Начало см.
http://roouh.livejournal.com/20233.html ТРИ и ЧЕТЫРЕ
"Первым числом в целом ряде традиций (в том числе и в древнекитайской) считается 3; оно открывает числовой ряд и квалифицируется как совершенное число. 3 - не только образ абсолютного совершенства, превосходства (ср. роль числа 3 как суперлатива: трисвятый, треклятый и т. п.), но и основная константа мифопоэтического макрокосма и социальной организации (включая и нормы стандартного поведения). Ср. 3 сферы вселенной, 3 высшие ценности, божественные троицы (или трёхипостасные, трёхглавые божества типа славянского Триглава, древнеиндийского Тримурти; ср. также имена мифологических персонажей с внутренней формой «три»: Трита, Трайтаона, Тритон, Триптолем, Тритогенея и т. п.), три героя сказки, три члена социальной структуры и три социальные функции, троичный принцип композиции в произведениях искусства (ср. форму трилогии, триптиха или терцин, игру триадами, как, например, в «Грифе о числе три» Авсония или в «Триадах острова Британия», древневаллийском тексте, связанном с темой «Тристана и Изольды», вплоть до трилистников «Кипарисового ларца» у Инн. Анненского; ср. «триадоманию» Данте) и т. п".
"В отличие от динамической целостности, символизируемой числом 3, число 4 является образом статической целостности, идеально устойчивой структуры (правда, существует точка зрения, согласно которой троичность трактуется как незавершённость кватернарной структуры). Отсюда - использование числа 4 в мифах о сотворении вселенной и ориентации в ней: 4 стороны света, 4 главных направления, четвёрки богов или четырёх-ипостасные боги (ср., например, четырёх Перкунасов в литовском фольклоре или богов - стражей 4 сторон света), 4 времени года, века (ср. ведийские обозначения 4 эпох и одновременно термины игры в кости), 4 элемента (иногда они соотносятся с 4 мифологическими персонажами) и т. п. 4 компонента актуализируются в тех геометрических фигурах, которые имеют наибольшее мифопоэтическое значение - квадрат, мандала, крест. Из суммы этих двух основных числовых параметров возникает число 7. Из произведения 3 и 4 возникает число 12, которое также принадлежит к наиболее употребительным в мифопоэтических культурах числовым шаблонам (12 частей года, соответственно - знаков зодиака, 12-членные пантеоны и т. п.)".
Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа. русс. три, блр. тры, укр. три, др.-русск., ст.-слав. трие, три, болг. три, сербохорв. три, словен. tri, чеш. tri, слвц. tri, польск. trzy, в.-луж. trо, tri, полаб. tare, др.-инд. trayas, tri, trini, авест. ϑrāуō, лит. trys, лтш. tris, ирл. tri, алб. tre, tri, тохар. tre, хетт. tri, нем. drei, др.-в.-н. dri, идиш dray, англ. three, др.-англ. þrie, исп. tres, фр. trois, ит. tre, греч. τρία [триа], критск. τρέες, лесб. τρῆς, лат. tria, trēs, ирон. æртæ, норвеж. tre, санскрит. tri.
русс. четыре, блр. чатыры, укр. чотири, др.-русск., ст.-слав. четыре, болг. четире, сербохорв. четири, словен. četiri, чеш. čtyri, слвц. štyri, в.-луж. štyri, н.-луж. styri, полаб. ceter, лит. keturi, лтш. četri, др.-лтш. сеtri, др.-инд. catvāri, авест. čaϑwārō, ирл. cethir, гот. fidwor, тохар. śtwar, нем. vier, др.-в.-н. fior, идиш fir, англ. four, др.-англ. feower, норвеж. fire, исп. cuatro, фр. quatre, ит. quattro, греч. τέσσερα [тессера], дор. τέτορες [теторес], лат. quattuor, польск. cztery, ирон. цыппар, фарси. chahar, санскрит. catur.
Первое, что обращает на себя внимание - это то, что цифра 3 выглядит, как буква З, которая во всех славянских кирилических алфавитах называлась "
земля" (
).
А учитывая, что при анализе названий чисел 1 и 2, мы выявили древнейшие их значения: для 1 - это "огонь", а для 2 - "вода", в этом случае и 3 - "земля", как одна из
четырёх стихий, выглядит вполне уместно. Сравните также названия числа три в разных языках и исп. tierra "земля", фр. terre "земля", ит. terra "земля", лат. terra "земля".
