Участие южноафриканцев в Гражданской войне
В 1918-20 в период интервенции в России, но неполным данным, участвовали 49 южноафриканцев. Некоторые были в составе английских войск на севере, в районе Архангельска. Капитан У. Д. Элбе и подполковник У. Д. Кларк получили ордена Св. Станислава, подполковник X. X. Дженкинс - орден Св. Анны. Еще больше южноафриканских офицеров были награждены русскими орденами в войсках Деникина и Врангеля.
Наиболее известна история подполковника Кеннета фан дер Спая - 1 из первых южноафриканских летчиков. Он командовал летным отрядом в английских войсках, высадившихся в Архангельске. Самолет потерпел аварию к северу от Вологды. Фан дер Спай попал в плен к большевикам. Его привезли в Москву. С ним встречался заместитель наркома иностранных дел Максим Литвинов. Затем он провел почти год в Бутырках. Познакомился там и с Феликсом Юсуповым, убившим Распутина, и с министрами царского и Временного правительств. Воспоминания об этом он писал уже в старости. Оказалось, что благодарен судьбе за тот тюремный год. Повидал интересных людей. Да и большевики относились к нему неплохо. Во всяком случае, никакой дискриминации по сравнению с другими арестантами он на себе не испытал. После освобождения вернулся в британскую армию. За участие в действиях на севере России был награжден орденом Св. Владимира и Георгиевским крестом.
Во Второй мировой войне воевал уже в звании генерал-майора. Выйдя в отставку после Второй мировой, генерал занялся самым мирным делом: выращиванием роз на ферме «Старый нектар», которая стала 1 из самых известных в Южной Африке. Находится возле Стелленбоша, в часе езды от Кейптауна. И написал книги «Как выращивать розы в Южной Африке» и «Как выращивать розы в Южном полушарии». Давидсону очень хотелось познакомиться с этим человеком. И он попал на его ферму, но, увы, лишь через несколько месяцев после его смерти 26.05.1991. Летчик не дожил несколько месяцев до 100 лет. Вдова, Юна фан дер Спай, подарила Давидсону копию дневника, который он вел в России. И букет роз, на который потом заглядывались все встречные.
Сражались ли южноафриканцы тогда и на стороне красных? Вполне вероятно - особенно из числа выходцев из Российской Империи. Они эмигрировали, протестуя против царского режима и, естественно, многие из них симпатизировали большевистской революции. Среди них должны были найтись и такие, кто вернулся, чтобы поддержать близкие им идеи. Но прямых свидетельств пока найти не удалось. Ведь в России эти люди считались не южноафриканцами, а соотечественниками.
Русская иммиграция после 1917
Иммиграция русских возросла после Октябрьской революции. Лишь немногие приехали на юг Африки прямо из России. Большинство испытало сперва разные эмигрантские тяготы в других странах. Почти все они прошли через Кейптаун. Затем или оставались, или ехали в глубь страны, чаще всего в Йоханнесбург.
Одним из первых, ещё в 1921, приехал Павел Ковалев. К тому времени он был уже зрелым учёным, профессором геологии в Петербурге, известным специалистом по металлам платиновой группы. В 1930 приехал другой известный геолог - Павел Степанович Назаров. Получив в Москве образование как горный инженер, он много лет работал в Сибири и Средней Азии. В 1918 был приговорен большевиками к смерти, бежал в Китай, затем в Индию. До переезда в Южную Африку работал в Родезии и Анголе.
