Σαμβατάς

Dec 27, 2023 15:25


Исследование и интерпретация гапакса Σαμβατάς представляет отдельный интерес. Константин Багрянородный пишет букв. следущее: "[Да будет известно], что приходящие из внешней Росии в Константинополь моноксилы являются одни из Немогарда, в котором сидел Сфендослав, сын Ингора, архонта Росии, а другие из крепости Милиниски, из Телиуцы, Чернигоги и из Вусеграда. Итак, все они спускаются рекою Днепр и сходятся в крепости Киоава, называемой Самватас". (Константин Багрянородный, Управление Империей, 9).

Данный фрагмент относительно назв. Σαμβατάς можно понимать двояко: или речь идёт об отдельной крепости где-то на территории Киева, или о втором названии единственной крепости и самого Киева (представлявшего в то время из себя относительно небольшую крепость с прилегающими посадом и неукреплёнными пригородами - расширенный "город Владимира" появится значительно позже). Мы исходим из того, что текст надо понимать "и сходятся в крепости Киоава, называемой [также] Самватас", то есть на каком-то этапе Киев носил два названия. Примерно, как 5 порогов на Днепре по КБ также носили по два названия. И тогда весьма вероятно, что Σαμβατάς (*Sambatæ) по значению может совпадать с др.-рус. "Кыевъ", которое образовано от имени букв. означающем "кий, жердь, палицу" в др.-слав. языке.



Именно "жердь, шест, палицу" означал корень *šamb-, вероятно, ещё в арийском языке, хотя в большинстве иранских он был утрачен. Но хорошо сохранился в др.-инд. śámba-, санскр. çámba - жердь, кол, палица/дубинка Индры, а также отразился в образе миф. персонажа по имени Šāmba (сын Кришны и Джамбавати). Шамба - первенец Джамбавати, которая, в отличии от других жён Кришны, долго не могла забеременеть. Новорождённому Шамбе предрекли быть причиной гибели рода Ядавов, что в конечном итоге и получилось: Шамба как-то перед мудрецами шутки ради прикинулся женщиной (по некоторым описаниям он был с одной стороны мужчиной с другой женщиной - это архаичный мотив, свидетельствующий о мифологической "первопредковости" Шамбы), что не осталось безнаказанным - волшебным образом он забеременел и родил железную палицу. Шамба, помятуя о предсказании, разрушил своё порождение на множество мелких кусочков, но всё равно предсказание опосредованно (на железной крошке выросли растения, использованные для оружия) сбылось - все Ядавы погибли, в том числе сам Кришна умер, раненный одним из обломков палицы Шамбы.

В сарм.-алан. языке имя и само слово от арийск. *šamb- (палица, кий) вероятнее всего выглядело бы именно, как *samb(a)-. И хотя в осетинском оно отсуствует, но весьма обильно представлено в ономастике сарм.-аланского круга: в Боспорском царстве зафиксирована представительная группа личных имён 2 - 4 вв. (время господства алан в регионе) Самб, Самбион и Самбатион. Попытки объявить эти имена иудейскими выглядят довольно слабо: эти имена носят лица, участвующие в языческих религиозных обрядах, кроме того связанные родством с лицами имеющими или греч. или сарм.-аланск. имена, но никогда не еврейские (данные и нумерация из Корпуса Боспорских надписей. М.-Л., 1965): Σαμβ [Αρδ]αρος (204 г. № 96), Σαμβιων Ελπιδιονος (№ 1283), Νυμφαγορας Σαμβιωνος (№ 1179), Ευφροσυνος Σαμβιωνος (345 г., № 1091), Αρδκαρακος Σαμβιωνος (№ 36), Σαμβιωνα Βαγεως (№ 96), Ιουλιον Σαμβιωνα (№ 98), Σαμβατιωνα Σιρανου (№ 1250), Σαμβα[τι]ων Ασμ- (№ 1280), Σαμβατιων Γοργία, Σαμβατιων -ακου, Σαμβατιων Αταχαιου (220 г., № 1278), Μαδωις Σαμβατιωνος (225 г., № 1279), Σαμβατιων Σακδεου (228 г., № 1282). То же наблюдаем в надписях из Ольвии, например (по Латышеву, 1916 г.): Αβραγος Σαμβουτος (№ 80), Σαμβιων Γαγγαιου (№ 99), Ανθεστιος Σαμβιωνος (№ 129), Σαδιμανος Σαμβατιωνος (№ 136). Добавим также имя аланского вождя в Юж. Галлии Sambida (440 г.).

Как видим никаких оснований считать эти имена иудейскими нет, преобладают родственные связи с носителями типичных иранских имён, или греческих. При этом заметим, что вообще в боспорских надписях из негреческих имён подавляющее большинство несомненно иранского происхождения, и если, самое распространённое иранское имя Фарнак можно отнести к персидскому (через Понтийское царство) влиянию, то имена Ардар, Ардарак и множество других уже вполне очевидно сарматско-аланского происхождения. На этом фоне поиск не самых популярных иудейских имён (типа Саббат/Самбат) в боспорских надписях вообще выглядит заведомо крайне сомнительным.

По-видимому среди сарм.-аланск. племён были носители культа персонажа, восходящего ещё к арийск. Шамбе, причём для каких-то родов или племён этот культ был весьма значимым, если не "центральным", что и отразилось в ономастике Боспора.

Добавим также любопытный ойконим, упомянутый анонимным Равеннским географом (IV, 3), который, ссылаясь на автора 4 века Ливания, упоминает в "Босфорании" некоторые города, среди которых Sanabatin, что, с учётом искажений, мы бы реконструировали, как *Sambatin.

Абсолютное семантическое совпадение сарм.-аланск. *Sambat- со слав. Кыевъ позволяет с высокой вероятностью считать, что на каком-то этапе более древнее назв. городка Σαμβατάς было прямо калькировано в "Кыевъ", а потом и забыто, как забылись "росские" названия днепровских порогов - их полностью вытеснили обновлённые славянские.

соседи славян, индоевропейцы, сарматы, славяне, аланы, заметки, антропонимика, Киев, топонимика

Previous post Next post
Up