9. Теория неврозов Карен Хорни. Нарциссизм.

Jan 08, 2016 15:14

Оригинал взят у akzk в 9. Теория неврозов Карен Хорни. Нарциссизм.
Нарциссизм в отношениях. Динамика.

Альянс с нарциссом - это вязкий, переменчивый и зыбкий мир с постоянно меняющимися правилами. Нарциссу приходится постоянно решать одну и ту же проблему - ликвидировать разрыв между собственными обещаниями и реальными достижениями. Поэтому он, учитывая способность окружающих видеть истинное положение дел, постоянно находится в потенциальном или реальном конфликте с другими. Главная его задача завуалировать или нивелировать пропасть между возможным и действительным.

Чем больше надувается мыльный пузырь личности нарцисса, тем более пустым он становится. Восприятие себя как личности эпических пропорций с соответствующей масштабу гордыней может быть настолько всеобъемлющим, что окружающим при приближении к нему очень легко зацепить гордость и доставить нарциссу боль.

Эта особенность не может не сказываться на характере отношений с нарциссом. Враждебность у нарцисса возникает когда его раздутый образ не признан другим человеком.
Избегая подобные отрицательные переживания и имея очень точное, полученное в детстве, представление как преподносить себя другим людям, нарцисс первое время с легкостью изображает из себя уравновешенного человека. Доброго, толкового, открытого, справедливого, щедрого, тактичного.. В зависимости от того, что требуется по ситуации. Целью же, является поиск объекта, достойного для проецирования своего Я.

При этом, в голове у нарцисса происходят два противоположных бессознательных процесса, основанных на конфликте между гордостью собою и презрением к себе. Происходит оценка партнера на предмет отнесения его к категории уважаемых и достойных. Не соответствующие запросам нарцисса потенциальные партнеры мгновенно отсеиваются, оставшиеся должны выполнить основную задачу - стать проекцией грандиозного и горделивого Я нарцисса.
Нарцисс бессознательно создает и старается удержать идеализированный образ других людей как всемогущих, компетентных, сильных. Это помогает ему чувствовать себя таким же, подтверждает миф о существовании великих людей и дает возможность получить обратную связь - восхищение им самим.

Но, никто не может соответствовать сказочным запросам нарцисса на отсутствие недостаков. Только на время и только в его воображении. Когда оказывается, что партнер не оправдывается надежд, на него обрушивается вся ненависть нарцисса к своему презираемому, стыдящемуся Я. И партнер, так же, переходит в разряд презираемых и обесцениваемых.

После первого приступа обесценивания, спровоцированного поведением партнера, нарцисс может судорожно начать искать точку опоры. Ему может казаться, что он ее находит в разговорах, спорах и договоренностях с партнером. Но в действительности он не может ее найти, так как его собственный невроз предлагает ему только два крайних выбора в возможности представления себя и другого: либо абсолютная идеализация, либо полное презрение. Причем второй выбор для нарцисса хоть и возможен, но стратегически исключен, так как основная причина для презрения к себе в случае нарциссизма - ощущение стыда за самого себя.

В дальнейшем, вся продолжительность отношений с нарциссом происходит под лозунгом «Возвеличивай и обесценивай!», «Обесценивай и возвеличивай!». Количество циклов может быть от одного до бесконечности. Их длительность тоже может быть разной. Это может иметь характер постоянного соревнования между двумя нарциссически организованными партнерами, когда обесценивание и возвеличивание могут сменяться чуть ли не ежесекундно или превратится для жертвы нарцисса в нескончаемую череду унижений после непродолжительного восхищения. Это раскачивание и противоречивость касается всех отношений нарцисса: к себе, к другому, жены к мужу, мужа к жене, к партнеру по бизнесу, к друзьям, работе, коллегам, детям, родителям, деньгам, правительству, спорту, месту жительства и т.д. Любые события внешней и внутренней жизни проходят внутреннюю нарциссическую селекцию.

