После трех дней, которые мы провели в Териберке, мы снова отправились в путь.
В день отъезда из Териберки погода стала налаживаться. Светило солнце, ветер конечно никуда не делся, но его давление стало меньше. В итоге оказалось, что мы весьма удачно отсиделись в гостинице в Териберке.
Подкрепившись сытной кашей в гостинице, мы быстро загрузили вещи в машину и выехали. Путь мы держали на восток полуострова, в поселок Дальние Зеленцы. Черт, как же приятно произносить это название - Дальние Зеленцы. Попробуйте сами. Звучит?
Про этот населенный пункт я знал уже давненько. Лет 5 назад, здесь же, в ЖЖ, я впервые увидел фотографии из Териберки (по-моему, авторства
cr2) и начал жадно искать информацию о здешних краях. И если с Териберкой все практически сразу стало понятно, то с Зеленцами как-то все было не однозначно. В 2014 мы отправились на Кольский и начали как раз с Териберки. На берегу Песчаного озера разговорились с другими путешествующими. И, как раз речь зашла о Зеленцах. Ребята четко и твердо сказали, что на Калине там делать нечего и проехать не удастся. Мы, поверив целиком и полностью (а тогда дорога от Серебрянской дороги до Териберки мне казалась адовой, а тундровые дороги по побережью - просто настоящим джипингом) и даже пытаться не стали, а вот если бы не было разговора, наверное, мы бы попытались туда попасть. И я думаю, что попали бы.
В этот раз не было никаких сомнений. Мы просто обязаны побывать в Зеленцах, тем более есть теперь тот самый полноприводный и высокий автомобиль, которого нам так не хватало, чтобы отправиться в 2014 туда.
1.
На предыдущем снимке панорама поселка, а пока я немного расскажу о дороге.
От Териберки до Серебрянки, как все знают, порядка 40 км дороги с улучшенным покрытием (щебень, гравий). На перекрестке, как и положено, мы повернули в сторону поселка Туманный, до которого еще примерно столько же и такой же гравийной дороги. Дорога до Туманного примерно такого же качества, как и на Териберку. После Туманного и до Серебрянской ГЭС дорога с добрый десяток километров остается в неплохом состоянии.
До Зеленцов остается порядка 30 км, дорога сужается, пропадает гравий, но остается вполне комфортной. Да, есть несколько мостов кое-как собранных из дорожных плит и подручных средств, есть перевал с хорошим уклоном, но никаких особых проблем нет. В поселке мы видели Шевроле Орландо. А дорога от Териберки до Зеленцов, на подготовленной только морально шНиве, заняла 3 часа. У меня все.
Дорога в поселок идет по тундре, то и дело попадаются живописные озера и сопки.
И тут внезапно у дороги мы видим картину, чем-то напоминающую отлив. До поселка порядка 10 км, а тут тебе отлив. Странно...
2.
Но перепутать литораль ни с чем нельзя, стоит лишь однажды увидеть.
3.
Вдали виднеется вода, на реку не похоже.
4.
Постепенно продвигаясь в сторону поселка, становится очевидно, что это фьорд.
5.
Позже не осталось никаких сомнений, точно фьорд. Так мы познакомились с губой Ярнышной. И тут началось волнительное ожидание знакомства с поселком. Все-таки я довольно долго грезил этой встречей.
6.
Проезжаем заброшенный КПП. И вот уже знаменитый указатель на развилке Дальние Зеленцы налево, Порчниха - прямо. Последняя нас интересовала мало, но я был наслышан, что там полный заброс и руины.
И вот мы поднимаемся на перевал, с его вершины открывается вид на цель сегодняшнего дня.
Конечно, сперва мне показалось, что поселок мертв. Тем более, многие отчеты в интернете сделаны именно с этим уклоном - мертвый поселок, заброшенный. Но стоит лишь присмотреться, то сразу замечаешь автомобили у некоторых, так называемых коттеджей. У четырехэтажного общежития тоже было припарковано немало машин. Нивы, УАЗики, Дастеры и даже ВАЗовская классика. Люди в поселке были.
7.
Первым делом мы решили отправиться на популярную Северную коррозионную станцию, которая расположена на сопке на севере поселка.
8.
Стенды заметно поредели, а местами даже опустели. Я видел фотографии, когда здесь было полно испытуемых образцов. Фрагмент истребителя пока еще был на месте.
9.
Где-то в сети натыкался на информацию, что станция действующая, но никого мы не встретили. Правда и были там не долго.
10.
Скажу откровенно, какого-то восторга от посещения станции мы не испытали.
11.
Но факт того, что локация "взята" все равно радовал.
12.
Вот по таким деревянным помостам мы и поднимались от главного институтского корпуса к станции. Все доски были на месте, а помост был в хорошем состоянии. Кто-то однозначно следит за ним. От ворот коррозионной станции открывается неплохой вид на поселок.
13.
Спускаться с этой сопки мы решили с другой стороны от станции, чтобы попасть на территорию другой местной достопримечательности. Знакомьтесь (кто еще не знаком) - это ММБИ или Мурманский морской биологический институт. В недалеком прошлом градообразующее предприятие Зеленцов. Забегая вперед, сразу скажу, что внутрь корпусов мы не забирались.
14.
И вот сейчас придется немного написать про историю Зеленцов и института, хотя изначально не очень хотел это делать.
В 1935 году в Дальних Зеленцах основали биостанцию, которая за несколько лет крепко основалась в этих местах. Уже к 1939 году здесь были построены основные здания будущего института, станция имела 3 моторно-парусных бота для выхода в открытое море.
