История происхождения цифр, их названий, и времени их появления, чрезвычайно туманна, взять хотя бы тот факт, что привычные нам цифры, называемые арабскими, таковыми по факту не являются. Считается, что традиционные арабские цифры являются видоизменёнными начертаниями индийских цифр, приспособленных к арабскому письму.
Вот, что о происхождении цифр, нам сообщает
Большая Советская Энциклопедия: "Древнейшие известные нам Ц. - цифры вавилонян и египтян. Вавилонские Ц. (2-е тыс. до н. э. - начало н. э.) представляют собой клинописные знаки для чисел 1, 10, 100 (или только для 1 и 10), все остальные натуральные числа записываются посредством их соединения. В египетской иероглифической нумерации (возникновение её относится к 2500 - 3000 до н. э.) существовали отдельные знаки для обозначения единиц десятичных разрядов (вплоть до 107). Нумерациями типа египетской иероглифической являются финикийская, сирийская, пальмирская, греческая, аттическая или геродианова".
"Возникновение аттической нумерации относится к 6 в. до н. э.: нумерация употреблялась в Аттике до 1 в. н. э., хотя в других греческих землях она была задолго до этого вытеснена более удобной алфавитной ионийской нумерацией, в которой единицы, десятки и сотни обозначались буквами алфавита. все остальные числа до 999 - их соединением (первые записи чисел в этой нумерации относятся к 5 в. до н. э.). Алфавитное обозначение чисел существовало также и у др. народов; например у арабов, сирийцев, евреев, грузин, армян. Старинная русская нумерация (возникшая около 10 в. и встречавшаяся до 16 в.) также была алфавитной с применением славянской азбуки кириллицы. Наиболее долговечной из древних цифровых систем оказалась римская нумерация, возникшая у этрусков около 500 до н. э.: она употребляется иногда и в настоящее время".
"Прообразы современных Ц. (включая нуль) появились в Индии, вероятно, не позднее 5 в. н. э. [до этого в Индии пользовались Ц. карошти и наряду с ними нумерацией. Ц. которой сходны с буквами алфавита брами, цифры из надписи в пещере Назик (или Насик)]. Удобство записи чисел при помощи этих Ц. в десятичной позиционной системе счисления обусловило их распространение из Индии в др. страны. В Европу индийские Ц. были занесены в 10 - 13 вв. арабами (отсюда и сохранившееся поныне их др. название - «арабские» Ц.) и получили всеобщее распространение со 2-й половины 15 в".
"Начертание индийских Ц. претерпело со временем ряд крупных изменений; ранняя их история плохо изучена".
Если же говорить не о знаках (цифрах), а о счёте вообще, то учитывая, что кроме человека и высших приматов способности к счёту проявляют птицы, рыбы, саламандры, и даже
пчёлы, а также тот факт, что
люди могут считать, даже не зная числительных, можно сделать вывод о происхождении счёта, и названий чисел, в глубокой древности, и древность эта, как раз и подтверждается отсутствием понимания в современности смысла названий цифр.
С другой стороны, если сопоставлять названия, обращая внимание на принадлежность к языковым семьям (см. "
Количественные числительные на 5020 языках мира"), происхождение их, на первый взгляд, независимо друг от друга, а если и есть "пересечения", то в очень редких случаях. Например, в
тюркских языках "один" (бир, бер, пер, и т.п.) вполне может иметь родство с
индоевропейскими словами имеющими значение "первый" (первый, primus, first и т.д.), или другой пример: в индоевропейском языке санскрите "один" - eka, и тоже слово, но в несколько трансформированном виде обозначает "один" в
уральских языках (okta, egy, ikte, veyke).
Итак, что же есть число?
