Оригинал взят у
akzk в
10. Теория неврозов Карен Хорни. Нарциссизм.Навязчивая правота.
Исключение из состава эмоций стыда и по большей части вины является следствием того, что нарцисс с детства научен мыслить категориями вины-наказания и очень часто совсем не может оперировать категориями причины-следствия, понимать взаимосвязи между своим поведением и реакцией на это внешнего мира. Причина такого дефекта заложена в характере его взаимоотношений с родителями, в его детском опыте - чтобы избежать наказания он обязательно должен был доказать что он прав, не виноват, хотел как лучше, имел ввиду другое, не причем, а виноваты другие.
Родители же, жестокостью, изначальной завышенностью и невыполнимостью требований и/или, наоборот всепрощением к обману поддерживали, поощряли или, хотя бы, допускали такой способ поведения. То есть, нарцисс научился в детстве скрывать свою, реже фактическую, но чаще мнимую социальную ущербность, навязанную ему мнением о нем его родителей за фасадом фантазий о своей глубинной правоте и своем соответствии возвышенным представлениям взрослых о том каким он должен быть. И признание неправоты грозит ему непереносимым страхом раскрытия собственной ничтожности.
По сути, нарциссу нужно не подтверждение его правоты, ему нужно доказательство отсутствия его неправоты. Это рефлекторно снижает в нем уровень тревоги, так как вина у него условно-рефлекторно связана с негативными эмоциями вызываемыми наказанием. И хотя в реальной жизни далеко не во всех случаях за нарушением социальных норм и норм морали следует наказание, но бессознательная тревожность нарцисса никак не учитывает этот факт.
И вместе с тем, сама мораль в угоду стремлению к навязчивой правоте у нарцисса с легкостью претерпевает любые изменения. Понятия допустимого или аморального могут меняться местами, исключаться полностью, перемешиваться, возвышаться и низводиться в зависимости от сиюминутных потребностей в сохранении нарциссом своего статуса. То есть, нарциссизм - это и фасад для сокрытия глубоких моральных проблем.
При этом в сознании нарцисса мораль стремится подменить собою нравственность. Базовые понятия о добре и зле крайне не выгоды в силу их неизменности, поэтому было бы лучше заменить их переменчивыми и растяжимыми моральными нормами.
Типичной для нарциссов является удивляющая способность представлять свои недостатки и неудачи как нечто величественное вплоть до преобразования поражения в победу. Ведь некоторые неустранимые слабости и недостатки вполне могут быть идеализированы как дополнение, только подчеркивающее грандиозность и цельность личности. И, в то же время, преувеличенная и романтизированная слабость может даже сойти за достоинство. «Да, я люблю выпить, но что в этом плохого»
Однако, многие нарциссы категорически не способны признавать наличие ошибок. В крайнем случае: «Меня вынудили», «Меня спровоцировали», «Я просто сорвался», «И, вообще, это не я». Часть из них - те, кому не позволялось с помощью разных уловок выкручиваться в детстве, ведут себя крайне осторожно в принятии решений, взятии на себя ответственности, руководствуясь принципом: «Лучше сделать так, чтобы ошибки не совершались вовсе», чутко сверяя свои действия с социально одобряемой моделью поведения.
Не способность признавать свои недостатки, слабости и ошибки закономерно ведет к неспособности учиться. А, в более широком смысле - изменяться, совершенствоваться, расти.
Манипуляции.
Если твое самовосприятие зависит от того, каким тебя представляют другие люди, то естественной становится потребность контролировать их восприятие и держать их в зависимости от своих желаний, потребностей, целей.
У нарцисса на форму и характер такого контроля и поддержания зависимости влияет следующее:
Если заимствовать в когнитивной терапии идею о трех сферах представлений, существующих в психической реальности человека, то можно сказать, что и представления о себе, и представления о других, и представления об устройстве внешнего мира у нарцисса делятся строго на великие и ничтожные.