В 1958 году станция была реорганизована в институт.
15.
К 80-м годам станция в Дальних Зеленцах, по оценкам специалистов, становится лучшей морской биологической станцией России и по оборудованию, и по тем возможностям, которые предоставляет она исследователям.
16.
А дальше началась перестройка, а чуть позже и страны той не стало. В 1989 году было принято решение о переводе института в Мурманск. Всё, градообразующего предприятия не стало. Поселок закрывают, а жителям предлагают квартиры в Североморске. Это если коротко, а длинно рекомендую почитать материал
alexandragor -
Прощание с Дальними Зеленцами.
17.
За последние годы законсервированный корпус института изрядно обветшал.
18.
В крыше зияют огромные проплешины. Природа даже без помощи человеков, верно разрушает поселок.
19.
Но уж поверьте мне, человеки не менее активно стараются стереть все с лица земли.
20.
Сплошной символизм.
Забираться внутрь зданий мы не стали по своим соображениям. Чего мы банок с реактивами не видели или советские приборы?
21.
Водозабор морской воды.
В 2016 году уже лишился галереи с трубопроводом. А если проявить фантазию и ненадолго забыть истинное предназначение этого сооружения, то мне кажется отличная хижина для уставшего от жизни интроверта. Иногда именно такого и хочется.
22.
Недалеко от здания станции в бухте Оскара нашел последние пристанище корабль.
23.
Корабль с явными следами пожара.
24.
Вид на Дальние Зеленцы с сопки, через озеро Промерное. Посмотрев Коррозионную станцию и ММБИ, мы постепенно начали искать место, где бы нам разбить лагерь.
Блин, такая великолепная архитектура у всех этих зданий, а планировка поселка просто шикарная. Так легко мысленно представить, как здесь кипела жизнь, причем не только научная. Климат, конечно, здесь не простой. Постоянные ветра, полярные ночи и дни, шторма, но на Север не едут те, кого это пугает.
Как там у Рождественского?
- Заболел…
Заболел я Арктикой!
Не зовите ко мне врача.
25.
Ладно, хватит меланхолии. Произошедшее в Зеленцах - это трагедия, которой двигали благие намерения.
После прогулки по северной части поселка, мы решили отправиться на причал. И тут нас ждал приятный сюрприз. Хоть биологи здесь постоянно не проживают, но работа научная ведется.
Позже выяснилось, что все-таки сезонная станция альгологии действует.
26.
Увидев этот старый щит, заклеенный серой липкой лентой, стало немного легче здесь находиться. Вот, правда.
Прогулялся до конца причала, напротив которого Немецкий остров с триангуляционным пунктом. Заметил, что на Севере геодезические знаки в гораздо лучшей сохранности, чем на Ярославщине. У нас их днем с огнем не отыщешь - все сломали.
27.
Вид с причала на поселок. Эта часть полностью необитаема. Жизнь сохранилась только в "коттеджах" и бывшем общежитии.
28.
И, конечно, на базе для дайвинга. Кто-то говорит, что база сможет вдохнуть жизнь в поселок. Мне же кажется, что это все очень преувеличенно.
29.
Лодки стоят на рейде, значит кому-то это все еще нужно. Да и звезды над Зеленцами по-прежнему кто-то зажигает, сам видел.
30.
Здесь хорошо видно, как арктические воздушные массы разрушают каменную кладку. А еще здесь можно увидеть еще одно брошенное судно. Гуляли мы по поселку в отлив, как опять же, не сложно догадаться.
31.
Этим судам повезло больше. Они брошены не в море, а на суше. Где-то в унылом московском дворе под окна ставят кредитопомойки, а в Зеленцах "швартуют" суда. Сюр.
32.
Эти суда цепляют даже сильнее, знаменитого кладбища кораблей в
Териберке.
33.
Вот такой поселок Дальние Зеленцы.
34.
Да, снял я далеко не все из того, что видел. Поселок мы осмотрели досконально. У бывшей школы заехали на эстакаду, чтобы посмотреть как у Нивы дела снизу после Хибин и Рыбачего. Все оказалось в порядке, хотя сомнения были.
Также в самом здании школы тоже кипела жизнь. Как минимум под какие-то нужды здание еще используется. Стояла машина, были люди и внутри.
Мы же, оценив все достоинства и недостатки возможных мест для стоянки, решили отправиться за базу дайверов, чтобы разбить наш скромный лагерь на самом берегу Дальне-Зеленецкой губы с видом на Зеленецкие острова.
На этом, конечно же, не все. Я решил опробовать методику написания тематических текстов, а не все в кучу. В следующей части покажу немного природных красот Зеленцов. Продолжение следует...
PS: довольно трудно писать объективно, когда сам последнее время ездишь исключительно на Север, а на столе лежит Территория Куваева.
Читайте все записи о
KolaWhiteTrip'16:
[KolaWhiteTrip'16]. Карелия. Начало. [KolaWhiteTrip'16]. Хибины. Щучье озеро. Ну, здравствуй, Кольский! [KolaWhiteTrip'16]. Хибины. «Красивый» водопад на реке Рисйок и др. [KolaWhiteTrip'16]. Рыбачий. Водопады на Титовке и Юринге. Вайдагубский маяк. [KolaWhiteTrip'16]. Териберка. Часть 1. [KolaWhiteTrip'16]. Териберка. Часть 2. [KolaWhiteTrip'16]. Териберка. Часть 3.