Благодаря
velski , познакомились в Ставрополе с местным "художником-авангардистом", шестидесятником Евгением Саврасовым.
В свое время он прошел в Ставрополе и свой "манеж" (разгон выставки в 1962, в москве) и обвинения в формализме, и притеснения. Ездил в Москву, виделся с Андроновым, Васнецовым.
Занимался живописью, делал скульптуры, объекты.
Опять же благодаря Александру Колбасникову, нам попала в руки книга-разговор с Саврасовым на темы его творчества и жизни (беседует с художником Клара Штайн - профессор Ставропольского университета). Книга крайне интересная, Саврасов очень афористично, емко и глубоко формулирует свое отношение к важным проблемам жизни и творчества. Хочу привести некоторые выдержки:
- Мои чувства реальности - это чувства такие мощные. Я, в принципе, не вижу ни домов, ни деревьев. Я вижу какие-то блоки перед собой, их ощущаю постоянно и в работе, если я работаю, я начинаю приходить к этим блокам (я имею в виду - к таким блокам, как параллелепипед, как куб или шар), меня уже от радости трясет.
- Я "просыпался" очень медленно. И не сногшибательно. У меня не было таких работ, которые меня самого бы удовлетворили
О реальности
- в моем понимании реальность, само понятие реальность это вопрос. Что это такое? Я так понял, что при любом обобщении я в любом случае остаюсь реалистом. Это единственное, на мой взгляд, что происходит, просто отсекаются какие-то моменты индивидуальные, остается самое важное, основное. Исходное. То, что как раз форму образует. То есть это, наверное, от способности человека зависит. не потому,что человеку в какой-то момент захотелось писать абстрактно, мне кажется, что это его врожденные качества просто или мышление.
- надо быть, наверное, слишком самонадеянным человеком, чтобы говорить, что такое реализм и что такое реальность. Я как раз, наверное, отношусь к скептикам: я не знаю, что такое реальность и что такое реализм. Но я думаю, что я делаю - более или менее реально... я всего лишь пытаюсь обозначить свои ощущения
О задаче искусства и форме выражения
- я на искусство смотрю всего лишь как на площадку для эксперимента. Все равно, как бы там ни было, мы не для народа работаем. Мы просто своим способом постигаем ту реальность, в которой живем. Я не имею в виду внешнюю, может, и внутреннюю реальность. То есть, мир как? И сюда он - и туда. Если в искусстве нет какого-то познания себя или внешнего мира, то нет и искусства. А форма выражения находится. Ее с чужого плеча не возьмешь. Форма должна родиться в процессе.. ТО есть идея должна найти свою форму. Выражения. И все. И это, может быть, и становится тем удивительней, тем неприемлемей. И здесь не должно стоять вопроса, вопроса гармонии и прочее, внешних вопросов, которые вечно художники ставили... тут форма выражения. Это может быть дисгармонично совершенно.
О первоначальном замысле
- У меня часто такого не бывает. У меня возникает внутреннее напряжение, потребность что-то делать.
О ритме
-мне кажется, что чувство ритма - это врожденное чувство. Как мы в почерке крутим, и, пока мы не закрутим, не свяжем это в единое целое, в образ - мы не останавливаемся. Есть ритм более мелкий, есть ритм более крупный... Само чувство реальности бывает совершенно разным. Скорее всего, это от настроения, здоровья и прочее.
- графика меня ритму научила. Вот эти линии, вот эти пятнышки - на чем линогравюра строится. Не научила - разбудила мой ритм. А потом-то я уже в живопись перешел
Некоторые работы Саврасова можно посмотреть в коллекции
Эрарта. Также в
фейсбуке Александра