Выход из кризиса: версия Минэкономразвития

Jun 11, 2016 14:45



Что делать? Этот извечный русский вопрос донимает умы наших экономистов уже долгое время. В конце мая на заседании Экономического совета ими была принята первая попытка достигнуть консенсуса. На сегодняшний день можно констатировать борьбу трех программ: улюкаевской, кудринской и «Столыпинского клуба».

И если последние две являются достоянием общественности (программа клуба опубликована на сайте клуба, Кудрина - в материалах ВШЭ и КГИ), то о предложениях Минэкономразвития было известно только в общих чертах. До того момента, пока пару дней назад от имени Улюкаева в газете «Ведомости» не было опубликована статья «Что делать? Версия Минэкономразвития».

https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/06/09/644720-chto-delat

С ее-то тезисами и стоит ознакомиться подробней, особенно с учетом того, что другие программы уже были детально рассмотрены.

http://politrussia.com/ekonomika/oba-khuzhe-blits-analiz-468/

http://politrussia.com/ekonomika/kudrin-vozvrashchaetsya-590/

В целом предложенную Улюкаевым модель стимулирования экономического развития страны можно назвать «инвестиционной» - по сути, все его предложения сводятся к тому, чтобы создать максимально привлекательные для инвестиций условия в стране и максимально снизить экспортные и импортные барьеры, при этом переориентируясь с сырьевой на несырьевую направленность.

Глава Минэкономразвития отталкивается от тезиса:

«В среднесрочной перспективе именно инвестиции в отличие от чистого экспорта, ограниченного стагнирующим глобальным спросом, и конечного потребления, ограниченного динамикой доходов населения, станут основным локомотивом роста».

Основная поставленная Улюкаевым цель - добиться роста инвестиций на уровне 7-8% в год. Добиться этого предлагается за счет, во-первых, создания и поддержания инвестиционного ресурса, во-вторых, создания условия для трансформации внутренних сбережений во внутренние инвестиции - за счет мер, направленных на повышение уровня доверия бизнеса и улучшения бизнес-среды, и, наконец, в-третьих, благодаря через стимулирование через господдержку частного бизнеса.

Все предложенное, как мы видим, еще достаточно далеко от конкретики: в частности, все три программы предлагают «принять меры для повышения доверия бизнеса» - но что за этим тезисом?

Рассматривая различные временные аспекты инвестиционной модели, отмечается, что в краткосрочном аспекте она будет опираться на инвестиции в инфраструктуру, в среднесрочном же для эффективной работы модели необходимо добиться достаточного спроса на произведенную продукцию. При этом отмечается, что потенциала внутреннего рынка в России недостаточно - а значит, необходим выход на мировые рынки.

Девальвация рубля, по мнению министра, уже создала небольшой задел российским производителям, однако без мер государственной поддержки он все равно не может быть реализован. Поэтому требуется:

-кратный рост финансирования поддержки экспорта, включая значительную докапитализацию Росэксимбанка, «Эксара» и РЭЦа;
- переориентация мер государственной поддержки с финансирования испытывающих проблемы предприятий с целью обеспечения ими выпуска и занятости на поддержку экспорта продукции;
- поддержка компаний-лидеров, имеющих высокую динамику роста несырьевого экспорта, в рамках деятельности институтов развития;
- значительное упрощение всех процедур, связанных с экспортом: сокращение требований по предоставлению документов до трех (декларация, инвойс, коносамент) в электронном виде, работа с экспортерами по методу единого окна, обеспечение скорого возврата НДС, сокращение издержек и упрощение процедур таможенного регулирования и экспортного контроля;
- встраивание в глобальные цепочки добавленной стоимости, в том числе используя снижение размера импортных таможенных пошлин на комплектующие и оборудование;
- использование всех форматов преференциальных и непреференциальных международных торговых соглашений.

И, конечно же, не обошлось без традиционного улюкаевского предложения провести пенсионную реформу, увеличив пенсионный возраст мужчин и женщин до 63-65 лет, а также подчеркнутой необходимости снизить уровень естественно безработицы в стране 4-4,5% с нынешних 5,5%.

Однако нельзя не отметить рискованность и противоречивость предложенных мер. В частности, очевидно, что добиться увеличения занятости в стране при сопутствующем сокращении поддержки предприятий, направленных на ее увеличение, практически нереально. Не меньшее отторжение вызывает инициатива снизить размер импортных таможенных пошлин на комплектующие и оборудование - что сильно снизит заинтересованность отечественных компаний в поиске и производство отечественных аналогов.

На мой взгляд, очевидный недостаток предложенной Минэкономразвития версии кроется в отсутствии веры в отечественного потребителя и наличный экспортный потенциал страны. Безусловно, структурное преобразование российской экономики за счет увеличения вложений  в высокотехнологичные и инновационные секторы, расширение налоговых льгот для НИОКР необходимо. Однако проводимые реформы должны подразумевать не полную переориентацию экономики, а нахождения баланса в ней. И в этом коренная ошибка версии министерства.

Роль глобального производителя, которую занимал и пока занимает Китай, - не то будущее, на которое России стоит ориентироваться. Как и глобальный поставщик ресурсов - не то прошлое, воспоминания о котором должны оставаться некритичными.

Россия - лидер среди всех стран мира по количеству сырьевых ресурсов на человека, но и в то же время она обладает огромнейшим потенциалом высокотехнологичного производства, причем, что важно подчеркнуть, отечественного. И только реализация каждого из этих аспектов сможет стать залогом нахождения Россией своего места, поступательного развития страны, которое уже не будет зависеть на все 100% от тенденций на мировых рынках.

Отрадно, что в стране сегодня наблюдается дискуссия по поводу путей возможного развития, а не слепое следование одной из программ только потому, что она «авторитетнее». Я верю, что только впитав лучшее из них и создав некий вариант на основе консенсуса, можно будет добиться положительного результата.

Экономика России

Previous post Next post
Up