Золотыми буквами высекла бы где-нить первый абзац. Это к вопросу о том, почему жертвы "заражаются" нарциссическим поведением от агрессора. Никакой мистики. Эмпатия отключается по отношению к "чужим", совесть молчит, когда "в сортире мочат" "врагов". "Если хороший человек совершает плохие поступки, он называется "плохой человек" (с). Почему нельзя "виноватить" жертву? Вполне себе можно. Если она ведёт себя как нарцисс. Какая жертвам жертвы разница, кто их гнобит - нарцисс по натуре или жертва нарцисса, включившая невротические защиты? ИМХО. Категорический императив - идеальное средство от нарциссизма.
Оригинал взят у
akzk в
11. Теория неврозов Карен Хорни. Нарциссизм.Развитие общества и история нарциссизма.
Если важные потребности и желания здорового человека оказываются под кратковременной угрозой извне, то он непродолжительное время до момента восстановления внутреннего равновесия будет склонен реагировать на угрозу так же, как нарцисс. Если негативное влияние извне, например - со стороны общества будет длительным или катастрофически иным, чем то к которому он привык, то существует большая вероятность, что он будет интуитивно вырабатывать способы защиты личности соразмерные и качественно соотносящиеся с таким воздействием - невротические защиты.
Сословность и кастовость любого общества, существовавшего на протяжении всей истории человечества до последнего времени (конец 19 - начало 20 века), сдерживала невротические нарциссические тенденции его членов. Только в редких случаях человек мог попасть из одного сословия в другое. Судьба, родившегося ребенка была предопределена, нормами, правилами, обычаями той среды в которой он будет расти. Его врожденные способности будут развиты так, чтобы соответствовать потребностям социальной среды. А в случае не соответствия или не желания соответствовать его ждет наказание, изгнание или смерть.
Если в обществе под влиянием социального прогресса происходят быстрые структурные изменения, то самая эффективная бессознательная адаптивная невротическая стратегия для времени перемен - это нарциссизм.
Прямолинейно-властная стратегия может потерпеть провал в борьбе с более сильным конкурентом; педантичность не всегда может найти, те самые, «правильные правила» игры в изменяющемся социальном пространстве; подчинение может быть использовано другими совсем не так, как на это ожидалось; избегание и отгороженность могут привести к не способности хоть сколько-нибудь эффективно противостоять.
Нарциссизм, по своей сути - это, доведенное до абсурда и сопровождаемое жесткими долженствованиями, желание соответствия значимым для него моральным нормам, стремление к абсолютному приятию другими людьми, к идеальному слиянию с социальной средой. Однако, в сравнении с отчужденным типом невротика, который считает, что нормы общества и мнение других людей почти всегда подавляющи и критичны по отношению к нему, нарцисс верит, что он является важным и значимым игроком на социальном поле, носителем всех знаний о правде жизни, ее правилах, запретах; о том, что хорошо и что плохо. На этом основании он бессознательно присваивает себе право, с той или иной степенью агрессивности и изобретательности, судить других, диктовать им как себя вести, как выглядеть, как думать и как относится к нему самому.
В обществе, где не существует границ социальных границ, жесткой привязанности месту жительства, где принадлежность к группе условна и определяется выбором ее участника много больше, чем желанием группы, где моральные нормы претерпели существенные изменения в течение не продолжительного времени, то впечатление, которое человек производит на других может оказаться определяющим и значительно более важным, чем в небольших сообществах, общинах, поселениях, где все знакомы друг с другом, имеют свою историю и репутацию.
Изначально нарциссизм рождается в отношениях родителя и ребенка. Он как невротическая тенденция существовал всегда. Но он развивается эпидемически быстро в обществе где есть тяжелые условия жизни и существуют предпосылки для вызревания идеи собственной исключительности, превосходства и избранности. «Кто был ничем - тот станет всем» - идея избранности пролетариата и ее модификации в маоизме и чучхе. «Германия превыше всего» - идея избранности немецкой расы.
Исключительность и изначальное превосходство посредственности - такая же черта советского общества как и германского рейха. Поэтому нарциссы крайне нужны любому тоталитарному и авторитарному государству. Они порождаются идеалами этих обществ и плодятся на его почве. Нарциссы, в первую очередь, будут держать в лагерях «неправильных» и «несогласных». Именно они выживут и передадут востребованные обществом нарциссические свойства своим детям. А, те - своим. Даже когда социальная среда вновь изменится, нарциссизм как стратегия может пригодиться опять.