То есть, он сам - либо великий, либо ничтожный. Окружающие его люди - либо достойные, важные, высокопоставленные, либо, никчемные, низкие. Происходящие события - либо чрезвычайно значимые, либо не заслуживающие внимания.
Нарциссические личности склонны обесценивать практически всё на свете, идеализируя при этом то, с чем ассоциируют самих себя, к чему они имеют отношение и к чему они принадлежат (социальная группа, например). Всё не идеальное кажется им ничтожным, и наоборот, всё важное кажется им идеальным.
При этом 90% фактов реальной, многогранной и многозначной жизни вынесено за скобки этих двух крайностей, которыми оперирует нарцисс. Факты, попадающие в здоровую и реалистичную середину оценочного диапазона полностью потеряны для восприятия и осознания или, если их совсем нельзя игнорировать, искусственно отнесены к какой-то одной из этих двух крайних категорий.
Страх неизвестного влечет желание навесить на ярлык, простой и понятный. И, обозначенные таким нехитрым образом объекты, заслуживают соответствующего этому обозначению отношения. Со значимыми людьми необходимо, очаровывая их, дружить, а при невозможности - просто поклоняться и восхищаться, ассоциируя себя с ними, незначительных можно подавлять, эксплуатировать, подчинять, а при невозможности устранять или устраняться.
При этом, для нарцисса то, что вполне позволено великим (в том числе и себе), запрещено и наказывается у ничтожных. Это касается любых сфер жизни и отношений: собственный обман, например, по отношению к «нижестоящему» может быть легко оправдан какой-нибудь необходимостью или наличием недоступной для простого понимания, но важной стратегической целью. Вместе с тем, любая, даже мнимая, нечестность «снизу» чутко фиксируется и раздувается до катастрофического позора.
Такая оценочно-поведенческая модель очень притягательна своей простотой и гипнотизирует людей, которые с детства привыкли к такой же модели взаимоотношений со своими родителями. И, вероятно, таких большинство. Ведь самым лучшим, удобным и эффективным способом управлять ребенком является простое, категоричное, эмоционально окрашенное приказание.
Именно на них и направленное воздействие нарцисса. Главным способом, которым осуществляется такое воздействие является манипуляция. Целью манипуляции является удержание объекта в требуемом для нарцисса состоянии и самовосприятии. Возвеличенном или обесцененном. Результат манипуляции - получение взаимных «поглаживаний» от им возвеличенных и благодарного восхищения от униженных. И, как у любого невротика, используемый им способ поведения решает вопрос субъективного ощущения снижения тревоги. Часто, для успокоения базовой тревоги нарцисс может удерживать объект просто ради его удержания, не имея никакой практической цели.
Фундаментом для манипулирования является ощущение того, что все требования к себе, хоть и в воображении, но выполнены и теперь нарцисс может обратить их к другим. Если другие не согласны ни с тем, и ни с другим, то есть, сомневаются в идеальности нарцисса и против того, что он присваивает право судить и требовать, то они становятся врагами. «Эгоист - тот, кто любит себя больше чем меня».
Фактически, манипулируя, нарцисс использует ровно то, чему он был научен в детстве. Если бы он был критикуем и тотально обесценен родителями, то невроз привел бы его к бессознательному выбору отчужденной невротической тенденции как самой выгодной в такой ситуации, с соответствующей ей неспособностью влиять на других. Но введение в «игру» поощрений за воображаемое соответствие его личности видению взрослых научило его как такое поощрение можно получать. И, очевидно, без обмана в этой игре не обойтись.
В дальнейшем, в юности и зрелом возрасте нарциссы учатся новым фокусам, многие всю жизнь гордясь этим, лелея, шлифуя и оттачивая навыки манипулятора.
Манипуляция, по своей сути, - это обозначение манипулятором фактов внутрипсихической и внешней поведенческой жизни себя и объекта манипуляции таким образом, чтобы они стали иметь другое значение, смысл и вес, чем это есть на самом деле с целью изменения поведения объекта манипуляции в своих корыстных целях. При этом, корысть может заключаться как в материальном, так и в психологическом выигрыше.
