Исследовательская экспедиция в китайские анимационные студии... Часть 2.

Dec 09, 2012 18:10

Начало рассказа можно увидеть здесь.

Так как первая часть рассказа об анимационных студиях Китая вызвала интерес у представителей российского анимационного сообщества, во второй части есть смыл более подробно рассказать о реальном положении дел у коллег в Китае.

Также хочу отдельно поблагодарить руководство компании "Контакт Медиа Груп" в лице Владимира Таубкина за предоставленную возможность рассказать об увиденном в Китае. Для производства проекта о домовенке Кузе компанией "Контакт Медиа Груп" было заказано специальное исследование, результаты которого частично здесь я имею возможность опубликовать. В частности, российскую компанию интересовало - есть смысл переносить частично производство в Китай, и если есть - в каком объеме? Также интересны были сроки выполнения работ и требуемые ресурсы.

Сразу можно отметить, что китайские студии сегодня выполняют огромное количество заказов не только для внутреннего рынка, но и для студий со всего мира. В Китае производится анимационный контент для студий из США, Канады, Франции, Англии и многих других стран. Причем, у заказчиков очень высокие требования к сдаваемому материалу, и китайцы своих заказчиков не подводят. У ведущих китайских студий есть хорошо отстроенные линии производства и они вполне в состоянии очень быстро сдавать большие объемы работы. Во многих из них структура работы выстроена американскими специалистами, поэтому в ходе посещения ряда китайских компаний возникает стойкое подозрение, что находишься на территории подразделений американских компаний.

Мало того, что американцы учат китайцев, за многими китайскими компаниями стоят могучие инвесторы. Я лично ходил по студии, которой инвестор построил 30-этажное здание, и размер средств, потраченных в это предприятие, составлял никак не меньше полумиллиарда долларов.

Вот вид серверной в подобной организации. В следующем тексте, если руководство компании "Контакт Медиа Груп" не будет возражать, постараюсь выложить видео, снятое в подобных организациях.




Огромные средства вкладывают в анимационную индустрию не только частные инвесторы. На одной из студий я задал вопрос:

- Сколько средств может дать государство на создание какой-либо студии?

Ответ был из разряда, как бы это помягче выразиться.., удивительных.

- 600 000 000 долларов.

В ноликах я не ошибся...

Китайцы не забыли поинтересоваться:

- А сколько у вас тратит на поддержку студий государство..?

Пришлось честно признаться.

- 50 000 000 долларов. В год. На всех...

Видели бы вы их лица...

Китайцы, конечно, уточнили, что 600 миллионов долларов было потрачено на создание всего одной студии, и все остальные, ясное дело, получили поменьше... Блин. Ну, вы понимаете, что чувствует человек из России, когда слышит подобную информацию...

Многие студии оборудованы сверхсовременным оборудованием. У них есть прекрасные монтажки, огромные зоны отдыха для персонала, студии могут занимать территории в десятки тысяч квадратных метров.

Вот например, нашу делегацию привели в просмотровый зал.



Китайские студии могут себе позволить многое. Вот, например, специальный зал для МОСАРа.



Небольшой фрагмент отдела рендера обычной китайской студии.



Небольшой фрагмент еще одной серверной.



Одним из специалистов, посетивших китайские студии вместе со мной, был CG-супервайзер Игорь Кудрявцев.

Вот что он написал после просмотра китайских студий:

- Китай для нас - экзотическая страна. Кажется, что в стране с такой особенной традиционной архитектурой,  своеобразным укладом жизни и даже уникальной  кухней и все остальное должно делаться не как в остальном мире. Но вопреки нашим опасениям оказалось,  что  производство 3D графики и анимации в Китае подчиняется тем же правилам и законам,  что и во всем мире. Это немного удивило и сильно порадовало. Найти общий язык с теми из производственников, кто хотя немного говорил по-английски, оказалось очень легко. Возможно,  это было связано с тем, что студии,  куда мы приезжали, уже имели опыт работы с иностранцами. Кроме того,  все эти студии были немаленькими. А по стандартам России,  так и вовсе огромными. Даже самая маленькая из них насчитывала 200 человек сотрудников,  а самые крупные обладали коллективом в 900 человек, собственными обучающими центрами и даже,  в одном случае,  собственным небоскребом!