Нарцисс может быть виноватым, но не должен испытывать чувство стыда. Разница между чувством вины и чувством стыда в том, что он никогда не согласится признать ответственность своей личности в чем либо не достойном его. Это может быть случайное упущение, временная не достаточная собранность, коварное влияние других людей, невероятное стечение обстоятельств, но никак ни роль самой личности нарцисса.

Есть категория «наивных нарциссов», которые с легкостью признают свою вину, дабы избежать чувства стыда. Они могут обрушиваться на себя с испепеляющей критикой в духе: «не досмотрел, не предвидел, не учел», демонстрируя тем самым, что как раз сейчас, именно в этот момент происходит последнее и окончательное улучшение их замечательной, но до этого случая, как оказалось, не до конца идеальной личности.

Здесь происхождение такого стиля поведения прослеживается наиболее четко. Это привычка ребенка обещать измениться мгновенно и без подготовки в угоду требованиям родителей. При этом родители считают, что это возможно и выполнимо, и более того, они поощряют такого рода ложь.

Если стыд, как одно из чувств находится под запретом, то это приводит и в целом к дефектному отношению к себе и другим людям, так как у человека нет возможности подавлять одну или несколько имеющихся эмоций без того чтобы не подавлялись другие. Кроме того, это очень по своей сути не доброе отношение к себе - нарцисс, не способный сочувствовать себе из-за избегания стыда теряет возможность сострадать и сопереживать другим. Сконцентрированность на защите собственных чувств оборачивается бесчувствием к другим.

Вместе с тем, важным является то, что и стыд сам по себе является невротическим явлением, не свойственным здоровому человеку. Он воспитывается в ребенке его родителями как очень удобный встроенный инструмент подчинения и манипулирования. Возбуждение чувства стыда родителями всегда увязывается с угрозой отвержения, наказания, оставления в беспомощности и одиночестве. Это происходит из-за убеждения родителей, что естественное по возрасту несовершенство ребенка относительно социальных норм и правил не должно быть преодолено заботой и научением, а должно быть максимально изощренно наказано и, как следствие этого, жестоко искоренено.

Результатом такого воспитания является то, что во взрослой жизни, став полноправной частью невротической личности, стыд возникает уже рефлекторно и самостоятельно при любой ситуации, где существует хоть малый шанс нарушить какую-либо из многочисленных (реальных или воображаемых) социальных норм и быть отвергнутым, не поощряемым, не принятым или не понятым. Собственно, и феномен «ненависти и презрения к себе» в терминологии Хорни вполне допустимо перефразировать как «феномен невротического стыда», противовесом, которого внутри личности является «феномен невротической гордости».

Знание о том как выгодно выглядеть в глазах других людей заменяет нарциссу реалистичное представление о взаимоотношениях с другими людьми. Они ему кажутся изначально фальшивыми, натянутыми и лживыми. Он не верит в искренность и настоящесть чувств других людей. Потому он бессознательно чувствует, что со своей стороны тоже вынужден постоянно притворяться. И это понимание для нарцисса является еще одним подтверждением, того что он не должен сочувствовать другим.

Ложь, свойственная нарциссизму - это ширма или экран на который как кино проецируется идеализированное видение и отретушированное представление других людей о маленьком испуганном человеке, прячущимся за ним. Работа нарцисса - поддерживать этот кинотеатр в рабочем состоянии.

Так же как у других невротических типов, результат его отношений никогда не удовлетворяет нарцисса. Разрушая границы других людей он не добивается успокоения, так как в конце концов так никогда и не находит требуемого им абсолютного признания. Достоинство, честность, справедливость приобретают какое-то значение только в той мере, которая необходима для сохранения незапятнанным образа собственного грандиозного я в своих глазах. То есть эти понятия становятся формальными и зависящими от внешней ситуации.

Нарцисс ощущает свою ненужность, если им не восхищаются, поэтому дружелюбие и любовь для него не включают в себя объективное или критическое отношение. Кроме того, критическому восприятию себя противостоит убеждение о своей избранности и о том, что он должен получить награду от судьбы в виде власти, богатства, любви, признания за те (всегда несправедливые) страдания, которые он перенес в прошлом и терпит сейчас. Награды же, понятное дело, достоин только самый лучший и безупречный. И очевидно, что тот кто безупречен и находится выше любой критики, сам имеет неограниченное право критиковать других.