Первую подсказку мы находим в самом названии ЧИСел:
Сравните это слово с ЧАСть, ЧАС, ЧИСлитель (в дробях), СЕЧь, СЧёт - вполне ясно угадывается связь с ЧАСтями (или, что тоже самое - СЕЧениями) некого целого. Это предположение укрепляется после анализа родственных по происхождению слов в разных языках:
исп. computо "подсчитывать", англ. compute "считать", лат. amputatio "отсечение", "ампутация", блр. кампут "счёт", русс. капут "конец", "гибель", русс. копыто - иными словами "конец ноги животного", русс. скопить "кастрировать" (ср. КАСТрировать и ЧАСТь, а также СКопить и СЕКать "сечь"), лтш. kapāt"сечь", греч. κόφτω "рубить", "резать", фр. couper "резать".
Вывод очевиден - ЧИСло есть ЧАСть, а корень по всей видимости имеет значение "разделять" (ср. также ЧЕСать - разделять на пряди, и расщепляющийся на зубцы ЧЕСнок).
Первое деление мира на части, с которым мы сталкиваемся в своей жизни, связано с частями тела: "рука", "нога", "голова" - это самые первые части целого, которые познаёт любой ребёнок. Логично предположить, что самый подходящий объект для условного рассечения на части-числа - это человеческое тело.
Проверим, так ли это?
Энциклопедия "Мифы народов мира":
Числа, в мифопоэтических системах, один из наиболее известных классов знаков, ориентированный на качественно-количественную оценку; элементы особого числового кода, с помощью которого описываются мир, человек и сама система метаописания. В архаичных традициях Ч. могли использоваться в ситуациях, которым придавалось сакральное, «космизирующее» значение. Тем самым Ч. становились образом мира (ср. небо - 1, земля - 2, человек - 3 и т. д.) и отсюда - средством для его периодического восстановления в циклической схеме развития для преодоления деструктивных хаотических тенденций.
Первочеловек, космическое тело, в мифопоэтических и религиозно-философских традициях антропоморфизированная модель мира. В основе этого образа лежит представление о происхождении вселенной из членов тела П., объясняющее характерный для мифопоэтической картины мироздания параллелизм между макрокосмом и микрокосмом, их изоморфизм, однородность. Иногда в космологических текстах говорится о том, что члены тела П. создаются из соответствующих частей вселенной, но чаще человеческое тело выступает как первичное и исходное, а космическое устройство как вторичное и производное. Человеческий организм (тело) и его функции во всём многообразии жизненного (телесного и душевного) опыта образуют основу архаичной классификации (ср. противопоставления правого и левого, верха и низа, чёта и нечета, огня и воды и т. п. Другая сфера, где та же мифологема о П. и о космическом теле стала основой организации материала, - язык. Части тела П. и человека были источником сложной и разветвлённой системы пространственного (а затем и временного) ориентирования, ср. систему предлогов типа «над» («вверх, от»), «под» («вниз, от»), «впереди», «сзади», «сбоку» и т. п., во многих языках образующихся соответственно от названий таких частей тела, как голова, нога, лоб (лицо), затылок (спина, задняя часть), бок и т. п. Хорошо известен и другой ряд языковых семантических отождествлений типа голова - небо, глаза - светило, рот - огонь и т. д.
Смертью первого антропоморфного существа (своего рода «первого человека») объясняется в ряде мифологических систем создание вселенной: в скандинавской мифологии плоть убитого богами первопредка - антропоморфного великана
Имира стала землёй, кости - горами, небом - его череп, морем - кровь. Близкий мотив - в иранских и ведийских текстах, в древнерусской «
Голубиной книге», в мифологии догонов, по которой каждой части человеческого тела соответствует какая-либо часть внешнего мира, рассматриваемого как огромный человеческий организм: скалы - это кости, почва - внутренность желудка, красные глины - кровь (во многих других традициях такие же соответствия между частями тела и частями ландшафта отражаются и в наименовании одинаковыми словами). Сходство представлений о частях тела человека в догонской и древнеиндийской мифологиях и обрядах простирается и на число членов первого человека: у Пуруши их 21 (соответственно в ведийском гимне упоминается 21 полено, возжигаемое в честь Пуруши), в мифологии догонов - 22.