Такое количество персонала предполагает чрезвычайно эффективный менеджмент и тут нас ждал еще один сюрприз. Несмотря на такие количества работников,  практически ни на одной студии (кроме одного исключения) мы не увидели использования специальных софтов для ведения производства.  Графики работ,  планы и таблицы, которые мы видели,  были сделаны в обычном ms excel,  иногда с использованием собственных разработок по менеджменту ресурсов. Было и одно исключение. Одна из компаний продемонстрировала красивейшие решение по совместному использованию Tactic, нескольких его расширений и собственной системы менеджмента ресурсов,  составляющие полную систему по планированию и управлению персоналом и ресурсами. Почти сразу выяснилось, что президент этой компании - бывший программист и руководитель отдела разработок, что вероятно и объясняет такую разницу с другими студиями.

Собственно, вот автор этих строк ведет переговоры с китайскими супервайзерами.



Ну и он же, после переговоров.



Кстати, то, что Игорь написал выше, было далеко единственным сказанным. Вот что он потом еще добавил:

- Как я уже упоминал, при всех крупных студиях существуют школы компьютерной графики и анимации. Причем они занимаются не только подготовкой собственного персонала,  что в общем никого уже особо не удивило бы, но и работают как самостоятельные коммерческие предприятия,  приносящие студия дополнительную прибыль. Обучение в такой школе может стоить до 5000 долларов за полгода обучения,  что для Китая - фантастическая сумма. При этом, классы (а их в одном таком окружающем центре может насчитывается более 10 по 30 человек) полностью заполнены.

В Китае,  как и в России,  анимация поддерживается государством. Но в отличии от ситуации в России,  количество денег,  выделяются из бюджета исчисляется сотнями миллионов долларов в год.  В общем, при такой ситуации,  увидеть студию с собственным небоскребом уже не настолько удивительно.

Очевидно, что при дальнейшем развитии событий в том же направлении,  ситуация на мировом рынке 3D проектов в ближайшие годы может сильно измениться. И правда,  судя по всему все больше европейских и даже голливудских производителей анимации обращает внимание на Китай.



Также на переговорах присутствовал программист Александр Охота, многим известный в России, как автор программы "Bо-Lе-Rо".



Вот что написал Александр Охота после посещения Китая:

- Китай меня удивил. Это оказалась совершенно не та страна, о которой я что-то читал и какой я ее себе представлял.

Это сейчас, дома, я могу попробовать расшифровать или попытаться понять то, что со мной там происходило. А, находясь там, я мог только наблюдать и удивляться. В Китае - все поражает! Там все самое-самое. Если стадион, то обязательно самый большой, если метро - то не хуже чем в Гонконге, и т.д. и т.п.

Поразил уровень жизни. Я представлял его себе только по историческим книжкам, с одной стороны, и довольно странными ценами в наших туристических агенствах на путешествия по Китаю, с другой. Оказалось - ни то, ни это! Уровень жизни явно превышает среднероссийский, и если все это умножить на количество китайского населения, то, наверно, можно понять, почему объем китайского ВВП - второй в мире после американского.

Сами китайцы - отдельная тема... Вспоминаю случай, как наш китайский товарищ остался ночевать с Сергеем... Потом Сергей рассказывал, что никогда больше не пустит китайцев в свой номер, потому что китайцы раскидывают свои вещи по всему номеру, сморкаются где попало, и моются голыми у всех на виду... М-да... Почитал недавно на эту тему, и правда, оказалось, что больше всего от этого страдают те страны, куда китайцы больше всего ездят. Гонконг, например.

В глаза также бросается, что китайцы очень серьезно относятся ко всему, что связано с работой. Когда мы попросили в одной компании встречи с оперативным составом, то были чрезвычайно удивлены, когда к нам вдруг привалило ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ ЧЕЛОВЕК (тут оказались руководители всех производственных отделов компании), которые выстроились перед нами В ДВЕ ШЕРЕНГИ !!! Нас было трое и мы ну никак не тянули хоть на какое-то адекватное рабочее общение с таким перевесом с китайской стороны !!!

Еще серьезней китайцы относятся к времени обеда и времени окончания рабочего дня. Меня вполне серьезно предупредили, чтобы ни в коем случае не пытался говорить о работе с китайцами вне рабочего времени. Вначале я думал что это шутка...