Нарцисс постоянно проделывает огромную работу и тратит много энергии по подгонке нуждам его личности окружающей его действительности. Он постоянно живет с активной памятью о прошлом - о событиях, фактах, деталях разговоров, чужих обещаниях, собственных обидах, так как прошлое постоянно подлежит переконфигурации и переоценке. Переоценка и фальсификация прошлого необходима для него в силу того, что настоящее вскрывает несостоятельность нарцисса в обещаниях, намерениях, планах в прошлом, а ретроспективная ложь помогает это скрыть. Поэтому большАя часть психической энергии уходит на непродуктивное поддержание ненужной памяти. Это не может не отражаться на интеллекте, частью которого является память, и который безусловно начинает ослабляться в других сферах в угоду поддержанию нарциссической невротической наклонности.

Нарцисс, так же, не чувствует и границ собственного Я. То есть он не знает точной, измеримой величины своих возможностей, желаний, способностей, навыков, прав и обязанностей. От этого он страдает как невротик любого другого типа. Страдание толкает его на принятие срочных бессознательных мер по уменьшению невротического напряжения, в том числе - по фрагментации личности, что приводит к постоянному и постепенному обеднению и выхолащиванию внутреннего мира вплоть до совсем убогих представлений и верований.

Вступая в вынужденные, например, на работе, или, не дай бог, желаемые, например, в браке, отношения с нарциссом нужно понимать, что получить выигрыш в них маловероятно. При крахе величественных и невыполнимых замыслов нарцисса виноват будет партнер. При этом не важно, что он будет делать. Он занимается продуктивной деятельностью - и это будет поставлено в упрек. «Ты узурпировал все решения. Я устал делать только то, что ты мне разрешаешь. Ты всегда занят. Ты думаешь только о себе». Или наоборот вы будете бездействовать и будете в этом обвинены. «А, что ты сделал для успеха. А, где ты был когда это требовалось». В зависимости от ситуации.

Для нарцисса любая деятельность - вынужденная необходимость подтверждения своих фантазий, которые и так, и без нее уже реальны и, в общем-то, не требуют никакого подтверждения. Вместе с тем - это еще одно средство защиты собственного Я. Когда результаты своей деятельности преувеличиваются и идеализируются.

В принципе, невротики во всем спектре нарциссических типажей с той или иной долей сознательности понимают или ощущают наличие в себе некоторой изначальной недостаточности и неполноценности. Исключение, наверное - крайняя группа воспитанных в безусловном потакании и слепой любви, верящие в себя как в бога, всемогущего и всевластного. Чем ближе человек к области родительского воспитания, где нарциссизм играет роль компенсаторного фактора, уравновешивающего грубость и презрение к нему в его детстве, тем больше он чувствует потребность в превознесении собственные вполне обычных или даже ничтожных достижений. При этом «воспитанный нарцисс» может не опускаться до подобных излишеств. Он хорош и без них.

Но все типы нарциссов, в той или иной мере, являются мастерами использования интонаций. Успокоительных, констатирующее-утвердительных, обиженных, вызывающих, восторженно-убедительных, обольщающих, провоцирующих, снисходительно-обесценивающих, наставительных. Ведь кроме откровенных логических манипуляций - это самый лучший и не затратный способ убедить другого в весомости слабых аргументов. Кроме того, интонация - это то, что рефлекторно и бессознательно превращает другого человека в маленького ребенка. При условии (а в большинстве случаев - это так), что в его детской жизни родители управляли им и интонационно тоже.

Логика разрыва отношений с нарциссом так же предсказуема, как и сами отношения. При этом кто является инициатором - не имеет значения. Нарцисс, в силу его особенностей, выведет события на знакомые и удивительно однообразные рельсы. Будь то семья, бизнес или дружба.

