Друг Царей

Mar 12, 2015 06:32



Предисловие: http://rosh-mosoh.livejournal.com/27821.html
http://rosh-mosoh.livejournal.com/28015.html

Настоящее христианство - камень преткновения и соблазна.
Душевный человек, прочитавший строки из писем Царской Семьи, посвященные человеку Божию Григорию, непременно составит себе впечатление об их Авторах на основании определений лжеименного разума - изобретенных талмудической злохитростью для святотатственной хулы на помазанников Божиих и разжигания антидержавного мятежа.
Человек духовный за Царственным юродством, нашедшим эпистолярное выражение, увидит суровую аскетическую практику добродетели послушания, принятую Помазанниками Божиими в отношение Его пророка, приставленного к сердцу Цареву отстаивать эсхатологические интересы державного строительства перед самодовлеющей злобой дня.
Многочисленные просчеты и уступки Государя в злободневных вопросах государственного управления, приведшие даже к отречению от Престола, можно принять по подсказке лжеименного разума за свидетельство поражения российской державности в борьбе с мировым злом.
Но это не так.
Все то, что по многомятежному мирскому смышлению составляло слабость и неустойчивость политического режима, имело обратной стороной верность главных носителей и распорядителей Верховной власти эсхатологическому предназначению, требовавшему от них временного самоупразднения, да дадут место гневу Божию и во свидетельство державного послушания.
Премудрый да разумеет!

Выбранные места из «Переписки Николая и Александры Романовых
1914-1916 гг.». т. III-V. М., 1927 г.

1.

С началом Первой мировой войны в связи с поездками Государя в Ставку возник обмен письмами и телеграммами между Царем и Царицей.

