Беседка-ротонда на краю обрыва

Sep 05, 2012 16:42




Так выглядит памятный знак в честь Александра Пушкина, который установили в Севастополе, на мысе Фиолент ко Дню города 11 июня 2011 года.


На фасадной стороне, обращенной к побережью, на черной плите четко выделялся беломраморный барельеф с профилем поэта и надписью: "Здесь, в Георгиевском монастыре, в 1820 году останавливался Александр Сергеевич Пушкин". Под этими строками - изображение атрибутов творчества тех времен: лист бумаги в виде свитка, гусиное перо и подсвечник со свечой. Таким пером Пушкин написал по следам впечатлений от путешествия на мыс Фиолент.



Барельеф выполнил Станислав Чиж - выдающийся севастопольский скульптор, который успел воплотить эту работу до своей смерти.

В общей сложности на строительство было потрачено более 150 тыс. грн.


Весной 1820 года Пушкин был выслан из Петербурга,  и подвергнут опале: дерзкие стихи и эпиграммы навлекли на него гнев императора Александра I.  В Крым Пушкин приехал вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского. Сын генерала,  Николай Раевский,  был лицейским другом Пушкина, и опальному поэту было позволено совершить путешествие на Кавказ и в Крым вместе с ними.  Путешествуя по Крыму, А.С. Пушкин   посетил Керчь, Феодосию, Гурзуф, Ялту и другие крымские города. В Севастополе поэт не был, однако останавливался на ночлег в ночь с 6 на 7 сентября(с18 на 19 по н.с.) 1820 года,  вместе  с семьей генерала Раевского,   в Свято-Георгиевском монастыре.



Разлад и смятение последних месяцев в Петербурге сменились дружелюбием и любовью, которой был окружен Пушкин в семье Раевского. Своему брату Льву Сергеевичу, Левушке, он писал: «Суди, был ли я счастлив: свободная, беспечная жизнь в кругу милого семейства; жизнь, которую я так люблю и которой никогда не наслаждался - счастливое, полуденное небо; прелестный край; природа, удовлетворяющая воображению, - горы, сады, море; друг мой, любимая моя надежда увидеть опять полуденный берег и семейство Раевского».




Интересно, какие изменения произошли в монастыре со времени моего последнего визита в январе 2011 года?
Вижу  причудливые рисунки неизвестного художника


палатку на краю обрыва, где пишет стихи будущий Пушкин


Барельеф Св.Георгия Победоносца



Интересно, что это за камень такой?



Цитирую табличку на беседке:



Ещё одна новая табличка о посещении царской семьи


Первый раз царская чета посетила монастырь 17 октября 1898 года. Государь принял участие в закладке соборного храма Вознесения Господня, в память избавления от опасности, грозившей ему в Японии в 1891 году, и в честь 1000-летия монастыря. Собор предполагали построить с тремя приделами: главным - Вознесения Господня и двумя боковыми - в честь небесных покровителей царской четы - святителя Николая Чудотворца и святой мученицы Александры.
После приветствия владыки императорская чета направилась в пещерный храм Рождества Христова, где настоятель отслужил молебен. Церковь вместила только царскую чету и свиту, состоящую из министра двора барона В. Фридерикса, дворцового коменданта П. Гессе, дежурного флигель-адъютанта полковника князя Оболенского, фрейлины императрицы, и нескольких встречавших их лиц. В ходе визита император через барона Фридерикса пожертвовал в обитель 3000 рублей.
По окончании богослужения Николай II с супругой обошли верхнюю часть монастырского сада, а затем последовали к месту закладки нового храма. Здесь их императорским величествам был представлен эскизный проект храма. Далее, заложив в каменное возвышение в виде престола золотые монеты и серебряную доску с начертанными на ней словами о закладке храма, Николай II и императрица положили первые камни Свято-Вознесенского собора.
В 1909 году был разработан рабочий проект соборного храма, реализоваться которому помешала первая мировая война...



