Патриарх Кирилл, Фото с сайта moscow-post.ru
СМИ продолжают обсуждать скандал вокруг квартиры патриарха Московского и всея Руси Кирилла в «доме на набережной», которую якобы засыпало опасной для здоровья пылью и «наночастицами» из-за ремонта соседа снизу - бывшего министра здравоохранения Юрия Шевченко. Журналисты выдвинули новую версию произошедшего: по их мнению, корень конфликта стоит искать в непростых взаимоотношениях русской и украинской церквей. Ведь Шевченко, квартира которого оказалась арестована по иску о «запылении», несколько лет назад принял сан священника в УПЦ. Именно поэтому отношения Кирилла и бывшего министра испортились, что и стало причиной многочисленных нападок на Шевченко. А конфликт с квартирой - лишь еще одна битва в этой «войне».
«Квартирный вопрос», вставший между бывшим министром здравоохранения - хирургом и православным священником Юрием Шевченко - и настоятелем Русской православной церкви патриархом Московским и всея Руси Кириллом, обрастает все новыми подробностями. Версия о том, что отношения между двумя священнослужителями испортились еще задолго до скандала вокруг запыления элитной московской квартиры, похоже, подтверждаются. Как
пишет газета «Московский комсомолец», корни конфликта лежат в области взаимоотношений двух церквей - российской и украинской - и вряд ли являются рядовой ссорой двух соседей.
Блудный сын
Как считает издание, чтобы разобраться в ситуации, необходимо обратиться к прошлому Юрия Шевченко. Он - генерал-полковник медслужбы, академик РАМН и РАЕН, доктор медицинских наук - имел близкие дружеские отношения с РПЦ, в частности, с ее тогдашним настоятелем Алексием II. Так, были заключены соглашения, разрешившие духовным лицам совершать службы в больницах, а больным - звать священников для причастия, исповеди и соборования.
Позже, сложив с себя министерские полномочия, Шевченко решил стать православным священником. Однако к тому моменту патриарх Алексий II уже скончался, а с новым главой РПЦ хирургу, видимо, подружиться не удалось, отмечает издание. Тогда Шевченко принял решение поехать учиться в Ташкент к архиепископу Ташкентскому и Среднеазиатскому Владимиру. Тому самому, который рукоположил Ивана Охлобыстина. Этот поступок новому российскому патриарху Кириллу, вероятно, пришелся не по нраву: Владимир был человеком Алексия, и уже при Кирилле по велению Синода его перевели митрополитом в Омск, где по сравнению с Ташкентом, как жаловался Владимир местным журналистам, не было создано никаких условий.
После окончания учебы в 2009 году Шевченко не поспешил предстать перед новым патриархом, напротив, совершил поступок, который многие могли оценить даже как некое неповиновение Московской патриархии: вернувшись из Узбекистана, он принял сан священника под именем отца Георгия на Украине.
При этом еще в 1989 году будущий патриарх Кирилл (тогда - митрополит Смоленский и Калининградский) получил задание разработать новый устав Украинской церкви. В те времена нарастали «самостийные» брожения, и многие представители украинского духовенства требовали предоставления Украинской церкви полной самостоятельности. Митрополит Кирилл разработал проект устава, который был представлен Синоду РПЦ и вскоре был принят без единой поправки. По документу украинская церковь в 1990 году получила от новоизбранного патриарха Московского и всея Руси Алексия II новый устав, в котором она именовалась «самостоятельной и независимой». Единственное ограничение, которое было в новом уставе, - украинский Синод, рукоположив нового епископа, должен был согласовать его с Москвой, напоминанет в комментарии к статье в «МК» историк и писатель Сергей Бычков.
Однако кандидатуру отца Георгия украинский патриархат с Москвой не обсудил, да и сам хирург-священник покаяться перед российским патриархом не спешил. То есть Шевченко вместе со всей Украинской церковью нарушил положения 20-летнего «детища» патриарха Кирилла. Тогда, по слухам, отношения двух священнослужителей окончательно испортились и на Шевченко начались православные гонения.
К примеру, консервативные православные движения начали активно возмущаться тем, что в медико-хирургическом центре Пирогова, где работал Шевченко, есть абортарий, хотя на той же территории находится в Крестовоздвиженский храм (в больнице в ответ заявили, что абортов не делали и не делают). Когда скандал с абортарием достиг своего пика, московскую квартиру патриарха занесло «наночастицами», заключает «МК».
«Наночастицы»-убийцы
Напомним, скандал, в который оказался вовлечен бывший министр, получил огласку лишь на прошлой неделе, хотя дело тянется еще с 2010 года. Тогда в квартире Шевченко в знаменитом «доме на набережной» (ул. Серафимовича, д.2) шел ремонт, пыль от которого якобы поднялась этажом выше и засыпала всю квартиру соседа. Им оказался патриарх Кирилл. Ущерб, нанесенный имуществу патриарха таинственными и крайне опасными для здоровья «наночастицами», которые специалисты обнаружили в пыли, был оценен в 20 миллионов рублей.
В качестве компенсации истцы захотели получить квартиру Шевченко, а также жилплощадь его супруги, находящуюся по соседству. Единственной на данный момент победой адвокатов хирурга стал отказ суда наложить арест на вторую квартиру. Зато первая квартира уже арестована - ее странным образом оценили лишь в 15 миллионов рублей (несмотря на то, отмечают СМИ, что стоит квартира не меньше 50 млн рублей), и она теперь является залогом того, что Шевченко выплатит оставшиеся пять миллионов. Любопытная деталь: РПЦ от скандала всячески дистанцируется, а делом в суде руководит некая Лидия Леонова, прописанная в квартире патриарха. Кстати, по данным «МК», в деле нет документов, подтверждающих, что Леонова может представлять патриарха в суде. Ведь женщина не является собственницей недвижимости, а лишь прописана в ней.
