Вязники. Из поездки 12-14 февраля во Владимирскую обл.

Mar 01, 2011 21:33

Начало отчета о поездке - Никологоры

Вязники.


Кто был в Вязниках, вряд ли может себе представить, что город именно такой как на этой фото начала 20-го века. Однако, лучшего вида (в том числе и из современных) на заставку не нашлось...

Как все было...

Пограничный форпост Ростово-Суздальского княжества - Ярополч, входивший в единую систему укреплений по реке Клязьме, которая включала города Владимир, Стародуб, Гороховец, располагался на правом крутом берегу Клязьмы в 7-8 километрах от современных Вязников. Этот холм сейчас называют "Пирово городище". Мы туда не ездили, но глядя на фото в книжке, могу сказать, что оно выглядит как обычные заросшие валы на берегу реки. За этими ныне пустынными валами в неравной борьбе погибли более семисот лет назад жители города. Не устоял град Ярополч, несмотря на высоту своих насыпей, крепость деревянных стен и храбрость воинов, против многочисленной татаро-монгольской рати. Первое известное письменное упоминание о Ярополче относится к 1389 году - первому году княжения старшего сына Дмитрия Донского - Василия Дмитриевича. Упоминание относится уже к новому Ярополчу. Судя по документам, новые поселения ярополчан, получили название «Бутыры» и «Толмачево».  Вот эта гора:

фото




Государственные учреждения того времени расположились на главной улице, протянувшейся вдоль гребня горы, почти на том же месте, где проходит сейчас улица имени Киселева. Здесь же сгрудилась и основная масса дворов зажиточных ярополчан. Отдаленное представление о них дает вид на бывшую дачу Н. Г. Татаринцева (Школьная улица, дом №15), возведенную на рубеже XX века на территории одного из древних дворов.







Удачно вписывается сюда и старинный колодец с огромным колесом.





Посмотрим и дачу Сеньковых (конец XIX- нач.XX в.в.):





Здание усадебного дома двухэтажное смешанного типа: первый этаж кирпичный, второй - деревянный. В архитектурном облике здания имеются элементы готики.





Из случайных сведений, разбросанных в патриарших окладных и писцовых книгах того времени, известно, что в 1628 году в селе Минино на Ярополчьей горе возвышался деревянный храм во имя Архистратига Михаила. Позднее упоминается еще одна церковь во имя св. Троицы, которая в 1756-1761 годах заменяется новой, единственной дошедшей до наших дней.





1761 годах на горе Ярополч строится каменная Троицкая церковь на месте древнего деревянного храма. Архаические формы церкви в первый момент вводят в заблуждение. Трудно представить, что в то время как блистательный Растрелли сооружал Зимний дворец (1755-1762), когда русское барокко начинало уже вступать в полосу заката, возникает такое традиционное по исходным принципам сооружение. Бесстолпный храм с извечными тремя апсидами и пятиглавием, с обычной трапезной, грузный и малорасчлененный, напоминает по структуре Богоявленскую церковь в Мстере (1687). Он сохраняет местные особенности культовых зданий. В Троицкой церкви, как и мстерской (будет в следующем отчете), все пять барабанов глухие, выполняющие только символическую роль. В закомарах имеются также следы былой росписи. Красочные пятна примитивной живописи украшали в свое время закомары и Богоявленской церкви в Мстере и Благовещенского собора в Гороховце. Изменения, которые произошли в русской архитектуре в XVIII столетии, чувствуются только в деталях, в забвении декоративных принципов древнерусского зодчества, в потере мастерства виртуозной обработки кирпича. (по А.А. Тиц)
 Значительно большее впечатление оставляет колокольня Троицкой церкви. Ее формы еще ближе к произведениям XVII века. Композиция колокольни и пропорции очень напоминают гороховецкие звонницы. Троицкая колокольня замечательно поставлена с градостроительной точки зрения. Она занимает самый высокий пункт древнего Ярополча. Очень стройная и динамичная вязниковская компанила прекрасно завершает силуэт Мининской горы.





Крестовоздвиженская церковь была возведена в 1794 году на средства купца В.И. Водовозова и частные пожертвования прихожан. Церковь перестраивалась в 1863 году на средства купцов Сеньковых. При церкви появилась колокольня.





Эта церковь стоит недалеко от Народной больницы, построенной в 1905 году на средства меценатов и пожертвования крестьян, потому и получила название Народной. На ее фронтоне так и написано "Народная больница". В начале века она выглядела так же, как и сейчас, только раньше забор был целый:




У нас уже сумерки были - фото не выразительные получились.





