«Сталинское метро» или недостроенные железнодорожные тоннели под Днепром (часть 1)

Jan 04, 2016 16:03

  Первый фотоотчет в новом году должен быть посвящен новогодней тематике. Но не сложилось. Ну что ж ... Значит, не буду нарушать традицию начинать новый год обзорами заброшок. Фотоотчеты 2016г открывает эпический объект, киевский «баян» (или даже комплекс объектов). Давно планировал его исследовать, но засталкериты удалось лишь в конце прошлого года. Место достаточно известно. На эти Абандон даже устраивают официальные экскурсии. Возможно, если бы воспользовался услугами турфирм, то раньше бы здесь побывал. Но на экскурсиях показывают только два объекта с грандиозного комплекса сооружений. Если же исследовать самостоятельно, увидеть наможно больше. Правда, я потратил на это три вылазки (!). Потому что сооружения разбросаны по всему Киеву. Зато удалось побывать на четырех частях «Строительства №1» - недостроенных тоннелях под Днепром: Титул №10 (кессон на Оболони), Титул №6 (тоннель на Жуковом острове), Титул №3 (оголовок кессона) и Тутула №2 (тоннель на Осокорках).

Сами по себе сооружения, оставшиеся не очень большие (хотя это как сказать) и пустые (поскольку недострои). Поэтому писать отдельно о них нет смысла (хотя многие блогеры так и делают). К тому же для целостного восприятия стоит показать все сооружения в одном отчете. Ну а чтобы не занимать чужие фотки, и иметь представление о современном состоянии недостроенных железнодорожных тоннелей - решил исследовать больше объекты «Строительства №1». Ну и не менее весомые аргументы - популярность и безпалевность. Во времена, когда трудно найти нормальные абандоны - и такой вылазке был рад.



1. Титул №10, или кессон на Оболони. Единственный объект Северного железнодорожного туннеля под Днепром.

Эти объекты называют по-разному. И «Сталинское метро», и «Строительство №1», и «Титулы». Долгое время история этих сооружений была засекречена. Однако в архивах был найден документ, который приоткрыл завесу над странными недостроями на берегу Днепра. Этим документом было Постановление Совета Народных комиссаров УССР и ЦК ВКП(б)У «О Строительстве №1» 1938 г. . Как известно, Советский Союз хорошо готовился к военному нападению и Второй Мировой войне. Поэтому в 1938 г.. на Киевщине построили укрепрайон из дотов. А для обеспечения надежной переправы через Днепр Сталин весной 1938г. предложил построить два железнодорожных тоннельных перехода (Северный и южный) в районе Киева, для дублирования железнодорожных мостов. «Строительство №1» было самым большим оборонным строительством в те времена. В начале работ было задействовано 5 тыс. работников. А в 1940 году - уже 20 тыс.. Работы велись на огромной территории в радиусе 25 км.. Для строительства были построены душкомбинаты, общежития, подъездные пути (в том числе железнодорожные), линии электропередач, отделения сберкасс, организованы энергопоезда. Стройка была своеобразным государством в государстве. Для поддержания правопорядка была собственная охрана, отделение милиции и два оперативных пункта (!).

В первом полугодии 1939г намыли берега и провели укрепительные работы. Во втором полугодии 1939г проложили подъездные автомобильные и железнодорожные пути. В конце года начали строить кессоны. При строительстве тоннеля под Днепром в феврале 1941 года, на Титуле №4, произошла авария - проходческий щит вышел за пределы почвы дна в зону плывунов. Воздух с тоннеля вырвался на поверхность воды и тоннель затопило. Затем были работы по его восстановлению. Но Вторая Мировая война остановила строительство. Хотя работы велись вплоть до июля 1941го. Когда немцы добрались до Киева была дана команда законсервировать строительство. Проходческие щиты и тюбинги затопили, оборудование и технику вывезли по железной дороге. А что осталось засыпали землей. В августе 1944го было принято постановление о возобновлении строительства туннельного перехода. Но в 1949 году строительство было остановлено как нецелесообразное. Затем, в 1950-х пытались откачать воду из туннелей. Подняли неиспользованные трубы и тюбинги. Позже они были использованы на строительстве станций киевского метрополиитена («Вокзальная» и «Политехнический институт»).

Пост получился очень объёмным. Блог не пропускает. Поэтому пришлось разделить на две части. В этой части - Титул №10 и Титулы №2 и №3.




2. Схема туннельных железнодорожных переходов. (Хоть и на украинском, но думаю итак всё понятно).