Требование тоталитарного строя к человеку сводится к тому, что он должен избегать наказания, демонстрируя приятие, по сути, ложных и иррациональных идеалов. С другой стороны, он не должен чувствовать стыда и вины за то, что он делает вместе с другими людьми. При этом вся ответственность за любые действия в рамках утвержденной идеологии переносится на верх социальной иерархии.
Поэтому типичные черты нарцисса - амбициозность и одновременное нежелание брать на себя ответственность, грандиозность замыслов и панический страх не соответствия внешним ожиданиям востребованы в любом тоталитарном обществе, группе, секте с их фантастическими идеями, оторванными от реальности, также как и внутренний мир нарцисса.
Все невротики живут в вымышленном мире, но особенность нарцисса в том, что он живет в мире неограниченного всемогущества. Если, другие типы невротиков бессознательно чувствуют ограниченность своих сил силами других или силой правил и норм, то типичный нарцисс этого лишен.
Нарцисс склонен отождествлять себя с той силой, которая подавляюще действует на личность. Этот человек, который принял решение идентифицироваться с властью для выживания и продвижения в обществе. Нарцисс присваивает себе право судить, идентифицируя себя с силой.
Нарцисс заточен на социальную приемлемость, поэтому то, что делают люди власти: как они выглядят, какие имеют привычки и увлечения - является для него ориентиром и эталоном. Он настороже к любым изменениям и чутко на них реагирует, держа ухо востро. При этом есть два взаимодополняющих способа существования личности в агрессивной социальной среде, которыми пользуется нарцисс, аналогичные мимикрии у животных: слиться или нарочито выделиться не сливаясь. Слиться - чтобы не привлекать к себе внимания во избежание наказания. Выделиться - чтобы через символы и атрибуты, показывающие принадлежность к социальной группе, обладающей властью, обезопасить себя от неприятных случайностей в идентификации другими людьми.
В большой степени поэтому, в тоталитарном и посттоталитарном обществе такое большое значение придается атрибутам и символам во всех областях человеческой жизни и так велико количество людей, либо восхищающихся другими, либо стыдящих других за соответствие или отклонение от принятых для внешней демонстрации норм поведения.
Ложь обществ и сообществ, в которых нарцисс чувствует себя максимально уютно, состоит в том, что основная декларируемая идея не соответствует действительности. За заботой о пролетариате, народе, расе, чистоте религии, великом будущем кроется потребность в личной власти и в этом нарциссизм как личная идея дополняет общественную.
При этом, если в авторитарном обществе нарциссизм имеет все признаки психологической компенсации - «я был ничтожен, но теперь достоин всего самого лучшего», то в демократическом обществе, под влиянием тяжелого кризиса может сформироваться другая модель - «я достоин самого лучшего, чтобы не быть ничтожным». Это - воспитанный нарциссизм, примером которого, похоже, может служить всепрощающий, потакающий, поощряющий к соревновательности, стиль отношения к детям распространенный в США и в мусульманских странах.
Причиной активации бурного нарциссического развития в Америке, очевидно, явилась Великая депрессия, которая существенно повысила градус конкурентности в обществе. В южных странах - особенности отношения к детям (особенно к мальчикам), заключающиеся развитии гордости, культе силы, пренебрежении теми, кто не входит в семью, клан или исповедуют иную веру имеют глубокие и давние культурные корни.
Наверное, не встречается нарциссов, которые бы, в той или иной степени, не были бы озабочены постоянным сравнением социальной значимости себя и других. Для нарцисса свое место в социальной иерархии - это мера его успеха. Даже если не в самой иерархии - в смысле «верх-низ», но он обязательно должен быть самым лучшим и компетентным в какой-либо области человеческих знаний и умений. И хотя его знания никогда не отличаются полнотой, но зато компенсированы самопиаром, надутым и демонстративным самодовольством.
Нарциссизм характерен навязчивым интересом к должностям. Любая должность - раздолье для нарциссизма. Служба в армии или полиции - почти идеальный вариант: продвижение по службе запрограммировано изначально, всегда есть необходимая доля власти и почти нет персональной ответственности. Атрибуты в виде внешних символов присутствуют в полной мере.
Селективность восприятия нарцисса, как и любого невротика приводит к низкому уровню и качеству погружения в информацию. Но, социальные навыки нарцисса могут быть разными. Так как ему очень часто приходилось сознательно или бессознательно обманывать своих родителей на поле собственной и их компетенции, то зачастую они могут быть безупречны. Он может очень точно знать что сказать, что сделать, какое суждение высказать, как преподнести информацию, чтобы впечатлить. Но, в целом, в социальном и деловом общении происходит перенос фокуса внимания с конструктивного решения вопросов на манипуляции.