Заметна разница в организации производства в разных компаниях. В некоторых компаниях работают почти на коленках, особенно если работа ведется на внутренний рынок, а в некоторых - очевидно серьезное влияние американских и европейских партнеров. Особенно это касается крупных и очень крупных производственных компаний. Пару раз я отмечал, что именно так, в идеале, должен работать исполнитель, когда все ассеты для любых стадий производства собираются одним кликом мыши. При этом все это можно править и сохранять по стадиям опять же одним кликом мыши, не заморачиваясь и даже не зная, где все это находится и как называется. Такого в России я пока нигде не наблюдал.



Вот, например, комната, где сидят линейные продюсеры, работающие с продюсерами и супервайзерами из других стран. Масшатаб выполняемых задач, надеюсь, понятен...



В Китае проводится огромное количество внутренних конкурсов. Компаний, принмающих в них участие, очень много. Поэтому выиграть что-то не так просто. И если уж у компании - много наград, значит, она точно не из простых.



Некоторые российские компании уже пытались наладить совместное с китайцами производство, и тут нужно отметить, что далеко не всех россиян ждал успех. В частности, наблюдалась и наблюдается попытка совместной работы производителей "Смешариков" с пекинской компанией "Ксинг-Ксинг". Из любопытства наша делегация заглянула в эту студию. Правда, не обошлось без накладок. Договорившись вечером о встрече, утром мы почему-то не смогли связаться ни с кем из студии. Но до студии решили все же доехать. Застали там вот такую картину...



Ночью на студии случился пожар. Компания по этой причине не работала, но ее слегка взмыленное руководство все же согласилось с нами пообщатиься.



Разговор шел в окружении "Смешариков".



Переговоры выявили, что цены на производство у "Ксинг-Ксинга" в разы выше, чем у других студий. Сложно предположить, что явилось тому причиной, но явно какая-то причина есть. И если производители "Смешариков" работают с китайцами по этим ценам - снимаю перед авторами этой идеи шляпу. Люди умеют вложиться сначала в нерентабельный полный метр, и щедро платить тем китайцам, что просят на фоне других китайских компаний максимум, и его, по всей видимости, от "Смешариков" получают.

Провожал меня "Ксинг-Ксинг" своими пустыми залами. Я почему-то этому не удивлялся...



Подытоживая эту часть своего рассказа, могу заметить, что резче всего бросается в глаза гигантская разница между желанием китайских чиновников поддержать представителей анимационной индустрии на всех уровнях и нежеланием российских чиновников делать то же самое. Как правильно говорит Юрий Норштейн: "Беда в том, что сегодня страна не направлена на культуру, которая разливалась бы в общество и давала бы другое осознание жизни. Сегодня страна истребляет не только жизнь, истребляет творческую идею. А это гораздо большее преступление. Когда культура на задворках..."

Сейчас к власти в Китае пришли новые люди. Так вот... От людей, близких к китайским партийным правительственным кругам я услышал о том, что финансирование анимационной индустрии будет увеличено в ближайшие 10 лет почти в десять раз... Извините, но и предыдущие руководители страны туда миллиарды долларов зафигачили... А тут... Можно повторять, как молитву: "В десять раз.., в десять раз.., в десять раз.., десять раз.., в десять раз.., десять раз.., в десять раз.., десять раз.., в десять раз.., десять раз.., в десять раз..."

Где же наши люди, радеющие за деньги для индустрии? В Китае сделано для развития индустрии все - приняты законы, оказана должная финансовая поддержка. За последние несколько лет их анимационные студии просто шагнули в 21 век практически с пустого места. Мало кому известно, что в Китае еще тридцать лет назад нормой питания была миска риса на человека в день. И весь свой путь к современному экономическому могуществу они проделали всего... за 30 лет.

Я внимательно смотрел на презентационные материалы разных студий. В 2007, 2008, 2009 и 2010 годах работы были очень слабые. Но что творится с работами за 2011 и 2012 год... Все выглядит настолько убедительно, что их уже можно сравнивать с современными американскими работами...

И еще раз огромное спасибо за предоставленные ресурсы для исследования компании "Контакт Медиа Груп" и проекту о домовенке Кузе, из-за которого, собственно, это изучение и состоялось...



Продолжение следует...

Previous post Next post
Up