Об одном из посещений Николаем II Свято-Георгиевского монастыря нам рассказывает граф Д.С. Шереметьев.
"Этот случай произошел в эпоху Великой войны, в 1915 году. Государь Император, вместе с Императрицей Александрой Федоровной и с Августейшими Детьми прибыли в Севастополь.
Государь, любивший после завтрака делать большие прогулки на автомобиле по окрестностям Севастополя... неожиданно отправился с Императрицей в Георгиевский монастырь, где он раньше, в прежние годы, неоднократно бывал, но на этот раз в монастыре Его никто не ожидал. Игумен и братия были очень удивлены и обрадованы Высочайшим посещением.
Мы вошли в церковь и начался молебен. Стройные голоса монахов сразу изменили настроение: точно мы вошли после бури в тихий залив. Все было так молитвенно, проникновенно и тихо. Вдруг за дверьми храма, весьма небольших размеров, раздался необычайный шум, громкие разговоры и странная суматоха, одним словом что-то такое, что не соответствовало ни серьезности момента, ни обычному монастырскому чинному распорядку. Государь удивленно повернул голову, недовольно насупил брови и, подозвав меня к себе жестом, послал узнать, что такое произошло, и откуда это непонятное волнение и перешептывание. Я вышел из храма, и вот что я узнал от стоявших монахов: в правых и левых скалах, в утесах, живут два схимника, которых никто из монахов никогда не видел, и о том, что они живы, известно только по тому, что пища, которая им кладется на узкой тропинке в скалах, к утру бывает взята чьей-то невидимой рукой.
И вот произошло невероятное событие, потрясшее всех монахов монастыря: два старца в одежде схимников тихо поднимались по крутой лестнице, ведущей вверх со стороны моря. О прибытии Государя в монастырь им ничего не могло быть известно, ибо и сам игумен и братия, никто не предполагал о посещении Государя, которое было решено совершенно внезапно, в последнюю минуту. Вот откуда волнение, произошедшее среди братии... Я доложил Государю и видел, что это событие произвело на него впечатление, но он ничего не сказал и молебен продолжался.
Когда кончился молебен, Государь и Императрица приложились ко Кресту, потом побеседовали некоторое время с игуменом и вышли из храма на площадку.
Там, где кончалась деревянная лестница, стояли два древних старца. У одного была длинная белая борода, а другой был с небольшой бородкой. Когда Государь поравнялся с ними, они оба молча поклонились Ему до земли. Государь видимо смутился, но ничего не сказал и медленно им поклонился.
Теперь, после всего происшедшего, думается, что не предвидели ли монахи-схимники своими мысленными очами судьбы России и Царской Семьи и не поклонились ли они в ноги Государю Императору Николаю II как Великому страдальцу Земли Русской.
Много лет спустя, слышал я от одного достоверного лица, которому Государь Сам лично это рассказывал, что однажды, когда Государь на "Штандарте" проходил мимо Георгиевского монастыря, он, стоя на палубе, видел, как в скалах показалась фигурка монаха, большим крестным знамением крестившего стоявшего на палубе "Штандарта" Государя все время, пока "Штандарт" не скрылся из глаз..."




Пещерный храм во имя Рождества Христова. В 1893 году по благословению настоятеля игумена Никандра на средства купца Алексея Андреевича Максимова по проекту архитектора В. А. Фельдмана на месте найденного пещерного древнего храма был построен Храм во имя Рождества Христова. Одноярусный иконостас, в котором диаконская дверь была только одна, украсили иконы в посеребренных окладах. Над Царскими вратами, под крестом, сделали резную надпись: "Господи, спаси и помилуй нас". Углы иконостаса некогда венчали вырезанные из дерева шестикрылые Серафимы.




Такой бы вид - на каждый день!




Монастырская колокольня



Детали









Источник святой воды, над которым установлен барельеф Георгия Победоносца



Справа растёт настоящий бамбук




Под ним - картина



А теперь спускаемся по "Чёртовой" лестнице




Вспоминая Крым, Александр Сергеевич писал: "Георгиевский монастырь и его крутая лестница к морю оставили во мне сильное впечатление". Эта лестница не ремонтировалась с пушкинских времен. Когда-то монахи выбили в скале 860 ступеней, и сходу взобраться по ним наверх мог только очень выносливый поэт. Прямо над лестницей, возле монастырской трапезной рос могучий дуб. Спилили его в 2008г., пень пытались забетонировать, но корни все равно видны. Краеведы считают, что это и был тот самый воспетый Пушкиным "дуб зеленый" "у Лукоморья". А "лукоморье", то есть излучина морского берега - у подножия мыса Фиолент.

Читаем табличку:




Последние строчки натолкнули меня на мысль облазить склон в поисках заветного камня с буквой "П".
И что вы думаете? Камней с такой буквой - пруд пруди! А вот какой из них"пушкинский"...




Вернулся обратно и сел усталый на скамеечку




У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
.......................................
Русалка на ветвях сидит




Покидаю стены монастыря.




На выходе просит милостыню здешний монах. Бросаю несколько гривен, на что он отвечает благодарностью и спрашивает:
-Не подскажете, который час?
-Сейчас, включу телефон
-Ой, не буду вас задерживать
-Ничего страшного! Мне нужно передохнуть после подъема
-Вроде звонили к обеду
-Да? И много вас здесь живёт?
-Хватает бездельников



Возвращаюсь на беседку




Несколько отдыхающих, рискуя жизнью, делают улётные фотки




Девушка спряталась в тенёчке, не в силах смотреть на безумие своих друзей




Поэтический пейзаж с классиком русской литературы теперь связан неразрывно.
Посмотришь на белоснежную ротонду и как будто читаешь: здесь был Пушкин.
Волшебный край! Очей отрада!
Все живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса,
И струй и тополей прохлада,
Все чувство путника манит,
Когда, в час утра безмятежный,
В горах дорогою прибрежной
Привычный конь его бежит,
И зеленеющая влага
Пред ним и блещет и шумит
Вокруг утесов Аю-дага…



Вместе со мной путешествовали:

Весельчак Гитариус




Мальвина Прекрасная




До новых встреч!

фиолент, севастополь, по следам пушкина, toy-shift, беседка пушкина, пушкин

Previous post Next post
Up