ПОсмотрим другие примечательные здания Ярополча.

Деревянный модерн здания, в котором расположен ТубДиспансер







Вид на город от него:



Другие примечательные деревянные дома начала века:



Окошки и наличники:





Петровские реформы ломали отживающие консервативные порядки феодальной Руси - развивалась крепостная промышленность. «Царя-плотника» больше интересовала ярополченская слобода - Вязники, в которой весьма успешно развивалось льняное производство, столь необходимое для создаваемого парусного флота. В одном из петровских указов 1715 года прямо говориться: «Во всех губерниях размножить льняные и пеньковые промысла, например, как обычно промышляют в Пскове и Вязниках».

В многолетней совместной жизни город Ярополч был вытеснен в конце концов слободой. В 1775 году экономически сильная слобода с развитым производством получает городской герб, а в прошлом «велицый град» Ярополч становится по сути незначительным сельским поселением.

Ярополч превратился в район города Вязники.

Постепенно у подножия горы, на которой гордо возвышался град Ярополч, поблизости от торгового пути, возникает Вязниковская слобода.

Происхождение наименования «Вязники», как окрестили новое поселение, толкуется по-разному. Более официальная точка зрения связывает название города с вязами, которые, очевидно, росли в большом количестве на этой территории. Именно поэтому вяз на желтом фоне изображен и в верхней половине герба города. Но нам представляется более вероятной вторая, менее признанная точка зрения, которая основывается на одном из рукописных текстов. В этом документе отмечается, что слобода находилась под горою «на вязьях», то есть на вязком месте. Действительно, почва в Вязниках, особенно ближе к Клязьме, болотистая. Целый ряд улиц в настоящее время расположен на насыпном грунте. Поэтому вполне логично предположить, что слобода, разместившаяся на вязком месте, получила наименование «Вязники».

В 1670 г начось строительство первого каменного храма в Вязниковской слободе на Базарной площади, но он разрушился. Тут же, на его месте строится новая Казанская церковь, которая простояла до революции.

Покажу несколько старых фото Казанского собора и площади.










От этого комплекса осталась часовенка.

Вот она:



Рассмотрим центральную площадь Вязников детальнее, ведь сохранились многие дома конце 19-начала 20 века.



старое фото (узнаете дом?):




Примерно в центре сетки однотипных прямоугольных кварталов бывшей слободы, против въезда в отживший свой век Ярополч, раскинулась огромная площадь. В центре этого форума Вязников возвышалась Казанская церковь, переименованная в собор, и храм Николая Чудотворца. По продольной оси Базарной площади, намеченной Муромским проездом и закрепленной двумя симметрично расположенными питейными дамами, в створе с Новой улицей, был запроектирован «вновь назначенный гостиный двор». Стройная шеренга колонн гостиного двора на фоне куполов Казанского собора и церкви Николая Чудотворца, с выдвинутыми вперед питейными домами, должна была завершить центр города, олицетворяя общественную добропорядочность и житейское благополучие вязниковцев. К сожалению, была построена только юго-западная четверть каре гостиного двора.
Торговые ряды:







Старое фото:




Обходим центральную площадь.

Бесхитростный план 1790 года с регулярной схемой улиц был в значительной части воплощен в натуре. С востока на запад, параллельно древнему тракту протянулись основные улицы. Две главные - Благовещенская (улица III Интернационала) и Новая {Советская улица) - перерезали Базарную площадь. Строго перпендикулярно им были разбиты поперечные улицы, одной стороной упиравшиеся в горы, а другой уходившие в бескрайние просторы клязьминской поймы. Только в районе древнего Ярополча геометрический рисунок улиц несколько сбивается, отвечая направлению склонов горы.











Конечно, разрушенный собор "собирал" эту большую площадь, обрамленную купеческими особняками. Представляете, какой красивый, цельный и удивительный был центр города?

Чуть в стороне от центра есть еще один интересный деревянный особняк в неорусском стиле "деревянный ярославский вокзал". Упрощен немного, но приятно посмотреть:









ПО пути к Благовещенскому монастырю:



Сейчас самый древний и относительно хорошо сохранившийся архитектурный памятник Вязников, свидетель далекого прошлого, находится на грани старого и нового города. Главы и колокольня храма Благовещенского монастыря заканчивают дореволюционную постройку Вязников. 
Благовещенский семибратский монастырь был основан в 1641 году.  Он расположен на берегу речки Выдерки, у подножия горы Венец. 
Все вязниковские старые храмы были замечены в старообрядчестве, в помощи старообрядцам замечены игуменья Марфа и настоятель мужского монастыря Моисей. Вот тогда Москва и принимает решение строить совершенно новый храм на болоте, который стал бы неким просветительским центром новой веры.