От Государыни Императрицы
Александры Феодоровны
Государю Императору
Николаю Александровичу
Царское Село, 19 сентября, 1914 г.
… Ты я знаю, несмотря на множество предстоящего дела, сильно будешь ощущать отсутствие твоей маленькой семьи и драгоценного крошки. Он быстро поправится теперь, когда наш Друг его навестил и это будет для тебя утешением.
Человек Божий Григорий имел благодатный дар исцелений. Во время опасных для жизни Наследника Цесаревича обострений гемофилии, возникавших вследствие травм, перемен погоды и других причин, когда медицина оказывалась бессильна, он приходил на помощь и останавливал кровотечение, лично являясь к больному, либо извещая телеграммой о его скором выздоровлении, что воспринималось Царями и всеми верными как знамение особого его призвания на служение Царской Семье.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 20 сентября, 1914 г.
Наш Друг рад за тебя, что ты уехал. Он остался очень доволен вчерашним свиданием с тобой. Он постоянно опасается, что (. . .), т. е. собственно галки хотят чтобы он добился трона в П., либо в Галиции, что это их цель, но я сказала, чтобы она успокоила его, - совершенно немыслимо, чтобы ты когда - либо рискнул сделать подобное. Гр. ревниво любит тебя, и для него невыносимо, чтобы Н. Играл какую-либо роль.
Речь идет о великом князе Николае Николаевиче, назначенном Государем Верховным Главнокомандующим и являвшимся вследствие своего тщеславия вольным или невольным орудием против Государя в руках антидержавных сил.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 23 сентября, 1914 г.
Аня обиделась, что я не была у нее, но у нее была куча гостей, и наш Друг пробыл там три часа…
Анна Вырубова была ближайшей подругой и сотаинницей Государыни, принимая Человека Божия Григория в своем доме в Царском Селе, ввиду неудобства частых посещений о. Григорием Дворца.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 24 сентября, 1914 г.
Дорогое мое сокровище, сейчас должна кончить и встать. Все мои молитвы и нежнейшие думы следуют за тобой; дай тебе, Боже, мужества, крепости и терпенья, веры в тебе больше, чем у кого бы то ни было, и она и хранит тебя. - Да, одни молитвы и беззаветная вера в Божью милость дают человеку силу все переносить. И наш Друг помогает тебе нести твой тяжелый крест и великую ответственность, - все пойдет хорошо, так как правда на нашей стороне…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 20 октября, 1914 г.
Переписываю тебе для памяти текст телеграммы, присланной Гр.: «С принятием Св. Таин у святой чаши умоляя Христа вкушая Тело и Кровь, Духовное созерцание, небесную красоту радости, пусть небесная сила в пути с вами ангелы в ряды воинов наших спасенье непоколебимых героев с отрадой и победой».-
Благословляю тебя. Люблю тебя. Тоскую по тебе.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 24 октября, 1914 г.
…Наш друг весьма одобрил нашу поездку в Лугу, при том в одежде сестер милосердия, и настаивает на подобных поездках и впредь. Он советует еще до твоего возвращения съездить в Псков, а потому я скоро опять еду, только в этот раз должна, думается мне, оповестить губернатора, так как это довольно большой город, но при таких условиях всегда работаешь не так непринужденно. Я захвачу с собой белья для военного госпиталя, так как Мари говорила, что его там недостаточно, либо пришлю позже. Сегодня было много раненых в общине…
…Наш Друг намеревается уехать около 5-го к себе на родину и хочет прийти к нам сегодня вечером…
Государыня и старшие великие княжны выполняли во время войны послушание сестер милосердия по благословению человека Божия Григория. Ничтожное с точки зрения практической пользы - это Царственное юродство легло краеугольным камнем в основание державного строительства Небесного Иерусалима.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село. 25 октября 1914 г.
…Вечером заезжал на часок наш Друг; он решил дождаться твоего возвращения, а уж затем уехать на некоторое время к себе на родину. Он видел м-м Муфтизаде, она в ужасном состоянии, и Аня была у нее. По-видимому, Лавриновский, губит решительно все, посылая добрых татар в Турцию, - а потому они просили ее отправиться к их валидею и изложить ему их жалобы, так как они истинно преданные подданные. Они желали бы заменить Лавриновского Княжевичем, и наш Друг выразил желание, чтобы я немедленно поговорила с Маклаковым, так как, по его мнению, не следует терять времени до твоего возвращения. А потому я пошлю за ним. Прости, что я берусь не за свое дело, но это необходимо для блага Крыма, а затем Маклаков, я полагаю, составит доклад и даст его тебе подписать…
Участие человека Божия Григория в делах управления Армией и страной было так велико, что от него не осталась скрытой ни одна из сторон Российской Государственной жизни.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 27 октября, 1914 г.
… Вырубова говорит, что наш Друг весьма озабочен - быть может, завтра Он будет смотреть на все сквозь розовые очки, и с тем большим усердием станет молиться об успехе…
…Р. наводит справки о госпиталях (частным образом). Туда мы поедем в одежде сестер милосердия (это нравится нашему Другу), и завтра также.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 17 ноября, 1914 г.
Поезд уже давно умчит тебя от нас, когда ты будешь читать эти строки. Снова пробил час разлуки, и всегда одинаково он тяжек. Как ужасно чувство одиночества после твоего отъезда, хоть со мной остаются и наши дорогие дети, - с тобой уходит часть моей жизни, - мы с тобой одно! Благослови и защити тебя, Боже, в пути, желаю тебе приятных впечатлений, сей радость кругом себя, придай всем твердости и утешь страждущих! Ты всегда приносишь с собой обновление, как говорит наш Друг. Я обрадовалась его телеграмме. Отрадно знать, что Его молитвы следуют за тобою.

От Н. А. к А. Ф. В поезде, 18 ноября 1914 г.
…Какая радость и утешение знать, что ты здорова и так много работаешь для раненых! Как говорит наш Друг, это Божья милость, что в такое время мы в состоянии столько работать и столько выносить. Верь мне, моя любимая, не бойся, будь уверена в себе, когда останешься одна, и все пойдет гладко и успешно.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 21 ноября, 1914 г.
…Вот телеграмма, которую я только получила от нашего Друга: «Ублажишь раненых Бог имя твое прославит за ласкоту и за подвиг твой». Так трогательно! Это даст мне силу преодолеть мою застенчивость…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 21 ноября, 1914 г.
…Наш Друг надеется, что ты не останешься слишком долго так далеко…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 24 ноября, 1914 г.
…Вести с фронта причиняют такую тревогу, - я не придаю значения городским сплетням, которые расстраивают нервы, но верю исключительно тому, что сообщает Николаша. Тем не менее, я просила Аню протелеграфировать нашему Другу, что дело обстоит очень серьезно и что мы просим Его помолиться…