1 из корифеев южноафриканской карикатуристики был Виктор Архипович Иванов (1909-1990). Сын донского казака, он обучался в кадетском корпусе в Югославии, выступал в Хоре донских казаков Сергея Жарова. В 1936 во время гастролей Хора в ЮАР Иванов решил остаться в этой стране. В 1930-60-х он активно работал в различных южно-африканских изданиях и стал одним из самых известных карикатуристов этой страны. В 1946 художник составил и издал альбом своих работ, ранее опубликованных в разных газетах, - «Вторая мировая война в карикатурах». Кроме этого, он писал картины, многие из которых были приобретены южноафриканскими музеями и галереями, а также выступал в оперном театре Претории, исполняя басовые партии. В 1960-70-е В.А. Иванов был председателем «Общества русских эмигрантов» в ЮАР и регентом церкви св. Владимира в Йоханнесбурге. Он расписал стены в часовне «Русского дома», а также написал иконы для домовой церкви св. Владимира в том же городе. Согласно завещанию, урну с прахом художника опустили на дно водохранилища, разлившегося на месте его родной станицы на Дону.
Знаменитая в Европе в 1920-1930-е русская певица Ксения Александровна Бельмас (1890-1981) родилась в России и училась в Киевской консерватории. В годы революции ее родители погибли, и Ксения нелегально перебралась в Европу. Со сменой белья в чемодане, мелочью в 1 кармане и рекомендательным письмом в другом юная особа отправилась покорять Париж. И ей это удалось.
За первые 3 месяца Бельмас дала 16 концертов. Она пела с ведущими оркестрами Франции. На Парижской выставке 1926 певица дала 17 концертов в «Гранд-Пале». После этого ошеломительного успеха ее пригласили петь в «Гранд-Опера». Просили петь в «Фаусте», но она предпочла «Аиду» - и добилась своего. Это был взлет невероятной карьеры. Бельмас гастролировала в Германии (там было записано большинство ее пластинок), Польше, Скандинавии, Австралии, снова во Франции... Полгода выступала вместе со знаменитой балериной Анной Павловой. Но долгие международные гастроли не позволили ей получить французский паспорт - для этого певице нужно было несколько лет безвыездно прожить во Франции.
Кочевая жизнь Бельмас закончилась в Южной Африке, где она с невероятным успехом выступила в 1934, а затем поселилась в Дурбане. Здесь она создала школу оперного пения Мадам Бельмас (так ее звали ученики и знакомые). Согласно завещанию, урна с ее прахом была захоронена на Байковом кладбище в Киеве.
Другой блестящей русской женщиной, обретшей новую родину под южноафриканским солнцем, была Евгения Петровна Ладыженская. Она родилась в 1893 в Саратовской губернии в семье предводителя дворянства, воспитывалась в Институте благородных девиц в Петербурге. После революции семья бежала в Батум, где Евгения работала секретарем азербайджанского консула. Потом были Константинополь, Берлин, Ницца. Там она познакомилась с казацким офицером, который направлялся в Америку, чтобы приобрести нефтяную скважину в Техасе. Для этого требовались немалые деньги. Ладыженская отдала этому человеку все оставшиеся у нее фамильные драгоценности. Но корабль, на котором плыл офицер, пошел ко дну, а с ним и мечты Ладыженской о богатстве. Тогда она, как многие русские аристократки, открыла бутик, а потом и Дом моды для богатых американских туристов. Быстро преуспела, купила роскошный автомобиль и стала одной из первых женщин-автомобилисток Европы.
В Ницце Ладыженская дружила с такими знаменитостями, как Сомерсет Моэм, Сергей Дягилев, Иван Бунин и Ян Сибелиус. Она была молода, красива и любила приключения. Однажды, во время завтрака в шикарной лондонской гостинице «Савой», Евгения Петровна познакомилась с женой генерал-губернатора Южной Африки сэра Патрика Данкэна, уговорившей ее попытать счастья на краю света.
Оказавшись в Йоханнесбурге, Евгения Петровна снова занялась изготовлением модной одежды. Ее бизнес процветал, она еще больше разбогатела. Не было отбоя от клиентов, желавших заказать модное платье у русской дворянки. В Европе мастериц с такой биографией было много. В Южной Африке она была единственной. Ладыженская быстро овладела языком африкаанс и завела знакомства в среде тогдашних южноафриканских сановников. Среди ее друзей были премьер ЮАС генерал Ян Смэтс и королева Греции Фредерика, которая в годы Второй мировой жила в Южной Африке со своей семьей.