Естественно, что нарциссизм как невротическая тенденция не имеет изначальной половой принадлежности. Нарциссичным партнером может быть как мужчина, так и женщина. Или оба. Или обе. В любом случае, гендерная принадлежность, мне кажется, в малой степени определяет накал страстей с той или другой стороны. Все определяется силой и степенью развитости и жесткости невроза у его носителя. Обычно нарцисс старается избегать тех кто его не ценит, не восхищается или не соответствует ему по статусу, но при определенных внутренних условиях и субъективно ощущаемом им тупике, в нем может возобладать идея мстительного наказания другого и компенсации понесенного ущерба. Особенно в преддверии собственного неизбежного и позорного фиаско. И особенно, если это поспособствует снятию вины с нарцисса за этот провал. Вплоть до убийства.

Разрыв отношений по инициативе нарцисса, очевидно, может произойти только в фазе обесценивания. Если нарцисс не в этой фазе, а инициатива исходит от партнера, то он моментально в нее перейдет.

Под разрывом отношений подразумевается последовательность бессознательных и сознательных действий, которые приводят к прекращению отношений. При этом формальная декларация разрыва («мы больше не вместе») происходит позже начала процесса или может не произойти вообще.

Первым этапом происходит бессознательное уничижение партнера через проекцию собственного презираемого Я. С переносом вины, ответственности, грехов, подозрений.

Вторым этапом и далее, уже одновременно как и на сознательном, так и вербальном уровне - обвинения партнера в эгоистичной самостоятельности, бесчувственности, глупости, лицемерии и т.д. Если бы не ты…

Третьим этапом - декларация собственной обиды, глубокого разочарования и нанесенного партнером ущерба.

После того, как, по мнению нарцисса, партнер изобличен, вынужден сомневаться в собственной ценности, получил заслуженный и необходимый урок, и при этом на бессознательном уровне уже не представляет ценности для самого нарцисса, четвертым этапом им предлагается на первый взгляд здравое и смелое, но невероятно фантастическое решение сложившейся проблемы в отношениях.

Это может быть переезд за границу, чтобы на новом месте возродить разрушающуюся семью, или решение завести еще одного ребенка, или обещание бросить пить и найти работу, или взять новый кредит для расширения затухающего бизнеса, или какой-нибудь план как обогатиться быстро и безопасно. Такие предложения сопровождаются уверениями в собственной незаменимости и важности. Источником этих предложений является нарциссическая гордость, которая дает нарциссу, хоть и воображаемую, но возможность не упасть в собственных глазах и не уподобиться его презираемому партнеру. Кроме того, она даст ему логическое преимущество на следующем этапе.

Если партнер нарцисса сообразителен в достаточной степени, то он откажется от предлагаемого плана спасения. Если нет - то вышеперечисленные итерации могут продолжаться неограниченное количество раз. Пока сам нарцисс заинтересован в этом.

Кроме того, нарцисс, как любой невротик требует немедленных изменений, выводов, решений. Он желает, чтобы другой мог измениться немедленно. Неспособность партнера на такие немедленные изменения, так же, трактуется нарциссом как отказ и пренебрежение.

Отказ партнера активирует пятый, самый скандальный, этап разрыва отношений. Нарцисс демонстрирует бездонную обиду за нежелание принять его стремление наладить отношения. Сообщает, что без него его партнер - никто. Унижая партнера апеллирует к социальному окружению, друзьям, родственникам. В ответ на рациональные замечания рассыпаются угрозы. Он может требовать материальной и моральной компенсации потраченных сил, средств, времени. При этом он избегает точных расчетов вклада каждой из сторон, оперируя фрагментарными и эмоциональными аргументами в основном базирующимися на степени собственных страданий. Если он имеет право распоряжаться общим имуществом, то его партнер не должен получить ничего. Для доказательства собственной правоты он стремится к установлению одностороннего потока общения, избеганию диалога, и желательно громкому обличительному заключительному монологу с уходом в конце. Требуемый монолог, так же, может заменить написание писем, сообщений и СМСок.

нарциссизм

Previous post Next post
Up