Сам отец Георгий пока никак не комментирует происходящее. Он болен - онкология. По информации «МК», сейчас бывший министр находится в больнице. Говорят, что Шевченко вообще не хотел огласки этой истории, и его семья решилась на обнародование наперекор воле отца - так как другого способа спасти свое имущество они не видят.
При этом сам факт обнаружения этих самых наночастиц довольно любопытен. «Вместо того чтобы нанять домработницу и пропылесосить квартиру, гражданка Леонова обратилась в филиал №13 ГУП ЭВАЖД города Москвы с заявлением «о повреждении и приведении ее имущества, находящегося в квартире, в негодность», -
пишет обозреватель «Новой газеты» Юлия Латынина.
После этого комиссия с участием представителей управы района Якиманка, ГУП ЭВАЖД и Мосжилинспекции ЦАО Москвы установила, что в запылении виноват Шевченко, причем, как следует из решения суда, этот факт он не оспаривал и выражал готовность все поправить. Однако истица потребовала провести анализ химического состава пыли. В результате исследований, проведенных Институтом общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН, были «выявлены соединения, потенциально опасные для здоровья», в частности, «компоненты смесей и красок CaCO3 (известняк), CaSO42H20 (гипс), SiO2 (диоксид алюминия)... кроме этого, в образцах… выявлены наночастицы, которые при контакте с человеком могут оказывать негативное воздействие на здоровье, вызывая заболевания, в том числе онкологические».
«Половину веса Земли составляет кислород, а еще четверть - кремний. Как следствие - чистый SiO2, он же диоксид кремния (а вовсе не алюминия, как считают в Замоскворецком суде) - составляет в земной коре 12%... Песок - это почти чистый диоксид кремния, - отмечает журналистка. - Второе опасное вещество, нашедшееся в составе пыли, - это известняк, CaCO3. Большая часть земной коры, которая не состоит из диоксида кремния... покрыта осадочной породой, называемой известняк».
Далее филиал №13 ГУП ЭВАЖД обратился в Российскую государственную библиотеку с вопросом «о возможности проведения работ по очистке запыленных книг» библиотеки патриарха. Стоимость восстановления книг библиотека оценила в 13,9 млн рублей, отмечает автор заметки.
«Итак, в переводе на русский. Хирург, священник и бывший министр Шевченко в ходе ремонта повредил вентиляцию и засыпал квартиру патриарха пылью. Он не сжег ее, не залил фекалиями, маслом или бензином - он обсыпал ее пылью... Г-жа Леонова, вместо того чтобы взять пылесос или договориться с Шевченко, обратилась в Институт общей и неорганической химии, который выдал заключение о вреде песка и известняка, а потом - в РГБ, которая оценила операцию по сдуванию пыли... в 13,9 млн рублей», - подытоживает журналистка.
В квартиру патриарха ведет спецлифт
Насколько объективны были эксперты, проводившие оценку ущерба, нанесенного пылью с жилплощади Шевченко, пока спорный вопрос. Но едва ли вызывает сомнения то, что мебель, предметы интерьера и прочее имущество в патриаршей квартире были и правда довольно дорогими. Ведь сама квартира - элитная.
Доказательствами тому могут послужить
наблюдения корреспондентов «Новых известий», побывавших в «доме на набережной». В подъезде, где находится квартира Кирилла, установлен специальный лифт. На этом лифте обычный человек может подняться на любой этаж со второго по десятый. Но на 11-й этаж, где расположена квартира предстоятеля РПЦ, лифт абы кого не повезет, даже если нажать кнопку номер 11.
Чтобы попасть на 11-й этаж, необходимо сначала вставить спецключ в слот номер 12, и лишь затем нажать на кнопку номер 11. Спецключ есть лишь у приближенных патриарха и, по слухам, у некоего американца, который живет в квартире по соседству с главой РПЦ.
На 11-й этаж можно подняться и по лестнице, однако вход на лестничную площадку предстоятеля РПЦ простым смертным преграждает глухая металлическая дверь. Шахта лифта расположена за этой дверью, так что прибытие жителей и гостей квартиры патриарха на 12-й этаж не видно никому, отмечает издание.
Вообще наличие в собственности у патриарха квартиры, пусть бы даже самой простой, вызывает вопросы. Ведь каждый монах при постриге, а патриарх является монахом, дает обет нестяжания. То есть обещает не иметь собственности, а все имущество, в том числе подаренное, обязуется передать приходу или на благотворительность.
Кстати, самого патриарха жители «дома на набережной» не видели уже давно - по словам соседей предстоятеля РПЦ, в последний раз его машину у подъезда они видели несколько лет назад. Однако согласно данным Федеральной службы регистрации, на которые ссылаются родственники хирурга Шевченко, квартира номер 214 в доме 2 по улице Серафимовича находится в собственности Владимира Гундяева (мирское имя патриарха Кирилла) с 1994 года. Опять же по слухам, пишут «Новые известия», он получил ее в дар от правительства Москвы.
По материалам:
«Московский комсомолец»,
NEWSru.com,
«Новые известия»