Однако Ладыженская на этом не успокоилась. В 1941 она закрыла процветающий Дом моды и купила плантацию в Восточном Трансваале. Но тут дела пошли не столь успешно. Чернокожие африканцы, работавшие на ее ферме, решили убить свою хозяйку. Евгения Петровна была вынуждена посреди ночи босиком бежать с собственной плантации. Вскоре она окончательно разорилась. Пришлось вернуться в Йоханнесбург, где в университете она начала преподавать русский язык.
В 1968 Ладыженская поселилась в «Русском доме». Здесь она принимала учеников, здесь чувствовала себя хозяйкой и вновь была в центре всеобщего внимания и уважения. В конце жизни Евгения Петровна переехала в Кейптаун, где вела курсы русского языка для научных работников при местном университете, давала частные уроки, выполняла технические и юридические переводы.
Но в н. 1930-х иммиграционное законодательство ЮАС было ужесточено. Бурный поток россиян, намеревавшихся поселиться в этой стране, превратился в ручеек. Через препоны, воздвигнутые южноафриканским законодательством, могли прорваться только самые отчаянные.
Здесь вообще не издавались русские газеты и журналы, а эмигрантская пресса из Европы и США приходила с большим опозданием. Но все же здесь ее ждали с большим нетерпением, читали от корки до корки. В Южную Африку доставлялась русская пресса, выходившая не только в Западной Европе и США, но и в Прибалтике (например, рижская газета «Сегодня»). Эмигранты ходили друг к другу в гости, обменивались экземплярами газет и журналов, читали статьи, а затем обсуждали их. Некоторые сами посылали корреспонденции в газеты русского зарубежья. Статьи с юга Африки можно было прочитать в «Новом русском слове», «Русской мысли», «Сегодня», «Православной Руси». Русские эмигранты, оказавшись в Южной Африке, не хотели оказаться в изоляции и стремились всеми силами поддерживать связи с мировыми центрами русской диаспоры.
Сотрудничество с СССР
В Южной Африке функционировала коминтерновская организация «Общество друзей Советского Союза», пропагандировавшая словом и делом большевизм среди пролетариев и черного населения. Оно имело отделения во многих городах, однако эмигранты предпочитали это общество избегать. Пик его активности приходился на годы Отечественной войны, когда СССР и ЮАС были союзниками по антигитлеровской коалиции.
Возникло тогда и общество «Медицинская помощь России». В Россию отправлялись медикаменты, одежда, кровь для раненых и больных. Только с 1942 по 06.1944 эти общества собрали у населения Южной Африки 700 тысяч фунтов стерлингов - по тем временам сумма немалая. Выходцы из России играли в этих обществах важную роль. В деятельности общества активно участвовала Бельмас, которая с успехом пела в опере «Снегурочка», поставленной по инициативе русской диаспоры в Йоханнесбурге. Благотворительные спектакли принесли 15 тыс. фунтов стерлингов - тоже немалые деньги, на которые общество закупило для России медикаменты и медицинское оборудование.
Русская иммиграция после Второй мировой
После Второй мировой приехали те, кто когда-то осел во Франции и на Дальнем Востоке - в Харбине и Шанхае. Самый известный «русский южноафриканец» - художник
Владимир Григорьевич Третчиков - родился в 1913, после революции с родителями эмигрировал в Китай, а в 1946 оказался в Кейптауне. По мнению влиятельной южноафриканского журнала «Leadership», Третчиков - самый знаменитый художник ЮАР. В 1952 передвижную выставку Третчикова в Кейптауне, Йоханнесбурге и Дурбане посетило более 100 тысяч человек. С тех пор выставки Третчикова в Южной Африке побивали все рекорды по сборам и посещаемости. Репродукции произведений Третчикова можно было приобрести во всех книжных и художественных магазинах Кейптауна, и они продавались многотысячными тиражами. Его картины стали хорошо известны в США, Канаде, Англии. Впоследствии художник занялся изготовлением репродукций, этот бизнес принес ему немалый капитал, и он приобрел славу 1 из самых богатых художников в мире. К 2001 Третчиков провел в разных странах (кроме России) 52 персональные выставки. Художник поселился в фешенебельном пригороде Кейптауна Бишопс Корт. До самой смерти в 2006 он говорил по-английски с сильным русским акцентом, а по-русски - постоянно сбиваясь на английский.
