Як-28

Apr 05, 2012 23:19

Удивился недавно посту Господа, подскажите что за зверь? от fozzibear. Как можно не узнать Як-28? Известнейший самолёт!




Потому решил немного написать про этот самолёт и заодно рассказать байку, слышанную мной от старого друга семьи, командира моего отца, летавшего штурманом на Як-28.

Як-28 достаточно интересный и не побоюсь этого слова этапный самолёт в советской бомбардировочной авиации.
Восходящий своими корнями к перехватчику Як-25, самолёт изначально разрабатывался как фронтовой бомбардировщик по заданию и взглядам середины 50-х, но в дальнейшем претерпев несколько модификаций эксплуатировался как бомбардировщик и истребитель-перехватчик до конца 70-х годов, вплоть до вытеснения его Су-24. Этот эволюционный путь ("тактика малых шагов" придуманная и опробованная А.С. Яковлевым ещё на первых реактивных истребителях) породил основные конструктивные недостатки Як-28, но, по всей видимости, именно он позволил в эпоху всеобщей ракетизации добиться правительственной поддержки и в конце концов запустить самолет в серийное производство.
Як-28 (и его модификации), обладая рядом несомненных достоинств (один из самых скоростных советских серийных бомбардировщиков, самые совершенные прицельно-навигационные комплексы для 1960-70-х годов и пр.) обладал и рядом недостатков осложнявших его жизнь.

Попробую перечислить модификации Як-28:

Несколько модификаций бомбардировщика (Як-28, Як-28И, Як-28Л), значительно отличавшихся друг от друга по своим возможностям и составу бортового оборудования.

Истребитель-перехватчик Як-28П - ставший на долгое время одной из основных (и любимой лётчиками!) машиной в истребительных частях ПВО. О достоинствах и проблемах этого перехватчика можно рассказывать часами! Вряд ли хоть один из перехватчиков в истории авиации ПВО располагал таким количеством аэродинамических особенностей как Як-28П: скоростной "подхват", срывной "подхват", реверс элеронов, газодинамическая неустойчивость двигателей. В результате Як-28П, будучи самой многочисленной машиной во всём семействе "28-х" (более 400 единиц) так и не был официально принят на вооружение - исключительный случай в практике советских ВВС и ПВО!

Был даже экспериментальный Як-28-64 - разработанный в экстренном порядке вариант перехватчика, неудачная попытка превзойти Су-15.

Разведчики Як-28БИ и Як-28Р (последние применялись во время войны в Афганистане и были сняты с вооружения в конце 80-х).

Самолёт РЭБ Як-28ПП (Постановщик Помех).

Учебный Як-28У с необычным расположением кабины инструктора.

Як-28РР (Радиационный Разведчик). Настолько специальный, что выпущен был всего в нескольких экземплярах (не более 10). Использовался во время испытаний ядерного оружия на новоземельском ядерном полигоне и на границе с Китаем (наши китайские братья, если кто забыл, до 1980 года проводили ядерные испытания в атмосфере, да так, что радиоактивные облака частенько проходили через нашу территорию).

Это с Як-28 в 1966 году произошла трагедия в небе Западного Берлина, когда пилоты ценой своих жизней увели машину с заглохшими двигателями от жилых кварталов. Именно об этом была написана известная песня "Огромное небо" и даже снят мульфильм.

Это Як-28 в 1975 году бомбили взбунтовавшийся СКР "Сторожевой" (точнее бомбил СКР только один экипаж из 10 вылетевших, 1 отбомбился по гражданскому судну, а остальные не смогли найти цели).

Вот отличная статья про Як-28 - http://aviapanorama.su/2005/02/yak-28-simvol-epoxi/

Какой самолёт может похвастаться такой биографией?

А теперь байка от старого друга (рассказываю от первого лица, как сам слышал):
О первом вылете в строевом полку
Окончил училище (Челябинское ВВАУШ), пришёл в полк и, надо же такому случиться, парни из моего выпуска пришедшие одновременно со мной уже успели сделать по первому вылету, а у меня как полётный день, так как по расписание - СМУ, да такие что не то что молодые, опытные экипажи сидят на земле. Я уже район полётов выучил до деревца. Всю теорию меня все командиры раз 20 спрашивали. Жуть!
И вот в один из дней - вроде есть погода! Туда-сюда - ан, нет. Метео отменила полёты.
Вроде распогодилось, мы опять собираться - э, нет, зря.
Да нет, точно распогодилось, уже сидим в самолёте - отбой! Ну что ты будешь делать? Тут и обед настал, пошли в столовую.
Пока поели - погода улучшилась. "Ну," -говорит командир- "если сейчас не полетим - опять недели две сидеть будем..."
И вот мы опять в самолёте, предполётные проверки: "Готов, штурман?"
О, чччёёрт! Где планшетка??? Похоже в столовой оставил... Сказать что нет планшетки? Вылет отменят, будут разборки - это ж предпосылка к лётному происшествию... Да что же я? Зря я что ли все эти карты наизусть учил? Неужто без карты не справлюсь?
"ГОТОВ, ТОВАРИЩ КОМАНДИР!"
Взлёт, полёт по маршруту - всё проходит отлично. Приземляемся. Ну тут как положено - вытаскивают из кабины, раскачивают, бьют задницей по носовому колесу. Больно! А я им - "Казбек" - угощайтесь... Красота! Душа поёт!
Но честность подвела... Когда остались вдвоём с командиром я ему официально: "Товарищ майор, разрешите доложить..."
А он мне так неофициально - в глаз! "Гад! Сволочь! Разгильдяй! Ты видел какая погода? А если бы нам на запасной? Сопляк!.." и много ещё чего обидного я услышал про себя в этот памятный для себя день...

Авиаторы, потрещать, Як-28, юмор, учебные полеты, разгильдяйство

Previous post Next post
Up