Четвёртой стихией, является "ветер", и с точки зрения более чем скромной официальной истории славян, совершенно необъяснима связь между славянским богом ветра и бурь -
Стрибогом и названиями числа 4 (особенно - словен. četiri, чеш. čtyri, слвц. štyri, в.-луж. štyri, н.-луж. styri, полаб. ceter, лтш. četri, др.-лтш. сеtri, др.-инд. catvāri, ирл. cethir, тохар. śtwar, санскрит. catur, а также русс. сорок). Сравните русс. ветер и исп. cuatro "четыре", фр. quatre "четыре", ит. quattro "четыре", лат. quattuor "четыре", а также русс. веер (как и слово ветер, происходящее от веять) и нем. vier "четыре", др.-в.-н. fior "четыре", англ. four "четыре", норвеж. fire "четыре".
Стрибог в "Слове о полку Игореве":
"Се вѣтри, Стрибожи внуци, вѣютъ съ моря стрѣлами на храбрыя плъкы Игоревы".
Ср. Стрибог и стрелы, англ. shooter "стрелок", русс. шустрый.
Стрибог - не просто бог ветра, но и небесный бог, как и
Сварог "небесный огонь" (ср. чередование звуков [в] и [т] в стри- и свар-; аналогично в англ. star "звезда" и др.-инд. svarga "небо", тохар. śtwar "четыре"; четыре и четверг, четвёртый, др.-инд. catvāri "четыре", авест. čaϑwārō "четыре", ирл. cethir "четыре").
Начертание же цифры ч совпадает с первой буквой в слове четыре - Ч.
Второе, что бросается в глаза - это то, что ТРи и чеТЫРе, имеют повторяющуюся фонетическую часть ТР, которая, если анализировать слова с этим корнем, имеет семантику связанную с упиранием, толканием, опорой, удержанием, настырностью. Вот, например, слова из русского языка:
сТРемя, сТРопы, ТРап, ТРон, ТРос, ТОРос, ТОРчать, ТОРс, шТЫРь, ТРомб, ТОРмоз, ТАРа, ТЮРьма, ТЕРем, ТУРа, монасТЫРь, пласТЫРь, ДЕРжать, уДЕРживать, насТЫРный, ТУР, ДУРак, ТАРан, ТОРить, ТРебовать, ТУРнир, ТРамбовать, ТАРащить, ТЕРебить, ТЕРеть, ТЕРзать, ТЕРпеть, ТИРан, ТОРкать, ТОРмошить, нашаТЫРь, ТОРопить, ТРевожить, ТРение, ТРогать, буДОРажить, ДЕРгать, ДРазнить, ДРязги, ДРыгать.
Тот же образ упирания объединяет и землю и ветер. Земля (ТЕРра) - это опора (ТВЕРдь), а веТЕР - толкает, напирает, кроме того ветер явно связан с быстротой, движением (как и слова - бысТРый, ТАРантас, ТРамвай, ТРолейбус, ТРанспорт, ТРакТОР, уДИРать, ДРапать, ТОРопиться, англ. sTARt, TRotTER "нога", тат. ТЫРаклау "прыгать на одной ноге", казах. ТЫРағайлау "убегать", ТЫРить "спешно идти", бег ТРусцой). И в этом нет противоречия, ведь движение невозможно без отталкивания, и чтобы перемещаться в пространстве нам нужна хоть какая-нибудь ТВЕРдь, на которую можно опереться, как например, ТРоТУАР, ТРопа, ДОРога, ТРакт, ТРасса, автосТРада.
Происхождение корня ТОР, вполне ясно понимается из слова ТОРКать "толкать", родственного слову ТОЛКать, где ТОРК, ТОЛК, и варианты - ТЮК, ТУК, ТЫРК, ТОРК, ДРЫГ, ТЫР - производное от звукоизобразительного ТЫК (прото и.-е.
*tūk- "трогать, толкать, ударять").
ТРи и чеТЫРе - это две ноги (ср. "вверх ТОРмашками"). Одна нога - ТРи (ТЫРи), и ещё одна (чётная = ещёодная) нога - это ЧЁТЫРе (ещё ТЫРи = ЩЁТЫРи).
полТОРа - половина от ТРёх.
Начертание и значение
(ср. "
Эволюция древнеиндийских цифр")
Земля-Опора-Низ
Нога
Твердь
Буква З "
земля" (
)Ветер-Стрела-Верх (Небо)
Вторая нога
Движение
Буква Ч"
чрьвъ" (
)
Продолжение >>