Тов. Беглов! Делайте жизнь с товарища Собянина!

May 14, 2019 00:04

5 лет я не был в Питере - с июня 2014. После выматывающей поездки из Москвы, растянувшейся на 17 часов (!!!) - из которых 7 заняло движение по М10 до объезда Твери, я зарекся посещать город трех революций, пока не построят М11. Теперь она в основном построена (да,
"в России ничего не строят, только воруют, а Москва-Питер не Россия", - я знаю все варианты подобных версий), и в основном ею я и пользовался 9 и 12 мая с.г.
О новой дороге, об изменениях в петербургской жизни и о том, что выгодно отличает Москву от Питера, пойдет речь в этом посте.


Сколько это стоит?

Первоначально я планировал ехать до Твери по М10, зная, что самый дорогой участок - от Москвы. А от Твери уйти на М11, обойти Вышний Волочек и вернуться на М10, потратив на платные дороги рублей 380.
Однако в 7:30 жена сообщила мне, глядя в смартфон, что в Химках уже пробка, а в Солнечногорске она намечается.
Прикинув, что такими темпами в Клину тоже придется стоять, я свернул с МКАДа на пресловутый "Съезд 79", плюнув на мелочную экономию.
Пустынность дороги немного напрягала - туда ли я поехал?! По пути напрягла еще надпись про какие-то билеты на платнике. Оказывается, в отличие от М4, здесь выше степень автоматизации: подъезжаешь к пропускному пункту, а там получаешь билет в терминале, после чего автоматически открывается шлагбаум. Далее пилишь со скоростью 110-130 км/ч, куда тебе надо, расчет с живыми людьми на промежуточных или на конечном пункте.
Так как нам понравилось нигде не стоять, мы доехали до 97 км, если не ошибаюсь - то есть окончания М11 в начальной, околомосковской зоне. Заплатили 700 рублей за час беспробочной езды (вспоминая 7 часов в 2014, думаю, что немного)).
Вышли на М10, и сразу почувствовали разницу: выше трафик, хуже покрытие, смена скоростных режимов, населенные пункты постоянно. В Спас-Заулке ремонт моста, потеряли там минут 25-30.
Средняя скорость ниже, но ладно.
За Тверью вышли на участок по объезду Торжка и Вышнего Волочка. Он длиннее, но дешевле:
420 рублей обошелся.
Характерны здесь зоны отдыха с возможностью заправки - стоят какие-то баки с оплатой картой (детально я не разбирался, ибо заправился на МКАДе). Сортиры там вонючие, кафе там нет, детей выгулять негде.
Учитывая растущий интерес к трассе и выгодность размещения там разных обжорок, мы видели несколько строящихся объектов под одним брендом.
За Вышним Волочком, выйдя на М10, ехали нормально, но на фоне М11 посредственно.
В итоге жена обратно предложила ехать по М11 постоянно, разве что заправиться предварительно и взять с собой немного еды и питья на перекусы.
Обратный путь до Твери обошелся в 770 рублей. Так что, если пользоваться М11 на всем ее нынешнем протяжении по тарифу выходного дня, дорога будет стоить вам 1470 рублей без учета бензина и питания по пути. Вроде недешево.
Но если человек едет не один, ездит не каждый день, и если сравнит эту цену с ценой на ж/д билеты и т.п., то все окажется не столь ужасно, как кажется сначала)). Тем более мне тут в Питере сказали, что чайник чая в кафе за 480 рублей - это недорого)). "Целый же чайник!" Хотя зачем мне выпивать аж литр воды? Но пришлось...

Питер как столица русской провинции

Раньше я не вполне понимал выражение героя фильма "Брат": "Хороший город, но провинция".
Думал, что все дело в деньгах. А оказывается, не только. Разница еще в подходах. Вероятно, первую скрипку тут играют власти, особым образом выстраивающие отношения с жителями. И если в Москве власти поощряют "европейское отношение" к жизни, то в Петербурге во многом консервируются тенденции, сложившиеся еще в 1990-е.
Например, это трепетное отношение к автомобилистам. Если администрация мэра Москвы Собянина повела решительную атаку на сокращение автомобильного присутствия на улицах столицы, особенно в центре, взамен активно развивая общественный транспорт, такси и каршеринг, то в Петербурге это менее заметно, так что нынешняя зона платной парковки выглядит словно демонстрация "Мы не хуже людей". Или так, как выглядели платные парковки в Москве году в 2013, до возникновения Моспаркинга и ЦОДД как организаций, заключивших с ГИБДД соглашение и имеющих высокую степень финансовой автономии.
Отсутствие борьбы с нарушителями ПДД бросается в глаза: во многих местах дежурят автомобили ДПС, не обращающие внимания на паркующихся вторым рядом (скажем, на Большой Конюшенной), на множественные авто с аварийками в неразрешенных местах (на Невском).
Как следствие "уважухи" к автомобилям наблюдается определенное презрение к пешеходам: тротуары узки, а дорожное полотно во многих местах неоправданно широко, причем в туристических местах. Двигаясь с Большой Конюшенной по Конюшенному переулку, я поразился узости тротуара и широте проезжей части (зато на Парадной улице близ Таврического сада, ходят толпы туристов, если судить по ширине тротуара!). Правда, я не знал, что движение в Конюшенном переулке осуществляется в обе стороны! При  отсутствии какой-либо разметки по этому поводу и наличии какого-то громадного недостроя. Двигаясь же в сторону Конюшенной площади, сталкиваешься с огромным числом стоящих там среди стершейся разметки, с совершенным нарушением правил, туристических автобусов: ну как же туристам иначе посмотреть на Спас-на-крови? Они должны подъехать на расстояние 100 метров, дальше они упадут от усталости!