Русские иммигранты были и среди крупных южноафриканских бизнесменов. Например,
сестры Тумановы, приехавшие в ЮАС в 1951 из Италии и преуспевшие в производстве косметики. Крупным русским бизнесменом в ЮАР в 1960-70-х был Константин Михайлович Лащин, владелец компании по продаже автомобилей. Нина Александровна Швецова в 1960-1970-е возглавляла 1 из крупнейших в стране компаний по добыче асбеста. Выпускник Петроградского института гражданских инженеров Михаил Сергеевич Свиридов был владельцем большой инженерной компании, существующей и по сей день. Константин Константинович Владыкин, сын генерала К.И. Владыкина, в Южной Африке занимал пост директора нескольких важных горнодобывающих предприятий. Михаил Дмитриевич Бибиков, старейшина русского дворянства в ЮАР, стал в этой стране первым, кто начал профессионально готовить собак-поводырей для слепых. Впоследствии он около 2 десятилетий возглавлял PR-службу южно-африканского отделения компании IBM. Знаменитый Сан-Сити, где расположены самые крупные после Лас-Вегаса казино и проводится конкурс «Мисс Мира», - творение бывшего одессита Соломона Керзнера. Эмигрировав в ЮАР, он разбогател на спекуляциях с алмазными и урановыми акциями.
Русские эмигранты в ЮАР достигли успеха и в научной сфере. Елизавета Григорьевна Кандыба-Фокскрофт в н. 1960-х основала в Претории, в заочном Университете Южной Африки, первую в стране кафедру славистики, которую возглавляла около 20 лет. Борис Иванович Балинский в 1960-70-е занимал должность заведующего кафедрой зоологии в крупнейшем в стране вузе - Витватерсрандском университете. Николай Константинович Мосолов, живший в Юго-Западной Африке, в то время фактически провинции ЮАР, был видным археологом и историком. Доктор Юрий Стефанович фон Зоон, крупный энтомолог, многие годы работал в Трансваальском музее.
Однако с к. 1940-х ассоциировать себя с Россией стало опасно. Конечно, среди русских эмигрантов были люди разных взглядов - от коммунистов до монархистов. Но власти с подозрением смотрели и на самых лояльных.
Прошлое южноафриканского еврейства исследовано неплохо, но его изучали в целом, не выделяя выходцев из России. А конкретно историю иммиграции из России в Южную Африку, в сущности, не изучали. Сведения о русских в Южной Африке вплоть до к. 1980-х довольно скудны. Русская диаспора в эти годы была малочисленной. До «перестройки» в СССР и связанной с ней крупной волны российской эмиграции общее число русских в Южной Африке вряд ли превышало несколько сотен. По приблизительным оценкам, перед Второй мировой войной в Йоханнесбурге проживало около 20 русских. К к. 1950-х там было уже около 50.
