказки становиться ясным, прочитав упражнения.

Глава 1. Это глава - введение в книгу. Она рассказывает родителю, действительно ли их ребенку будет полезна эта книга и отвечает на наиболее часто задаваемые вопросы относительно того уровня, который может достичь ребенок с помощью этой книги. Кроме этого в этой главе объясняется как родителю или ребенку следует пользоваться при чтении упражнений в этой книге.

Глава 2. В ней представлены упражнения по развитию навыков социальной речи. Особое внимание направлено на развитие способности ребенка, как говорить на отдельную тему, так и строить разговор с собеседником. В этой главе представлены упражнения, направленные на обучение ребенка задавать социальные вопросы и отвечать на них, и на обучение эмоциям. Особенно важно, что, развивая способность ребенка понимать речь и пользоваться ею, мы также вводим упражнения на обучение ребенка навыкам критического мышления, таким как различения «безопасности» от «опасности» и «проблемы» от «отсутствия проблем».

Глава 3. Эта глава включает упражнения, разработанные для развития способности ребенка усваивать базовые знания. Мы вводим 1) упражнения и материалы по многим различным темам и 2) упражнения, направленные на улучшение понимания реальной речи. Кроме этого, ребенок обучается сравнивать и противопоставлять, определять словарно и использовать правдивые\ложные понятия, основанные на информации, которой обучается ребенок.

Глава 4. Эта глава направлена на обучение ребенка грамматике и синтаксису. В этой главе ребенку предоставляются различные возможности обучения структуре языка. Различные языковые игры и упражнения, уделяющие особое внимание отдельным частям речи, используются в надежде, что если ребенок понимает и использует структуру языка, то он будет способен создавать оригинальные предложения.

Глава 5 Упражнения этой главы направлены на обогащение функциональных знаний ребенка и письменном выражении этого знания. В этой главе мы вводим написание структурированных параграфов, рассказов и писем. Кроме этого, мы предлагаем упражнения, нацеленные на развитие способности ребенка к пересказу и личной ежедневной практике общения.

Глава 6 Предназначена для работы над базовыми академическими понятиями языка. Мы предлагаем fiction, основанный на упражнениях на понимание и различные упражнения для увеличения этих навыков понимания. Дополнительно, упражнения, адресованные проблемам обозначения цифр словами, навыкам пользования словарем, увеличению словарного запаса и как следствие этого, обучение взаимодействию с деньгами, календарем и цифрами. Наконец, в этой главе объясняется как обучить ребенка делать письменные записи со слуха.

Глава 7. Здесь представлены примеры различных расписания занятий, и родителям и специалистам предлагаются идея того, как организовать ежедневные расписания, определяя типы упражнений в зависимости от уровня ребенка.

Перевод Евгении Лебедевой

методические материалы, teacch, аутизм

Previous post Next post
Up