«Строительство №1» было масштабным и состояло из многих объектов:
Портал - Водпропускной тоннель (труба) под насыпью для железной дороги. Сохранился.
Титул №10 - Кессон на Оболони. Сохранился.
Душкомбинат у Титула на Оболони - Сохранился, но дом используется.
Титул №9 - Кажется, это просека под железную дорогу в Бортничах.
Титул №8 - ТЭЦ у нынешнего железнодорожного вокзала. Сохранилась.
Титул №7 - Железнодорожные насыпи для энергопоездов, остатки бетонных резервуаров и фундаментов у Титула №6.
Титул №6 - Тоннель, построенный открытым способом (построили 700 м.). Сохранился.
Титул №5 - Смонтированная тоннельно-кессонная секция. Пройдено 240 м. В сторону титула №6. Исследовать подземную часть нереально, потому затоплена и забутована (?). Наземная часть расположена на территории складов. К тому же, оголовка, как такового, нет - была только шахта.
Здания душкомбината, кочегарки и несколько бараков у Титула №5 - Насколько известно не сохранились. К тому же они на территории складов.
Титул №4 - Смонтированная тоннельно-кессонная секция. Расположенная на территории филиала Судостроительного завода.
(Забутована, но наземную часть можно увидеть. Если преодолеть охрану)
Титул №3 - Смонтированная тоннельного-кессонная секция. На глубине 30м. было пройдено 200 м. в направлении титула №2.
(Забутована, но наземную часть можно увидеть.)
Титул №2 - Тоннель, построенный открытым способом (построили 90 м.). Доступ затруднен из-за того, что тоннель находится посреди дачного массива.
Титул №1 - Подготовительные работы для строительства тоннеля (около села Бортничи (ныне - массив Бортничи в составе Киева).



3. Еще одна схема туннельных железнодорожных переходов.

Вы здесь спросите: «А что такое "Титул"?» «Титулами» называли объекты железнодорожного строительства. Душкомбинат - это здание, располагалавшееся возле шахты, в которой располагались бытовые и административные помещения.



4. Туннельный-кессонная станция. Конструкция, которая служит для образования рабочей камеры под водой, или в пластах с содержанием воды.
Кессон сооружается на поверхности. И углубляется за счет собственного веса и выемки грунта. В кессоне устанавливались проходческие щиты, которые бурили тоннель.

Итак, первый объект истории - Титул №10, или кессон на Оболони. Первая попытка прядь была осенью 2014г.



5. Путь пролегал через Оболонскую набережную. До осени 2014г здесь я ещё был. Хотя массив Оболонь знаю давно.



6. Прикольный знак :)



7. Не хочу вас перегружать оффтопиком, но местность вокруг кессона тоже интересна. И не только набережной. На берегу Днепра можно увидеть остатки от шоу-парка «Золотые ворота».



8. А вот и кессон. Кессон остался только на Оболони. В других местах они или под землей, или не успели смонтировать. Сохранился хорошо. Но недострой - это недострой. Просто бетонная коробка. Да и что может быть еще? Насколько известно, рельсы не проложили ни в одном из тоннелей "Строительства №1".



9. С другого ракурса. Кажется, будто антенны торчат из кессона.



10. Выглядит эпично.



11. Западный портал кессона.
Как видно на схеме, кессон состоит из трех секций, отделенных перегородками.



12. К сожалению, здесь оказалось не все так просто. Бетонная перегородка по высоте такая, что ногу так не задеру. А подтягиваться - не мой конек. ; D
Не оставалось ничего, кроме как удовлетвориться фотками снаружи и посмотреть портал с противоположной стороны.



13. Восточный портал кессона.



14. Здесь перегородка немного ниже. Поэтому залез в боковую секцию.



15. Но вторую перегородку, отделяющую центральную секцию, преодолеть не смог. Высоковато.



16. Поэтому пофоткал, что смог достать.
Вот здесь видно трубы для кабелей (не знаю, как их назвать) в кирпичной перегородке.



17. Оголовок кессона. А так хотелось сфоткать его снизу.



18. Решетка на потолке кессона.



19. Ствол кессона.



20. Возлекессона есть душкомбінат. Интересно, что он выделяется на фоне более современной застройки (когда строили кессон массива Оболонь не было).
Домик используется (видимо, как офисы).

Немного расстроился из-за того что не удалось нормально полазить. Но рад, что и так пофоткал.
По приходу домой нашел видео, где у кессона были поддоны, по которым залезали внутрь. А когда я лазил, их не было. Вот облом!

Поэтому решил отложить сталк на следующий раз. Вторая попытка оказалась более удачной.



