Исследование и интерпретация гапакса Σαμβατάς представляет отдельный интерес. Константин Багрянородный пишет букв. следущее: "[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из
(
Read more... )
Comments 15
Т.е. Киев это по сути утерянная Шамбала...
Reply
У легендарного поселения, именуемого "Шамбала", совсем другая этимология.
Reply
Любопытно. Убедительно.
Reply
А. Шапошников допускает другую этимологию, от скифского "*sambat- ‘сборный, место сбора": "От скиф. сущ. *samba регулярно образовано либо производное прилаг. на -at-, либо абстрактное сущ. на -at-‘собрание, соединение’". ( ШАПОШНИКОВ Александр Константинович ЯЗЫКОВЫЕ ДРЕВНОСТИ СЕВЕРНОГО ПРИЧЕРНОМОРЬЯ (Этимология языковых реликтов Северного Причерноморья)). Впрочем, сам филолог больше ратует за прусско-германскую: " sémbai ‘обитатели Самландии’. При этом отрицает чудскую, которая тоже имеет отношение к шесту: "на базе сущ. *samba ‘шест’, якобы калька *samba-aita, *samba-aitaus др.-русск. Кыевъ-городъ, где кый - ‘шест, палка’". Чудская версия вполне согласуется с вашей сарматской. Есть еще одна любопытная параллель, страна Дори в Крыму с гото-аланским населением. Предполагаемая этимология от греческого δόρυ - дерево, деревянное копьё. Что в общем то по сути, все тоже - палка, шест. То есть, имелась традиция названия городов и местностей, да и имен от копья, палки, шеста. Восточнославянское Кий по сути идентично западнославянскому ( ... )
Reply
В ук. соч. автор весьма широко употребляет термин "скиф.", меж тем ранее 2 в. имена на *samb(a)- в эпиграфике не фиксируются. "Регулярное образование" на -at- наблюдается только в половине случаев и объяснимо существованием родового имени-прозвища (с показателем множественности/собирательности). Что касается значения (семантики) "скиф. сущ. *samba" то оно ниоткуда не известно, поэтому автор и совершает свой экскурс по "прусско-германским" перифериям - именно в поисках значения.
А я просто ограничиваюсь поиском по индо-иранским перифериям (с учётом преобладания иранских имён и хронологическими ограничениями периодом господства алан в регионе).
Reply
Стремление Шапошникова увязать название Киева Самбатом с прусско-германскими обитателями Самбии, на мой взгляд, дань традиции считать русов норманнами. При этом совершенно непонятно каким боком самбы и обитатели Самбии к скандинавам. Как и непонятно, кто мог передать Багрянородному столь странное название Киева. Ибо трудно представить что выходцы из Скандинавии, каковыми русы представляются норманистам , могли назвать себя жителями Самбии. Получается и викинги и варяги и русы и самбы и все в одном лице. Касательно иранских топонимов и имен... я в общем то и не спорю, просто указал на другие предполагаемые варианты. Тем более что на территории Киева имеются укрепления и постройки построенные в традициях СМК и наследовавших им роменцев. Поэтому аланское название для Киева или какой то его части вполне обосновано. Как, впрочем, и тюркское. С учетом полиэтничности СМК. В пользу иранского говорит и армянская легенда о братьях Куаре, Мельтее , Хореане, которая, как предполагается, имеет иранские (сармато-аланские) корни.
Reply
Тюрк. не обосновано - там куча натяжек: первые авторы по незнанию сначала думали, что "Самбат" это из того же ряда, что "Ашхабат", а когда догадались, что не из того, то попытались подтянуть под сематически расширенные и гипотетические формы.
Reply
Leave a comment