То есть, и так как, нарциссически структурированные люди, хотя и могут использовать широкий спектр невротических защит, но наиболее фундаментально они зависят от идеализации и обесценивания, то основным манипулятивным приемом будет изменение в сознании жертвы манипуляции (и в своем сознании тоже, так как манипуляции в основном имеют бессознательную мотивацию защиты собственной личности) представления о важности и ценности событий, людей, действий, чувств, эмоций, отношений и т.д.
Подспудный смысл манипуляции - перевод объекта манипулирования в детское и восприимчивое к силе авторитета состояние. И хотя хронически ловятся те, кем успешно манипулировали в детстве, но однократно через простой обман, злоупотребление первичным доверием и использование локальной некомпетентности жертвой манипуляции может стать любой человек. Кроме того, нарцисс пользуется особенностью «типичной жертвы», которая обычно считает, что отвечает не только за себя, но и за других. Как это было в ее детстве, когда ребенок отвечал за эмоциональное состояние собственных нарциссичных родителей.
И, в свою очередь, основной формой нарциссической манипуляции является использование стыда и вины, как аргументов давления на объект. То есть, нарцисс в первую очередь склонен вынести во вне и переложить на другого свои самые отвергаемые и презираемые чувства. И стать ему судьей, как будь то сам их лишен. Кроме того, сама тема стыда и все что связано со стыдом, является катализатором гнева против других. А, так как нарцисс не ощущает границ личности других людей, то агрессия может быть направлена на все что угодно. Вопрос случая и привычки.
Физические кондиции, возраст, образование, семейный статус, наличие или отсутствие детей, привычки, профессия, прошлое, особенности характера, темперамента, национальность, происхождение, цвет волос, марка автомобиля, величина годового дохода, взгляды на жизнь, веру, политическую ситуацию и т.д. и т.п. - все это при необходимости может являться поводом и основой для пристыживания других. Во всем могут быть найдены позорные недостатки. И, одновременно, все качественно аналогичное, может быть идеализировано и романтизировано в самом себе или тех перед кем он поклоняется.
Стоит отметить, что нарцисс начинает применять манипулятивное поведение, наносящее ущерб личности жертвы после того как почувствует достаточную степень ее зависимости (финансовой, эмоциональной, сексуальной, социальной), обычно демонстрируя до этого момента дружелюбие и социальную адекватность. Этот период отношений с нарциссом оборачивается в дальнейшем против жертвы, так как за время открытости нарцисс узнает о ней больше, чем она знает о себе. Чем гордится и что в себе ненавидит - все это фокусирует бессознательный и сознательный интерес нарцисса.
Неполный перечень форм манипулятивного поведения:
- манипуляции, связанные с областью информации
Намеки, недомолвки, умалчивание, избегание ответов, перевод темы, игнорирование вопросов, многозначительность и риторические вопросы, паузы, сплетни, слухи, отвлечение внимания, перевод стрелок, искаженные сравнения, обман, трактовки, уговоры, многословность, абсолютное и относительное обесценивание, злонамеренность других, собственная благонамеренность и идеальность, постепенное применение, жантаж.
Чуть подробнее об одном свойстве многословности: типичным для многих нарциссов является наговорить много всего, противоречивого и в разное время, чтобы в нужный момент выбрать подходящий вариант, отрицая наличие других, им высказанных.
- манипуляции, связанные с областью эмоций
Пристыживание, возбуждение вины, нападение, давление, лесть, угодливость, потворство, оскорбления, запугивание, псевдо-вынужденность, провокации, истребование хорошего отношения, выставление мерой всему свои эмоции, сталкивание лбами, эмоциональный шантаж: обидой, гневом, гордостью, завистью, страданием, слабостью, непонятостью, любовью, истеричностью, недоступностью, непониманием.
Классифицированно о манипуляциях
тут.