Характером своего поведения нарцисс провоцирует других, более ответственных людей, к доказательству их собственной компетентности, не допуская сомнения в своей. Часто выстраивается схема: «Пусть другие делают, придумывают, решают, докладывают, а я приму или раскритикую». При этом у подчиненного или коллеги нарцисса всегда остается характерное ощущение, что он делает что-то не так, вне зависимости от того насколько осознанно ему об этом сообщает нарцисс. Подчиненный будет не прав в любых случаях: он делает что-то или он не делает что-то.
Для типичного нарцисса характерно желание окружить себя нужными, важными и полезными людьми и желательно знаменитыми людьми, поддерживая с ними выгодные для себя отношения. В большинстве случаев, это не является следствием рационального соображения о достижении большей социальной безопасности. Просто, если он перестанет бессознательно верить в могущество таких людей, то он перестанет верить в себя, в свое идеальное Я, которое может жить, подогреваясь лучами чужой славы. При этом он может демонстрировать безграничное подобострастие к людям, наделенным властью.
Как водится, знаменитостей и, действительно умных и значительных людей на всех нарциссов не хватает, и тогда он удовлетворяет потребность в отношениях с великими, придумывая эти качества в других, наделяя пустых людей идеализированными проекциями своего Я. Это зачастую приводит к ситуациям болезненного разочарования, когда доверившись сам или порекомендовав другим «компетентного специалиста» или «надежного человека», нарцисс теряет друзей, деньги, репутацию.
Вместе с тем, если ситуация, в виде наличия разных идей, например, подтолкнет нарцисса к конфликту с другим нарциссом, равным с ним по силе (читай - по социальному статусу), то дело может не закончится простой склокой, а выльется в длительную полномасштабную войну, имеющую навязчивую цель доказать самому себе свою собственную, абсолютную, окончательную правоту.
Относительные плюсы нарциссизма, как невротической адаптационной стратегии можно рассматривать только относительно других невротических стратегий. Их нет для самого человека и его окружения. Успокоения от достижения власти или одобрения и признания не наступает так как базовая тревога исчезнуть не может. Более того, учитывая феномен формирования порочных кругов невротических защит она может значительно усиливаться из-за опасений потерять достигнутое.
Также, не могут добавить оптимизма отношения с близкими нарциссу людьми. И обратная связь получаемая от них. Обесценивание других людей или событий и фактов - это следствие ощущения обесценности себя. Защита от этой беспомощности - вера в собственное всесилие. Эта вера не может существовать без того, чтобы нежелательные и постыдные части личности нарцисса не стали бы принадлежать другим людям. И его задача в том, чтобы эти другие стали убеждены, что перенесенные на них чувства или черты характера действительно им принадлежат. Для этого нарцисс ведет себя с другими так, как будь то спроецированные им качества актуально в них существуют.
Другая неприятная и пугающая нарцисса угроза - это тяжелая и всепоглощающая депрессия, которая может наступить в случае явного краха его идеализированного образа. Она может быть вязкой и не явной если идеальное Я, так или иначе, может быть представлено публике в нужном виде, но если позор, в понимании нарцисса всеобъемлющий и удельный вес обиды велик, то депрессия будет очень тяжелой.
Стремление раздуть себя в представлении другого человека - это, по всей видимости, аналог психический аналог физического способа воздействия друг на друга у животных, в первую очередь у обезьян, когда особь, намеренная победить, визуально старается занять как можно большее место в пространстве, поднимая руки, расправляя грудь, поднимаясь на ногах. Стыд, в противоположность - это уменьшение своих размеров, демонстрация покорности, опускание головы.
Нарциссизм, как невротическая стратегия уверенно побеждает в обществе. Контент социальных сетей - показатель правдивости этого суждения. Самым популярным, востребованным, читаемым является, то что связано с чьей либо убеждённостью в собственной уникальности, своем особом положении, превосходстве над другими людьми, завышенным мнением о своих талантах и достижениях, поглощённостью своими успехами или фантазиями о них, сконцентрированностью на внешнем виде. При этом, главными ожиданиями являются: безусловно хорошее отношение к себе, подчинение других своему мнению, восхищение других для подтверждения своей значимости, подтверждение своей свободы от правил. Все это в контексте отсутствия искреннего сочувствия и интереса к другим, при уверенности, что другие завидуют или должны завидовать.Это набор типичных нарциссических черт, который просвечивает, в том числе, в огромном количестве обесценивающих, оскорбительных, сверхкритичных и демонстрирующих крайнюю самоуверенность комментариев.
Вместе с тем, что иное нежели соцсети, информационная доступность и прозрачность может сыграть главную роль в возможной будущей деневротизации общества? И, в любом случае, нарциссизм и достоверная информированность о реальности - антиподы.