Кровавые события начала 1960-х в Конго-Заире заставили русских 6ежать оттуда в Южную Африку. В 1970-х множество семей российского происхождения покинуло Южную Родезию накануне падения там режима апартеида. Однако, несмотря на небольшой приток из бывших колоний, число русских в ЮАР только сокращалось. В 1973 в «Южно-Африканской энциклопедии» о русской иммиграции было лишь 2 абзаца в. Там сказано, что в н. 1970-х во всей ЮАР жили 60 человек, родившихся в России и говорящих по-русски. Правда, оговорено, что в это число не включены те, кто родился уже в Южной Африке. Русская диаспора названа «вымирающей». В каталоге кейптаунской Южно-африканской библиотеки в разделе «Русские в Южной Африке» стоит всего 1 библиографическая карточка. Это название когда-то широко известного, а теперь забытого романа Ж. Верна «Приключения трех русских и трех англичан в Южной Африке».
К к. 1960-х русская община в ЮАР заметно ослабела. Старики доживали свой век в доме для престарелых, который смогло создать Русское общество, организованное в Йоханнесбурге в 1952. Молодежь плохо говорила по-русски или не говорила совсем. В 1968 в Йоханнесбурге был создан «Русский дом», общинный центр выходцев из России. Помимо небольшого помещения для собраний и трапез там была оборудована часовня св. Николая Чудотворца. Среди его организаторов был Иванов. 1 из его членов стала Бельмас, исправно платившая членские взносы. Хранительницей «Русского дома» была Ладыженская.
Советская и постсоветская иммиграция
Но с сер. 1970-х мало-помалу стали появляться новые иммигранты. Первыми оказались евреи, сначала уехавшие из СССР в Израиль, а затем перебравшиеся в ЮАР. А с конца 1980-х сюда потянулись русские, украинцы, литовцы. Даже в маленьком Грейамстауне, где нет ничего, кроме университета, уже осели 4 семьи русских научных работников. Статистических подсчетов еще не делалось. Да их и нельзя провести: большинство не получило еще южноафриканского гражданства.
Новейшая иммиграция - очень пестрая. Немало прекрасных специалистов в различных отраслях науки и техники: математики, физики, микробиологи... А также артисты, режиссеры, музыканты, преподаватели балетной школы. В новейшей волне иммиграции очень высок процент людей с хорошей профессиональной подготовкой. Не случайно южноафриканские университеты держатся за новых сотрудников.
Наши бывшие соотечественники работают программистами, преподают в университетах, служат в полиции. Те, кому повезло меньше, работают в автомастерских. Должны быть, и криминальные элементы. Как же без них? Хотя в печати упоминаний о русской мафии вроде бы пока не появлялось.
Среди переселенцев оказалось немало и тех, кто решил заняться бизнесом. Больше всего на виду действия Марка Семеновича Волошина. Статьи о нем можно найти во всех крупных газетах ЮАР. И сенсационные: что он купил 4 виллы в Клифтоне, самом фешенебельном районе Кейптауна, и выстроил на их месте мраморный дворец. И вполне деловые: что он построил завод солнечных батарей и может давать свет в африканские поселки, до сих пор живущие без электричества. Что он разработал проект - как поставить самые современные российские двигатели на устаревшие южноафриканские самолеты. Что, вслед традициям российских меценатов, организовал Центр российских исследований и Русскую картинную галерею.
Этому предпринимателю удалось в самый разгар апартеида наладить нелегальные поставки в Преторию секретных советских военных технологий и оборудования. Настоящий скандал разразился осенью 2000, когда «Новая газета» опубликовала подробности этих более чем сомнительных махинаций, в результате которых бывший москвич Волошин сколотил огромное состояние, а Россия лишилась нескольких миллионов долларов. На публикации живо отреагировала южноафриканская пресса. Но после драки, как известно, кулаками не машут. К этому времени Волошин уже стал респектабельным южноафриканским гражданином, хотя для укрепления пошатнувшейся репутации ему и пришлось подарить Манделе бесценное яйцо работы Фаберже из личной коллекции.
Волошину также принадлежит идея создания «Дома российских технологий и образования», задачей которого является помощь российским производителям, ищущим потребителей своих товаров на рынках Юга Африки, и содействие продвижению южноафриканской продукции на российские рынки. В проекте участвуют такие серьезные отечественные предприятия, как Воткинский завод, НПО космического приборостроения, выпускающее высокотехнологическое оборудование, фирма «А.Т.К.», осуществляющая поставки сертифицированного радиооборудования широкого диапазона применения.