21. После неудачной попытки сталка не оставил намерения полазить по кессону. Были надежды, что кто-то таки догадается принести поддоны.
Подходящее время получилось через год, в 2015. Как раз снова пришлось побывать на Оболони. Друзья согласились составить компанию и в этот раз. Даже те, кто не интересуется абандонами.

Хотя прогулка также была осенью, в этом году на деревьях еще были листья. Поэтому кессон хорошо замаскировался.



22. К счастью, кто-то таки принес поддоны. Поэтому спокойно пробрался в боковую секцию с западного портала.



23. Сам удивляюсь, насколько сильным было желание самому все отфоткать. К центральному отсеку залез по насыпи, трубе, уступам. С этой стороны перегородку пошатали, поэтому залезть было легче.



24. Вау! Центральная секция кессона.
Здесь раньше проводили вечеринки.
Друзья чего-то не захотели полезть :)



25. Недострой. Но сохранились какие-то тумбы и ходок под землю.



26. Самое интересное! Лестница куда-то вниз (судя по схеме - в отсек откачки пульпы). На дне - забросано мусором. Может, если б не один залез, то можно было бы подробнее исследовать. Но ходок точно никуда не ведет.



27. Ствол кессона. Ради такого кадра стоило лезть внутрь. Хотя от такого зрелища кружилась голова.
Вымазался, но доволен :)



28. У кессона нашел другие абандоны: заброшенный столб и какую-то будку.



29. Заодно отфоткал бывший душкомбинат с другого ракурса.



30. Кессон расположен на самом берегу Днепра. От реки его отделяет небольшая прогулочная набережная.



31. На другом берегу также должен быть кессон. На старых аэрофотоснимках видно строительную площадку. Но говорят, что на Трухановом острове кессон так и не построили. Хотя были мысли, может его закопали?



32. Вокруг прекрасные пейзажи. Московский мост.

Третья вылазка состоялась почти спонтанно. Особых планов не было, но то, что планировали, не получилось. Поэтому решил съездить на Осокорки, чтобы посмотреть на объекты «Сталинского метро». К Титулам №2 и №3. Они менее известны и вовсе не туристические, в отличие от кессона на Оболони, или тоннеля на Жуковом острове. Но от этого они еще интереснее.

К сожалению, на этот раз пришлось лазить самому. Еще и схему, которую рисовал накануне поездки, забыл взять с собой. Хорошо, что маршрут рисовал вечером перед вылазкой, так хоть что-то отложилось в голове. К тому же перед поездкой пересмотрел панорамы.



33. Нам туда.



34. «Что это чернеет такое красное?» (© Какой-то юморист). Вон, видите Титул №3.



35. Титул №3. Вот и все...



36. Здесь кессонно-туннельная секция уже под землёй. Даже пройдено 200м., но всё забутовано.



37. Смотреть больше ничего.



38. Перед поездкой пересмотрел панорамы Google, поэтому имел представление как выглядит местность. Однако все равно пейзажи удивили: узкая, извилистая дорога, узкая обочина (хорошо, хоть тротуар с одной стороны дороги есть).

К Титулу №2 надо пройти две остановки и еще от остановки.



39. Остановки по дачному массиву пацаватые. Просто обочина и знак. Ну и названия тоже соответствующие. Вот эта - «Магазин».



40. Еще одна остановка. С мусором.
Вообще, на массиве полно мусора.



41. МАЗ-гармошка на узкой дачной дороге выглядит сюрреалистично. Удивляюсь, как он помещается на дороге.
Знак справа очень хорошо характеризует дорогу.



42. Здесь уже пожалел, что не взял схему. Долго искал Титул №2 (туннель длиной 90 метров, построенный открытым способом). Думал, что заблудился. Пока не встретил мужика, у которого расспросил.
Тоннель здесь, за забором!



43. Как ?! На Гуглопанораме, отснятой полгода назад забора не было!



44. Хорошо, что через забор можно было хоть как-то поснимать.



45. Решил обойти с другой улицы. Хотя там тоннель подальше от дороги.



46. ​​С этой стороны забор не такой капитальный. Но все заросло растительностью.



47. По этой улице тоннель расположен не на одном участке, а на нескольких. Поэтому туннель разделен на две части.



48.



49. Панорамка. Видите, на одном участке положили хлам, поэтому полностью тоннель не видно.



50. На дачном массиве нашел абандончик :) Заброшенный газетный киоск.

После этого захотел еще полазить по туннелю на Жуковом острове. Но на этом вынужден прервать рассказ. Потому что получается громоздкий фотоотчет. ЖЖ не пропускает. Так что ждите продолжения.

P.S.: Ссыль на карту и украиноязычная версия отчёта - в бложике.

украина, железная дорога, недострой, тоннели

Previous post Next post
Up