Этот комплекс, оконченный в 1683 году, очень любопытен.



Приведу описание по А. А. Тицу. Хоть оно и многословное, но с ним понятнее, на мой взгляд. В архитектуре храма отразилась борьба двух художественных концепций - середины XVII века, с ее безудержным стремлением к узорочью, и конца века, с тенденциями к геометрически строгой регулярности. Живописность и симметрия сосуществуют в этом памятнике, они уживаются и придают ему особое своеобразие.



Асимметричная композиция всего комплекса с колокольней на северной стороне, галереей на западной и сильно выдвинутыми на восток апсидами уравновешивается спокойным объемом храма.

Зодчий, уподобляясь скульптору, как бы лепит свое произведение из отдельных объемов.



В центре он ставит  величественную довлеющую над всем массу храма. Его грузная, противопоставленная внешней среде форма увенчивается шапкой пятиглавия. Статичность, замкнутость кирпичного куба усиливается расположением на углах лопаток, очерчивающих его грани.

В этой архитектурной рамке каменных дел мастер размещает красочное пятно наличников.



Словно умелая рука, вооруженная резцом, прошлась по стене и оживила ее плоскость орнаментальным узорочьем. Подобно ниткам бус повисли рядом с гранями проемов кувшинообразные элементы обрамления, а верх наличников, словно голова красавицы, украсился каменным кружевом кокошников.

Группа дополняющих друг друга объемов храма объединена общим основанием - подклетом, где размещалась теплая церковь. Она художественно связана междуэтажным поясом и прерывистыми штрихами своеобразного фриза.



Южная стена, обращенная к дороге, лишена пристроек и наиболее открыта для обозрения.
Изумрудные пятна изразцов разместились в ширинках галереи красной лестницы, карниза колокольни.



Изображения сказочных птиц, рожденных народной фантазией, особенно полюбились мастерам. Образы райской птицы Сирин, огненного Феникса, прекрасной Жар-птицы проступают в лаконичных символических рисунках желто-синих изразцов.



Обращает на себя внимание необычный кирпичный фриз, охватывающий храм с трех сторон. Этот фриз, в виде букв «Ж», поставленных в одну строку, опоясывает поверху и апсиды, как бы привязывая их к основному объему.



С северной стороны храма фриз не сделан. Такое на первый взгляд странное решение, так как главный вход был с этой стороны, имеет свое объяснение. Богомольцы попадали в холодную, расположенную над теплой, церковь несколько необычно. Сильно выдвинутая вперед лестница непосредственно примыкала к колокольне.



Молящиеся, отбивая поклоны и истово крестясь, поднимались по всходам, проходили через нижний объем колокольни и по переходу попадали на западную паперть, откуда через узорный портал проникали в «божий дом».



Видимо, зодчие, желая привлечь больше внимания к находящемуся в достаточном отдалении от Благовещенской церкви входу, и лишают верх храма узорочья. Лаконичная плоскость стены, без фриза, лучше контрастирует с более дробными и объемными формами крыльца, ярусов колокольни и переходов, усиливая художественную выразительность всего ансамбля.



Малораспространенный рисунок фриза, о котором шла речь выше, достаточно сложный в выполнении, повторяется и в двух гороховецких храмах, построенных тоже в конце XVII века - церкви Сретения (1689) и Благовещенском соборе (освящен в 1700 г.). Надо полагать, что в их строительстве принимали участие те же каменщики, которые не торопясь, степенно высекали в Вязниках из кирпича но шаблону криволинейные элементы облюбованного ими и, возможно, являющегося их гордостью узорного фриза. Любопытно, что в эти же годы за тысячу верст от Вязников в холодном Соликамске выполняется такой же фриз в Зимнем соборе (1684) и Благовещенском (1687). Что это - совпадение или неизвестные миграции строительных артелей?







