VOODOOLAND. ЧЁРНЫЙ МАКИАВЕЛЛИ

Jun 06, 2017 13:25

В 1816 г. по инициативе Петиона, получившего довольно лестное проз­вище Отец Доброе Сердце, Гаити направила людей для участия в борьбе за независимость Латинской Америки, послала суда, оружие, деньги. Добровольцы-гаитяне ша­гали в одном строю со столь выдающимимся  руководителями осво­бодительного движения народов Латинской Америки, как  Франсиско де Миранда и Симон Боливар.


29 марта 1818 г. в возрасте 48 лет Александр Петион умер. Смерть президента Гаити до сих пор остается загад­кой. Существует много версий: самоубийство, отравление, болезнь. Достоверно известно следующее. Петион был бо­лен малярией, страдал и от других болезней; в последние годы был мрачен в связи с тяжелым экономическим поло­жением страны, интригами приближенных и изменой красавицы мулатки Жут Лашнэ. 22 марта Петион слег и в течение недели отказывался принимать пищу и ле­карства. 29 марта его не стало. Видный польский историк Тадеуш Лепковский в интересном исследовании «Гаити», вышедшем в Польше в 1964 г. и переведенном на испан­ский язык в 1968-1969 гг., пишет: «По моему мнению, Петион прибег к особой форме самоубийства: он ждал смерти, не борясь за жизнь; более того, он ждал ее как облегчения».

Смерть Петиона потрясла страну. Гаитяне искренне оплакивали президента. Гаити оставалась при нем по- прежнему отсталой страной с сильными пережитками феодализма, но деятельность Петиона носила в целом прогрессивный характер.

Преемником Петиона был избран 30 марта 1818 г. его секретарь, комендант президентской гвардии, губернатор Порт-о-Пренса генерал Жан Пьер Буайе. Два года спустя, когда умер Кристоф, Буайе двинул свою армию на север и без боя объединил обе части страны, провоз­гласив столицей республики Порт-о-Пренс.
Буайе правил Гаити 26 лет, с 1818 по 1843 г. То было самое длительное президентство во всей истории страны. В 1822 г. Буайе по просьбе населения восточной части острова присоединил бывшую испанскую часть и в тече­ние 22 лет управлял всем островом.
Буайе досталось тяжелое наследие. Экономика страны была полностью дезорганизована. Производство сахара, составлявшее в 1791 г. 31,5 тыс. т, сократилось до 7,5 тыс. т. То же произошло с хлопком и какао. Буайе предпринял попытку возродить крупные плантации. Ведь и он сам, и его окружение принадлежали к среде крупных помещиков, на их плантациях применялся принудитель­ный труд под контролем солдат. Положение еще более осложнилось, когда Франция потребовала, чтобы бывшим землевладельцам-французам выплачивалась компенсация за конфискованные земли и имущество. Переговоры тя­нулись несколько лет, нереальные притязания Франции были отвергнуты. Тогда в 1825 г. французский флот подошел к Порт-о-Пренсу, Гаити был предъявлен ульти­матум. Буйае пришлось заключить соглашение, по кото­рому Франция обязалась признать независимость Гаити в обмен на уплату 150 млн. франков в качестве компен­сации «пострадавшим» французским плантаторам.
В тот период в стране впервые возникла оппозиция. Буайе критиковали за то, что он купил за деньги официаль­ное признание независимости, завоеванной гаитянским народом ценой немалой крови. Вскоре и сам президент пожалел об этом соглашении. Выплата компенсации была непосильным бременем для Гаити. К тому же соглашение 1825 г. предоставляло особые льготы французским коммер­сантам: для них в 2 раза снижались пошлины на экспор­тируемые и импортируемые товары. Чтобы сделать пер­вый взнос, Буайе пришлось взять у Франции заем в 30 млн. франков под очень высокий процент. Позднее он добился сокращения компенсации до 60 млн. франков.

Буайе правил железной рукой. Он содержал огром­ную армию (по одним данным, 28 тыс., по другим - 52 тыс.) и жестоко расправлялся со своими противниками. Получить высокий офицерский чин мог только приверже­нец президента, доказавший ему свою преданность. По одному подозрению в либеральных взглядах человека немедленно увольняли и сажали в тюрьму. Любое мало-мальски критическое выступление в печати приводило журналиста за решетку.
Буайе был изощренным интрига­ном и укреплял свою власть, натравливая одних гаитян на других. Он по-своему толковал известный принцип «разделяй и властвуй». «Подели человека надвое, - говорил он, - и одна половина не будет доверять другой».

#vuduland, Земля вуду

Previous post Next post
Up