Автобусы стоят и на проезжей части перед Инженерным замком, мигая "аварийкой" и провоцируя ДТП.
Неудивительно, что в среднем питерцы водят чрезмерно осторожно на городских улицах, оттягиваясь, видимо, на КАД.
Добавляет им осторожности и идиотская настройка светофоров: зеленый сигнал загорается как для водителей, так и для пешеходов, идущих в том же направлении - но часть автомобилей сворачивает, и вынуждены пропускать идущих, создавая затор, хаос и потенциальную опасность для всех.
При малом числе автомобилей и пешеходов ничего страшного, но это же не про Питер!
Такую же организацию движения я увидел 12 мая в Клину. Тоже потрясающее решение местных властей (не во всех райцентрах Мособласти такой подход, есть и одновременное включение светофоров для пешеходов во всех направлениях) - ведь через Клин проходят А108 и М10.
Неудивительно, что такая бестолковость на дорогах формирует типаж напряженного и неуверенного в правильности своих действий человека. Плюс еще нерадующий климат, сырость, ветер, отсутствие зелени и нехватка кислорода.
Одновременно во дворах-колодцах, запирающих ворота на замок, тихо и уютно - там стоит пяток машин, а жители отрешаются от житейских бурь в своих квартирах-раковинах с древними коммуникациями.
Новые дома в районе улицы Радищева потрясли меня детской площадкой за забором с надписью: только для жителей дома. "Собянинские" детские площадки доступны для прохожих - ведь детей попросту не так много, так что закрытая площадка будет в основном пустовать.
Куркулячество тоже в крови наших постсоветских граждан, причем чем провинциальней, тем оно выше. Грубо говоря, в Москве оно будет заметней в Гольяново, чем в Хамовниках.
С уличными урнами откровенно небогато. С туалетами, видимо, тоже, если судить по крепкому аромату мочи в подворотнях. Тут же мимо снуют группы поддатых людей - по всей видимости, именно их внутренние органы не выдерживают напора выпитой жидкости и изливают влагу на ворота и стены.
В моем подмосковном райцентре уже непросто встретить за раз столько алкашей - был однажды свидетелем сцены приезда патруля и изгнания со скамейки на детской площадке мирно спавшего там гражданина в носках. А в 2011 алкаши просто сидели и бухали на всех лавках окрест моего дома. Питер тоже стал получше 1997-2001, когда я в нем жил, но эволюция его не так стремительна, как эволюция Первопрестольной. Станций метро, построенных после 2001 года,
я насчитал аж 6 - поправьте, знатоки, если ошибаюсь.
Почти наверняка питерцы, как полагается российским провинциалам, клянут Москву за то, что она забрала у них все деньги. При этом деньги просто лежат на мостовой: это и платные парковки, и более серьезное отношение к сбору штрафов за нарушения ПДД (и не только), и упорядочивание деятельности мутных контор с речными трамвайчиками (деньги там собирает по старинке какой-то дядя, не давая вам никакого билета, чека и т.п. - как будете в суде доказывать свое пребывание на судне, случись что? Помнится, в Коломенском нам дали чек за то, что ребенок 10 минут будет кататься на электромобиле, а тут трамвайчик, помнящий, вероятно, еще горбачевскую перестройку, лавирует в Крюковом канале - сравните степень опасности!).
В общем, Петербург, конечно, не застрял в 1990-х, но по уровню обустройства городского пространства отстал от Москвы лет на 8 примерно.

Заключение

Не надо думать, что Москва сразу строилась, что перед нами "столкновение двух разных ментальностей" и т.п. антинаучные закономерности. Нет, и в Москве были неудачи:
"Эксперты сервиса «Яндекс.Пробки» специально для газеты «Известия» проанализировали изменение среднего времени проезда автомобилей по пяти направлениям с весны 2011 по весну 2013 года. В итоге они пришли к выводу, что улучшить транспортную обстановку в столице мэру Сергею Собянину не удалось: скорость движения заметно упала"//https://quto.ru/journal/curious/43145/
Как раз это и привело к радикальному переосмыслению подхода к городской среде. На мой взгляд, новый подход лучше. Полагаю, что подобные изменения ждут и Петербург.

автомобили, городская среда, общество, Российская Федерация, Москва, капитализм, Санкт-Петербург

Previous post Next post
Up