ОДИН и ДВА
русс. один, един, др.-русск. одинъ, ст.-слав. ѥдинъ, болг. един, укр. один, един, блр. адзíн, един, макед. еден, серб. jедан, хорв. jedan, чеш. jeden, словен. edǝn, слвц. jeden, лтш. viêns, польск. jeden, н.-луж. jaden, в.-луж. jedyn, иврит אדם [адм], лит. víenas, алб. një, норвеж. en, др.-норвеж. einn, швед. en, нем. ein, др.-в.-н. ein, идиш eyns, гот. ains, англ. one, др.-англ. mon, ирл. óin, фр. un, лат. unus, греч. ένα [ена], ένας [енас], исп. uno, unico, ит. uno, unico, ирон. иунæг.
Сравните имя первочеловека Пуруши с укр. перший "первый" и англ. first "первый", а также имя АДАМ "первый человек" (Ветхий завет, Голубиная книга) и русс. ОДИН, блр. АДЗIН "один", кроме того значение "первый" явно связано с такими мифологическими персонажами, как др.-егип. АТУМ, сканд. ОДИН ("главный" = "верховный" = "первый"), а имена этих богов фонетически подобны числительному ОДИН. Суда же можно отнести АДМирала, АТАМана, АТОМ, который через ОДИН = ЕДИНый "целый", вполне оправданно - "неделимый". Эту же семантику развивают слова ЕДИНоличник, ЖАДИНа "скупой" (ср. jедин "один").
"Специфична семантика числа 1. В наиболее древних текстах 1 встречается крайне редко или вовсе не встречается. Оправдано предположение, что 1 означает, как правило, не столько первый элемент ряда в современном смысле, сколько целостность, единство. Совершенная целостность, понимаемая как единица, объясняет приписывание числа 1 таким образам этой совершенной целостности, как бог или космос. Число 2 лежит в основе бинарных противопоставлений, с помощью которых мифопоэтические и ранненаучные традиции описывают мир. Оно отсылает к идее взаимодополняющих частей монады (мужской и женской как два значения категории пола; небо и земля, день и ночь как значения, принимаемые пространственно-временно́й структурой космоса), к теме парности, в частности в таких её аспектах, как чётность, дуальность, двойничество, близнечество. Характерно соотношение 1 и 2, реконструируемое по данным ведийской традиции. Число 2 в ней выступает как символ противопоставления, разделения и связи, с одной стороны, и как символ соответствия или гомологичности противопоставляемых членов - с другой. В силу этих качеств 2 есть первичная монада, защищающая человека от небытия и соответствующая творению - небу и Земле, рождённым в одном гнезде. Как таковое два противостоит трансцендентному одному, единому (вед. eka- "единство", eka "один"). Сказанное о семантике 1 и 2 объясняет, почему в ряде культурных традиций 1 и 2 (или иногда только 1) не рассматриваются как числа (соответствующие слова нередко оформляются иначе, нежели другие числительные). Первым числом в целом ряде традиций (в том числе и в древнекитайской) считается 3".
Энциклопедия "Мифы народов мира". Числа. Из значений слова ОДИН "первый", "главный, верховный", "цельный, соединённый", "единственный, одинокий" (ср. англ. mono- "одиночный" англ. one "один, человек", др.-англ. mon "один", исп. mono "пучок", uno "один, человек"), вполне логично вытекают следующие смысловые значения:
- "человек" (ср. ирон. адæймаг "человек", греч. άτομα [атома] "человек", тадж. одам "человек", кирг., карач.-балк. адам "человек", иврит. אדם [адам] "человек", а также ср. др.-англ. mon "один" и англ. man "человек");
- "Я" ("Я - человек", ср. авест. azǝm "Я", ст.-слав. азъ "Я", санскрит. aham "Я", др.-перс. аdаm "Я");
- "сильный" (ср. сильный, устар. зельный "сильный" и цельный;один и тат. ата "отец, самец, матёрый, закоренелый", русс. отец "главный, старший"), что по всей видимости и является наиболее древним значением, т.к. тот кто "сильный, тот и "первый", "главный" и "верховный", а кроме того это значение позволяет объединить общим, не связанным с числами, смыслом слова ОДИН и ПЕРвый.