От Н. А. к А. Ф. В поезде, 25 ноября 1914 г.
…Эта вторая телеграмма от нашего Друга была подана мне на маленькой станции, где я вышел прогуляться. - Я нахожу ее высокоутешительной…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 28 ноября 1914 г.
…мы, женщины, все, без различия возраста, обязаны сделать все, что только возможно для наших трогательно-храбрых раненых. По временам я ощущаю упадок сил, опиваюсь лекарствами для сердца и опять дело идет на лад. Кроме того, наш Друг желает, чтобы я разъезжала, а потому я должна подавить свою застенчивость…
Человек Божий Григорий часто говорил о необходимости Царям посещать Россию для таинственного, мистического соединения и укрепления державных сил, которое происходит при встрече народа с Царем. В 1911 г. в брошюре «Великие дни торжества в Киеве. Посещение Высочайшей Семьи. Ангельский привет» о. Григорий пишет: «Посмотрите на союзников… Они воистину слуги Церкви и Батюшки Великого Царя. И собрались в Киев тысячами; идут они как сокровища всех названий партий и сплотились единым духом. Вот для них то и нужно посещать Россию по разным городам. Когда они видят Царя, у них единый дух; а в них громадная сила, то евреям и деться некуда, - это оплот; кружки Архангела Михаила и разные названия; но не видят и бранятся между собой; потому у них сила и друг другу покориться не могут. Эти кружки нужны для евреев; они очень их боятся. Когда они идут по Киеву, то жиды шушукаются и трепещут; армии меньше бояться, потому у них дисциплина не позволяет, а у Союза Русского Народа нет дисциплины. Теперь как можно, надо основывать кружки и не ссориться; то евреи и не подумают просить равноправия».

От А. Ф. к Н. А. Царское село, 1 декабря, 1914 г.
Наш Друг телеграфировал: «Увенчайтесь земным благом небесным венцам по пути с вами».

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 14 декабря, 1914 г.
…Наш Друг должен завтра приехать. Он говорит, что мы скоро получим более благоприятные вести с театра войны. Аня поедет в город встречать Его…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 16 декабря 1914 г.
…Я минутку говорила с Гр. по телефону, он передает: «Крепость духа - буду на днях у вас, переговорим обо всем».

Телеграмма от А. Ф. к Н. А. Царское Село, 16 декабря, 1914 г.
Нежно благодарю за телеграммы. Спи спокойно. Тебе желают «крепость духа».

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 17 декабря. 1914 г.
…Сегодня наш Друг сказал ей (…) по телефону, что последние вести несколько успокоили Его.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 22 января, 1915 г.
…Она (Вырубова) просит меня сказать тебе то, что она забыла вчера тебе передать по поручению нашего Друга, а именно, что ты не должен ни разу упомянуть о главноком. в твоем манифесте, - это должно исходить исключительно от тебя к народу…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 29 января, 1915 г.
…У нас была операция у Троицкого, слава Богу, все прошло благополучно - грыжа, - затем я сделала несколько перевязок, так что Аню видела только мельком. Наш Друг приходил туда, так как Он захотел меня повидать.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 27 февраля, 1915 г.
…ты должен показаться войскам везде, где только возможно, а благословение и молитвы нашего Друга принесут свою помощь.

От Н. А. к А. Ф. 28 февраля, 1915 г.
Хотя мне, разумеется, очень грустно покидать тебя и дорогих детей, но на этот раз я уезжаю с таким спокойствием в душе, что даже сам удивляюсь. Оттого ли это происходит, что я беседовал с нашим Другом вчера вечером, или же от газеты, которую Бьюкенен дал мне, от смерти Витте, а может быть, от чувства, что на войне случится что-то хорошее - я не могу сказать, но в сердце моем царит истинно пасхальный мир. Как бы мне хотелось оставить его и тебе!

