Евгений Саврасов: творческое кредо, мысли о композиции

Apr 30, 2011 21:50

 Продолжение предыдущего поста. Показавшиеся мне любопытными мысли ставропольского художника-шестидесятника Евгения Саврасова.

О переживании художником абстрактных форм:

- меня волнует такое понятие, как горизонталь. В смысле, как-то Малевича взволновало, сам "Черный квадрат " стал переживанием, черное на белом, но это же переживание, Я говорю, что для художника не важно: цветы или обнаженная женщина или геометрическая форма - все переживаемо. Можно с ума сойти от "Черного квадрата", можно с ума сойти от цвета цветка, можно с ума сойти от заката и т.д. Не важно что, важно, что вызвало эту энергию.

- я думаю, что такое понятие как горизонталь, или линия горизонта, нами постоянно переживается... и мы можем написать пейзаж с линией горизонта, а можно просто создать объект "горизонталь". Но как вот здесь вот перейти к объекту? Т.е новые идеи или новые понятия требуют нового выражения... я ищу геометрические эквиваленты этим понятиям. Или визуальные эквиваленты.

О 60-х годах
- победителем наверное сложно быть, особенно сейчас, когда все мы свободны... это у нас были проблемы. Во-первых не было информации, был какой-то страх. самый большой страх - это что основная масса художников занималась совсем другим искусством. Все занимались в основе одним и тем же. И, конечно, страшно было, где-то , в этом одиночестве - в отношении к тому конгломерату соцреализма. Когда ты ходишь по выставке, видишь эти огромные вещи, вообщем неплохо написанные, скомпонованные, нарисованные. Конечно, это было чувство какого-то одиночества и даже - страха. Но зато была злость. Было чувство, против чего ты воюешь. Чего и не стало сейчас.

О реальности и пространстве
- реальность - это еще то, что мы не видим. Но мне кажется, что я в какой-то среде нахожусь и решая как на плоскости, так и с объемом работая - мне кажется, не в плане каком-то теоретическом, но подспудно, я проблему пространственности постоянно решаю. Даже теми черными отношениями, которые как раз и создают в этих работах какой-то момент глубины, пространства. То есть - даже бесконечности.

Об ощущении мира
- мы же мир не только глазами, ушами, руками щупаем, ощущаем. Мне кажется, что мы вообще каждой клеткой этого тела ощущаем. Другое дело, что все эти ощущения - мы не всегда это осознаем и переводим в какие-то мысли.

О художественном пространстве-времени
вопрос: я пришла к такому объяснению, что художественное пространство-время - это сложный компакт. Есть такое понятие в математике - компакт. Это нечто такое, что объединяет в себе конкретное и бесконечное во времени и пространстве. Вот это соединение конкретности и бесконечности: как ты на это смотришь?

ответ: все немножко по-другому (вносит объект)  когда мы шли с Собачьего хутора, была сильная гроза. ты говоришь о конкретном, да, и о таком: была гроза, был дождь. Вышел в поле, там в воде плавал град. Я даже удивился - что же там в воде - запустил руку и... вот тебе. Конкретное было. какая-то закономерность плавающих льдинок. И все. То есть - это повод был реальный. Но мне это не интересно... И когда я начал эту вещь делать, то я сразу понял - откуда. То есть я как бы не обратил внимания, когда я сделал работу, а потом: а-а! это ж, когда я шел - град в луже.

О симметрии
вопрос: равенство и симметрия лежат в основе творчества?
ответ: ну, я думаю, симметрия. Она есть, только не в том плане, что это правая часть такая же как левая. Это как белое требует черного. Но не в равных соотношениях. Чего-то придется брать больше, чего то меньше. Тогда эта гармония возникает. Тогда найдется равновесие.

конспект, теория, Е.Саврасов, шестидесятники, мысли

Previous post Next post
Up