русс. первый, др.-русск. пьрвъ, ст.-слав. прьвъ, болг. пръв, укр. першый, блр. першы, макед. прва, серб. први, хорв. prvi, чеш. prvy, словен. pȓvi, слвц. prvy, лтш. pirmais, польск. pierwszy, н.-луж. р́еrwу, в.-луж. рjеrwу, лит. pìrmas, алб. раrе, норвеж. først, швед. först, нем. erste, англ. first, др.-англ. forwost, фр. premier, лат. primus, греч. πρώτος [протос], исп. primero, ит. primo, др.-перс. раruvа-, санскрит. puurva, др.-инд. pū́rvas, pūrvyás.
ПЕРеть, расПРя, сПОР, уПОР, наПОР, заПОР, сПОРт, ПЕРВенство, БОРьба, ПРесс, БРать, БРосить, ПРАВо, ПРАВило, уПРАВлять, наПРАВлять, ПРЯМо, ПРАВить, БРАВада, БРАВый и т.п.
Отсюда вполне очевидно, что смысловое значение корня в слове ПЕРВый, связано с силой. И это касается не только русского языка, аналогичная картина, например, в английском языке (англ. first "первый" и англ. force "сила").
ПЕРВый - это изначально "сильный", "мощный", а ОДИН - это "сила", "мощь".
Сравните русс. мощь и русс. муж, ст.-слав. мѫжь [монж] "человек, муж"̣, чеш., слвц. манжел "человек, муж", польск. монж "человек, муж", др.-англ. mon "один", др.-англ. mann "человек, муж", англ. man "человек, муж", др. нем. man "человек, муж", нем. mann "человек, муж", гот. manna "человек, муж", др.-исл. menn "человек, муж" - явно все слова имеют общее происхождение, а через др.-инд. manus "человек, муж", авест. manuš "человек, муж", лат.-герм. mannus "человек, муж", норвеж. menneske "человек, муж", мы выходим ещё на одно родственное значение - "рука" (ср. лат. manus "рука", исп. mano "рука", фр. main "рука", ит. mano "рука", англ. main "главный", греч. mónos "один, единый", русс. манить, менять, и т.п.).
Всё это в совокупности хорошо объясняет почему наша сильная рука зовется ПРАВой (БРАВой, ПЕРВой).
Слово один связано с силой, крепостью и мощью (ср. дина "единица силы в механике", тонна "единица веса", греч. dynamis "сила", лат. densus "плотный", укр. дна "затвердение"), вполне могло обозначать правую сильную руку (см. выше родство русс. один, англ. one "один", др.-англ. mon "один", русс. муж и мощь, лат. manus "рука" и т.п.).
Корень слова оДИН в значении "крепость, плотность" можно встретить в таких словах, как плоТИНа, ТЫН "забор", ТИНа, в названии гидронимов ДОН, ДНепр, ДУНай, ДОНец понимаемым, как "преграда", что соответствует мифологическим представлениям связанным с
рекой (ср. также РЕКа и РУКа).
Нельзя не рассмотреть ещё одно значение, которое связано с "силой", и является его первозначением - "огонь".
Сопоставляя только слова ОГОНь и ОДИН, конечно же нельзя судить об их родстве, однако фонетически они близки, и есть также и вполне весомые аргументы в пользу их родства:
Сравните бравый, правый, переть, бороться и т.п. с англ. fire "огонь", нем. feuer "огонь", греч. πυρ [пир], русс. пирог,перец, т.е. "жгучий", а также чуваш. пĕр "один", тат. бер "один", якут. бир "один", казах. бір "один";
Сравните огонь и русс. могучий, которое связано родством с русс. мощный, а также муж, монж и т.д.
Слово אדם [адам] на иврите обозначает не только "человек", число "один", имя библейского персонажа - Адам, но также и цвет - "красный", т.е. цвет огня.