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 2 марта, 1915 г.
…Мой бедный раненый друг скончался. Бог мирно и тихо взял его к себе. Я, как всегда побыла с ним утром, а также посидела около часу у него днем…
…Ты, любимый мой, можешь понять, каково ежедневно бывать там, постоянно стараться доставлять ему удовольствие, и вдруг все кончено. После того, как наш Друг сказал о нем, помнишь, - что «он скоро уйдет от тебя», я была уверена, что он начнет поправляться, хотя бы и очень медленно.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 4 марта, 1915 г.
…Я пригласила к себе посидеть сестру Любушку (это старшая сестра Большого Дворца) посидеть со мной полчасика; она уютная, рассказывала мне о раненых, а также некоторые подробности о нем. Завтра его хоронят. Наш Друг написал мне трогательное письмецо по поводу его смерти.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 6 марта 1915 г.
Анина мать была очень больна, страшный припадок камней и печени, но сейчас ей уже лучше, - еще один такой приступ, и это, по словам нашего Друга, будет ее конец…
…Опять получила любящее письмо от нашего Друга. Он хочет, чтобы я выходила на солнце, говорит, что это будет для меня полезнее (морально) чем лежанье.

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 4 апреля, 1915 г.
…Ты всех очаровываешь, только мне хочется, чтобы ты их всех держал в руках своим умом и опытом. Хотя Н. поставлен очень высоко, ты выше его. Нашего Друга, так же как и меня, возмутило то, что Н. пишет свои телеграммы, ответы губернаторам и т. д. твоим стилем, - он должен бы писать более скромно и просто…

От А. Ф. к Н. А. Царское Село, 5 апреля, 1915 г.
…Я слышу, как Шот лает перед домом. Посылаю тебе икону св. Иоанна Воина от нашего Друга, которую я забыла вчера утром тебе передать. Я перечитывала то, что наш Друг писал, когда был в Константинополе, теперь это вдвое интересней, хотя это только краткие заметки… О, что за великий день, когда будет отслужена опять обедня в св. Софии. Только дай приказание, чтобы не разрушалось и не портилось ничего принадлежащего магометанам, они могу все употреблять для своих мечетей, и мы должны уважать их религию, так как мы, христиане, слава Богу, не варвары! Как хотелось бы быть там в такую минуту! Число церквей, использованных или разрушенных турками, огромно, - ведь греки считались недостойными служить в таких храмах! Пусть православная церковь окажется теперь более достойной и очистится. Эта война может иметь колоссальное значение для нравственного возрождения нашей церкви и страны - надо лишь найти людей для исполнения твоих приказаний и в помощь тебе…

Русская Православная Церковь сохранила византийские пророчества о возвращении Константинополя из-под агарянского ига под скипетр Православных Царей. Во время Первой Мировой войны эти пророчества казались наиболее близки к исполнению.
О. Григорий писал в брошюре «Мои мысли и размышления» (краткое описание путешествия по Святым местам), увидевшей свет в 1915 г.: «Что могу сказать своим маленьким человеческим умом про великий чудный Софийский собор, первый во всем свете.
Как облако на горе, так и Софийский храм. О горе! Как Господь гневается на нашу гордость, что предал святыню нечестивым туркам, и допустил Свой Лик на посмешище и поругание - в нем курят. Господи, услыши и возврати - пусть храм Твой будет ковчегом! По преданию говорится, что именно из-за гордости был отнят храм у Православных, ибо не признавали сего ковчега, имели дом гуляния и роскоши. Господь прогневался на долгое время и повелел кощунствовать над Своей Святыней. Обождем, Господь смилуется и вернет ее с похвалой, почувствуем и покаемся.
В ней сохранились невредимые места, они означают Спасителя (в алтаре) и Матерь Божию (на выходе из храма). В храме 300 паникадил. Дивные чудеса, где султан вскочил на трупы убитых воинов, полна была церковь православных и вот конь копытом о колонну ударился и вырвал очень большой кусок у колонны и это сохранилось до сих пор, и где султан рукой оперся о колонну и теперь видна его рука на колонне в диком камне, очень ясно: обозначено пять перстов и вся ладонь руки. Это великое чудо! И вот поэтому вернется храм в руки православия, тут Бог творит чудеса и велит покаяться…».
Но вот как это вековое предание было перевернуто в современном общественном мнении. С.И.Фудель вспоминает о своем отце, типичном московском священнике: «В начале мировой войны 1914 года была мечта о «кресте на святой Софии» (в Константинополе). Еще до того, как исторически стало ясно, что это неисполнимо, отец Иосиф говорил: «Зачем нам святая София? Кто в нее войдет? Распутин?!» (С.И. Фудель. У стен церкви. / Собрание сочинений. Том 1. М. «Русский путь». 2001, с.163).
Previous post Next post
Up