Новейшая иммиграция, как и все предыдущие, расселяется по городам. Но с 04.1994 у 1 из ферм под Стелленбошем возникла прямая связь с Россией. Волошин купил винодельческую ферму Хазендал, основанную в 1704 - почти 150 га. В доме, построенном в 1790, создан музей, в котором Волошин экспонирует свое собрание русского искусства, насчитывающее немало очень ценных икон. С урожая 1996, после установки новейшего оборудования, ферма должна давать прекрасное вино. Крепкие напитки в Южной Африке уже давно носят русские имена. Не только Смирнофф, Толстой, Граф Пушкин (для пущей важности добавили Пушкину титул). Но все эти славные сорта появились не в Южной Африке и не в России. А вино Хазендал - исконно южноафриканское. И будет поставляться в Россию.
Но Волошин скорее исключение, чем правило. Обычно русские содержат небольшие ювелирные и винные магазины, автомастерские, фабрики по выделке шкур и изготовлению изделий из кожи. Многие открыли туристический бизнес, что в ЮАР весьма прибыльно. Влечет туда предпринимателей прежде всего очень приятный налоговый климат. Например, малые предприятия в ЮАР освобождаются от налога на прибыль. Бизнесмену достаточно указать в налоговой декларации, что он вкладывает полученный доход в развитие своего дела - и в этом случае законодательство освобождает его от налога.
Впрочем, есть тут и свои законы и сложности. По мнению преуспевшего в ЮАР выходца из России
Марка Шуана, «Южная Африка - страна обывателей и снобов, где презирают тех, кто не уделяет внимания собственной респектабельности. Приехав на прием в машине чуть дешевле среднего уровня других гостей, можно быть уверенным, что никто с вами больше знаться не будет. А если, приглашая к себе в гости, вы произносите название не самого престижного пригорода, где поселились экономии ради, не сомневайтесь: никто к вам не придет, а ваша «экономия» обернется крахом всего дела. Обосновавшись же в престижном районе, надо поддерживать быт своего дома на принятом у соседей уровне». Согласитесь, можно провести параллели с нынешней московской предпринимательской тусовкой...
Православие в ЮАР
У русской общины стало не хватать денег на оплату русского священника. Архимандриту
Алексею Чернаю, избранному в 1959 главой всех приходов РПЦЗ в Южной, Центральной и Восточной Африке, пришлось уехать в Америку. Православные русские собирались на молебны у греческого или у сербского священника.
В 1988 верующие обратились в Московскую патриархию с просьбой о помощи в создании православной общины. И уже на следующий год в ЮАР для открытия там временного домового храма был направлен священник из Петербурга протоиерей Сергий Рассказовский. Приход, настоятелем которого он был назначен, получил в небесные покровители Сергия Радонежского. Весной 2000 в пригороде Йоханнесбурга Мидранде на собранные прихожанами и благотворителями средства был приобретен участок земли для строительства православного храма. Собрали церковную утварь и иконы. В сентябре того же года в городскую управу был подан проект здания будущей церкви, сделанный петербургским архитектором Юрием Кирсом, известным своим участием в реставрации собора в честь Владимирской иконы Божией Матери и часовни Ксении Петербуржской в Санкт-Петербурге.
В 04.2001 к Пасхе вышел первый в Южной Африке православный журнал на русском языке «Вестник», учрежденный приходом Сергия Радонежского и адресованный главным образом выходцам из России и сопредельных государств, проживающих в ЮАР. В 05.2001 к настоятелю обратились прихожане «Русского дома» в Йоханнесбурге, принадлежавшего РПЦЗ, с просьбой принять их в свою общину вместе с часовней и домом, находившимися в одном из самых престижных районов города.