Старое фото. Вид на город с горы Венец (если не ошибаюсь):



К началу XVIII века Вязники становятся крупным центром льняного промысла. Вынуждаемые потребностями регулярной армии и флота, энергично создаваемых Петром I, подстегиваемые государственными указами, развиваются полотняные мануфактуры. В специально построенных на скорую руку «фабричных светелках» работают наемные мастера, увеличивается рабочий день, растут доходы предпринимателей. В 1749 году купец Степан Колбаков основал в Вязниках полотняную фабрику. Масштабы производства были уже достаточно солидные, так как потребовали получения разрешения на покупку ста душ крестьян. Вскоре открывает большое льняное производство и второй вязниковский промышленник - Иван Крапивников. А через какие-нибудь сорок лет в слободе было уже 9 полотняных мануфактур, которые в течение года производили до 20 тысяч кусков отличного «фламанского» и «ревентучного» полотна. Продукция вязниковских ткачей ценилась высоко, и не один десяток обозов с белоснежным полотном тащился по черным от грязи дорогам в Санкт-Петербург.И вот наступает знаменательный день для жителей Вязников, когда в 1778 году, при учреждении Владимирского наместничества, слобода получает титул уездного города.

Превращение Вязников в уездный город развязало руки промышленникам. Среди вязниковских купцов и заводчиков появляются такие крупные фигуры, как Сеньковы, Демидовы, Елизаровы. Очень интересные истории у этих семей. Я сравниваю их становление как предпринимателей с современной ситуацией. Попробуй-ка, стать из крепостного - в мануфактурщики.
 А из советского человека - в предприниматели? 
 Наверное, изменения происходили в людях того и нашего времени похожим образом. Мне кажется, что я шкурой чувствую многие их трудности, ощущения, появляющиеся навыки и привычки.
Надо как-то добраться до этой темы, в ней много интересного.

В их руках после реформы 1861 года сосредоточивается фактически все льнопроизводство уезда. На фабрике старых вязниковских купцов Елизаровых в 1863 году были установлены первые механические ткацкие станки и удивлявшая всех паровая машина Джемса Уатта в десять лошадиных сил.







Вязниковский историко-художественный музей. В музее - только часть машины. 
Интересна история, связанная с этом и подобными машинами, но для того, чтобы ее рассказать, нужно писать отдельный пост.

Ефим Елизаров уже давно сменил поддевку на фрак, стал дипломатичным городским головой.

Дом Елизаровых.



Краеведческий музей (бывший дом Елизарова) - одно из старейших зданий города.
Фото из музея:





Вязниковский историко-художественный музей



Вязниковский историко-художественный музей. Меня удивило, что это мозаика. Выглядит потрясающе.



Вязниковский историко-художественный музей



Вязниковский историко-художественный музей



Вязниковский историко-художественный музей



Вязниковский историко-художественный музей

Фильм по музею (интересный и короткий): http://vladimir.rfn.ru/video.html?id=5707&type=r++

Осталась у нас еще одна церковь.  Покровская, 1806, построена на средства купца В.И. Водовозова.







Облик главных Вязниковских улиц сложился в конце XIX - начале XX века. В 1883 году в городе было всего 24 каменных дома.

В Вязниковской слободе родился поэт-песенник А. Фатьянов. В Вязниках есть его музей, но мы туда не попали.
Как-то не вязалось - его советские песни и архитектура 18-19 века.
Когда я готовила отчет, прослушала его песни еще раз и очень захотелось их выложить.
Мне кажется, что главное, что они настоящие, лирические. Остальное - неизбежный контекст.

Здесь рассказ о нем и отрывки песен. Я бы выложила песни целиком...

image Click to view



Валерий Золотухин (бесподобно):

image Click to view



Еще одна любимая песня:

"На крылечке твоем" Вера Васильева

image Click to view



Впрочем, если Вам понравилось/вспомнилось, то Вы их сами найдете в сети. Для меня Вязники теперь связаны с соборами; мануфактурщиками, вышедшими из крепостных; городской застройкой конца 19 в. и с песнями А. Фатьянова.

Источники:
*** А. А. Тиц "По окраинным землям Владимирским
(Вязники, Мстера, Гороховец)
"
Вязники: http://culture.avo.ru/pamat/index.shtml?gorod/vyazn.shtml
*** http://vyazniki.ru/category/v_press/page/3/ 
*** http://vyazniki.ru/s-history
*** http://vyazniki.ru/2006/07/10/aleksejj_fatjanov.html
***  http://georfed.narod.ru/texts/Vyazniki.htm
*** Статья про Сенькова: http://www.vladimirgid.ru/region/senkov.htm
*** http://vyazniki.ru/2008/10/16/istorii_vjaznikovskikh_semejj.html
 *** http://www.adm-vyaz.ru/photogallery/vjazniki_nashi_dni/
 *** http://www.vladimirgid.ru/region/vyazniki.htm 
*** http://beewap.narod.ru/biblio/bochka2.htm

YouTube.ru

Благовещенский собор, Вязники, деревянный модерн, застройка 19 в, Владимирская область

Previous post Next post
Up