Сравните один и алт., карач.-балк., кирг., от "огонь", тадж. оташ "огонь", якут. уот "огонь", тур. ateş "огонь" (ср. также с русс. отец "главный, старший", ст.-слав. отень "отчий", русс. один и его устар. форму - ать; "ать-два", а также ст.-слав. азъ "Я, буква А, цифра 1"), чуваш. вут "огонь" (ср. два имени одного бога Один и Водан), хорв. vatra "огонь".
По-
кашубски (поморский язык) òdżin - это и есть "огонь" (ср. блр. адзíн "один")!
То, что слово огонь предшествовало слову один, подтверждает санск. eka "один" (ог- = ek-), узбек. yakka "один", фарси. yek "один", венг. egy "один", тадж. як "один" - общий со словом огонь фонетический состав в разных языковых семьях ностратической макросемьи.
Итак, мы имеем следующую картину:
До разделения ностратической макросемьи, т.е. более чем 15 тыс. лет назад счёт уже существовал, это следует из той смысло-фонетической общности между названиями числа один в индоевропейских, уральских и алтайских языках, которую мы выявили, по крайней мере, название у числа один уже было.Важно отметить, что несмотря на различия в формах слов, смысл слова один, по всей видимости, был одинаков для всех ностратических языков - "огонь, сила, мощь".
русс. два, др.-русск. дъва (ср. дева), ст.-слав. дъва, болг. два, укр. два, блр. два, макед. два, серб. два, хорв. dva, чеш. dva, словен. dva, слвц. dva, лтш. divi, польск. dwa, н.-луж. dwa, в.-луж. dwaj, иврит דו [дв], лит. du, алб. dy, норвеж. to, др.-норвеж. tvau, швед. två, нем. zwei, идиш tsvey, др.-в.-н. zwā, гот. twai, англ. two, др.-англ. twā, ирл. dāu, фр. deux, лат. duo, греч. duo, исп. dos, ит. due, ирон. дыууæ, санскрит. dva, хинди do, др.-инд. duvā́, dvā.
Если развивать идею мифологических бинарных противопоставлений, связанных с числами 1 и 2, то исходя из выявленной семантики числа 1, число 2 может оказаться связанным со следующими значениями:
"вода, слабость, нежность, часть, пара, женщина, мать, дева, мы, левая слабая и кривая рука"
И это удивительным образом объясняет, почему в славянских языках слова ДВа и ВТорой - имеют разные корни, по крайней мере по порядку согласных в них. Сравните:
ДВа - ВТорой
ДЕВа - ВОДа
русс. дева, укр. дíвка, блр. дзе́ва, ст.-слав. дѣва, болг. де́ва, сербохорв. дjе̏ва, словен. dė́va, чеш. děvice, польск. dziewa, в.-луж. dźowka "дочь", др.-инд. dēví "богиня", исп. diosa "богиня", фр. déesse "богиня", ит. dea "богиня", ирон. дауæг "богиня", санскрит. devii "богиня".
Кроме того, вспомним, что АДАМ = ОДИН, т.е. "первый", но ведь и ЕВА = ДЕВА = ДЪВА, т.е. "вторая". Ср. также егип.
АТУМ и
ТЕФнут.
И прекрасно увязывается с ПРАВой-БРАВой-ПЕРВой-ПРЯМой рукой, образ ВЯЛой-кВЁЛой-сЛАБой-хЛИПкой-ЛЕНной-ЛЕВой руки (ср. ДЕВА, ЕВА и ЛЕВО).
Представления о числе ДВа тесно связаны с понятием левый (например, "ходить на лево" - т.е. к ДЕВе, а также сидящего на левом плече ДЬЯВола).
Начертание и значение
(ср. "
Эволюция древнеиндийских цифр")
Огонь-Пламя
Правая прямая сильная рука
Муж
Я (ср. англ. I "я"), одинокий
Главный
Знак "!"Вода-Волна
Левая кривая слабая рука
Дева
Мы (ср.
), пара
Дополнительный
Знак "?"
Современное написание чисел 1 и 2 фактически является изображением
Лучины на подставке и
Девы-Лебедя, соответственно.
Продолжение >>