15.12.2001 по благословению предстоятелей 2 поместных православных церквей - папы и патриарха Александрийского и всей Африки Петра VII и патриарха Московского и всея Руси Алексия II - в Йоханнесбурге состоялась закладка первого русского православного храма на Юге Африки. На церемонии присутствовало множество верующих. В основание храма была заложена капсула с памятной грамотой. 02.02.2003 в храме произошло первое богослужение.
В 09.2002 глава прихода отец Филарет дал интервью корреспонденту "Известий" Елене Короп.
- Сколько у вас прихожан?
- Пока идет строительство, службы ведутся в домовом храме, их посещают 30-50 человек - русские, белорусы, украинцы, выходцы из Сербии. На Рождество и Пасху собираются человек 300. Приезжают даже из соседних стран, например из Мозамбика. В ЮАР, по официальным данным, около 50 тысяч русскоязычных, и мы надеемся, что в марте следующего года, когда откроется храм, прихожан станет больше. Многие из них сейчас помогают деньгами и участвуют в строительных работах.
- Но, как я вижу, на стройке у вас трудится в основном темнокожее население.
- Они получают нормальную, по меркам ЮАР, зарплату - 10 $ в день и вроде довольны. Большинство с трудом представляет, где находится Россия, но все гордятся, что они строят церковь. Какую - неважно. Вообще, местное население с большим интересом наблюдает за нами. Появление храма поднимет престиж района. Кроме того, им нравится непривычная архитектура.
- Во сколько обходится строительство?
- Предположительно около 1 млн. $. Большинство работ для ЮАР в новинку. Здесь никогда не делали луковичные купола. Для нас их проектировали в Санкт-Петербурге. Сусальное золото для куполов пришлось завозить через посольство из Германии - в Африке такого нет. Иконы мы заказываем московским мастерам.
- Вы не боялись ехать в ЮАР?
- Боялся. Далекая, незнакомая страна. Не знал, что ждет, какие здесь люди. Потом меня, как, наверное, и вас, накануне здорово запугали. Мол, здесь небезопасно - высокая преступность. Но я здесь уже 2 года, и пока Господь хранил. Хотя прихожане часто жалуются.
- Проблема "черного расизма"?
- Преступления совершаются не по принципу "черный-белый", а по принципу "бедный-богатый". Другое дело, что определения "черный" и "бедный" в Африке совпадают. Но и белые, особенно когда выпьют, могут много чего натворить. Русскому человеку свойственно показывать себя расистом, и довольно агрессивным. Впрочем, для русских, если человек нравится, неважно, какой у него цвет кожи.
Заключение
Другой точкой притяжения стал созданный в Кейптаунском университете в 1994 Центр российских исследований. Когда сотрудники центра устраивали Русский вечер, собралось 60 человек. Помогла их найти Мари Торрингтон (Ее бабушка - Мусина-Пушкина, а мать - графиня Кочубей, но, в отличие от многих отпрысков знатных семей, Мари, кажется, и в голову не приходило этим кичиться.)
В 09.2002 в посольстве России в ЮАР на консульском учете состояло 500-600 россиян. Но на самом деле русскоговорящих здесь гораздо больше. Отношения между СССР и ЮАР не поддерживались в 1956-91, и большинство советских граждан приезжали в Южную Африку через Израиль и уже с израильскими документами.
Взято из книги: Русская Африка / Автор-сост. Н.Н. Николаев. - М.: Вече, 2009. - 400 с. - (Русские за границей). При написании раздела «Южная Африка: из России - с любовью» использовались материалы:
http://www.russedina.ru/articul.php?aid=15175&pid=36http://nature.web.ru:8001/db/msg.html?mid=1196264&s=http://ricolor.org/rz/afrika/ua/ar/1http://ricolor.org/rz/afrika/ua/ar/2Материалы со стр. 343, 345-54, 356-7, 369, 381 в Сети не найдены.