Два автора Повести временных лет и проблема объёма летописной работы Нестора

Nov 24, 2019 15:39



Моя статья

Два автора Повести временных лет и проблема объёма летописной работы Нестора // Вестник «Альянс-Архео». 2019. Вып. 29. С. 3-60

В статье обосновано принципиально новое решение "главного вопроса" летописеведения - вопроса о том, что написал летописец Нестор и предложена полная реконструкция его летописных текстов.

библиотека, Христианство, источники, летописи, статьи, историография

Leave a comment

Comments 7

livejournal November 24 2019, 14:37:47 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


nickfilin January 1 2020, 07:43:16 UTC
Доброе утро! С наступившим.

На мой взгляд все логично, только вряд ли имя Нестора было в так называемой третьей редакции. Ведь в известных нам списках ранних списках этой редакции его нет.

Идея о том, что автором третьей редакции летописи стал печерский монах, и это объясняет появление во введении слова "черноризец" неплоха.

Но то, что автором повести был именно черноризец, можно было сделать вывод и из текста. В последствии, в отделенном будущем, когда, стали размышлять о том, кто среди известных монахов с юности подвизавшихся в монастыре, мог быть нашим "черноризцем", то оказалось что монастырских писателей того времени не так много. По сути из известных Нестор один подходил. Ну и могли написать прямо, ведь тогда не всегда отделяли свои "научные выводы" от показаний источников.

Не стал бы также полагаться на дату поездки летописца на Ладогу 1114 г. Это ж не летописная дата, просто рассказать уместно о своей поездке там, где речь шла о Ладоге. И кстати такой рассказ и под 1096 г.

Reply


nickfilin January 2 2020, 18:12:30 UTC
Понравилось о вставках в Ипатьевской после 1110 г ( ... )

Reply

sverc April 14 2020, 23:55:40 UTC
"Выше Вы уже приписали авторство статьи о «о блаженныхъ отцехъ» 1074 г. Сильвестру на основании наличия там индикта"; "Дополнения Ипатьевской летописи (краткие приписки, заметки о путешествии автора в Ладогу, «ладожская версия призвания» и т.д.) - данный набор летописных данных не соответствует приводимому Вами киево-печерскому преданию о том, что Нестор описал жизнь первых монахов (то есть о том, что ему принадлежать более ранние пласты летописи)" -

- Печерские монахи уже не знали, кто конкретно автор той или иной летописной статьи (для этого им надо было бы быть современными текстологами). Они, по моей гипотезе, имели списки ПВЛ с заголовком, в котором был указан "черноризец Печерского монастыря Нестор". Соответственно, приписывали ему весь текст ПВЛ, включая те статьи, которые он, как мы можем говорить на основании современно текстологического анализа, не писал. Поэтому, цитируя любые фрагменты ПВЛ, они называли Нестора её автором.

Reply

nickfilin April 15 2020, 21:25:49 UTC
Насколько я понял, монахи Печерского монастыря ссылались не на заголовок, а на определенную часть летописи. Так Поликарп (в рассказе об Агапии): "якоже блаженный Нестер в Лѣтописци написа о блаженых отцихъ: о Демиане, и Еремѣи, и Матфѣи, и Исакыи ( ... )

Reply

sverc April 23 2020, 12:16:45 UTC
"Насколько я понял, монахи Печерского монастыря ссылались не на заголовок, а на определенную часть летописи. Так Поликарп (в рассказе об Агапии): "якоже блаженный Нестер в Лѣтописци написа о блаженых отцихъ: о Демиане, и Еремѣи, и Матфѣи, и Исакыи ( ... )

Reply


Leave a comment

Up