О миссiонерствѣ

Feb 10, 2011 13:19

Въ послѣднее время намъ приходится часто общаться съ клириками и активистами господствующаго исповѣданїя (въ ходѣ религїовѣдческого изслѣдованїя, которое мы проводимъ). И вотъ съ какимъ феноменомъ столкнулись: настоящее удивленїе вызываетъ не то, что мы не въ М.П., а нашъ отказъ отъ совмѣстной молитвы передъ чаепитїемъ. Здѣсь проявляется типично языческое сознанїе: можешь служить какому угодно богу, только брось горсть фимїама и на общїй жертвенникъ.

Являясь религїозной организацїей, офицїально представляющей православїе въ нехристїянскомъ государствѣ, М.П. поставила своего Христа въ панѳеонъ «традицїонныхъ религїй». Статья 29 Конституцїи Р.Ф. гласитъ: «запрещается пропаганда…религїозного… превосходства»: это и есть принципъ римскаго панѳеона. Ни о какомъ миссїонерствѣ въ подлинномъ смыслѣ слова тутъ не можетъ быть и рѣчи. Именно поэтому миссїей вдругъ оказываются выступленїя передъ «крещёной» публикой на рокъ-концертахъ и т.п., а не прозелитизмъ, котораго М.П. такъ боится.

Наиболѣе показательны въ этомъ смыслѣ регїоны, гдѣ значительна доля какъ православного, такъ и мусульманского населенїя. «Жрецы» М.П., находясь въ устоявшихся отношенїяхъ съ другими «жрецами», никогда не станутъ претендовать здѣсь на чужую вотчину. Это не просто добрососѣдство, а своеобразный «практическїй экуменизмъ». Въ народѣ онъ нашёлъ отраженїе въ расхожемъ представленїи о томъ, что татаринъ долженъ быть мусульманиномъ, а русскїй - православнымъ.

Тутъ можно привести интересный примѣръ того, какъ иновѣрцы объединяются съ православными М.П. вокругъ общей святыни на праздникъ Кр̃щенїя Г ̃дня. Мусульмане и язычники (марїйцы, напримѣръ) не только приходятъ къ проруби вмѣстѣ съ остальными, но иногда и лично въ руки получаютъ великую агїасму по благословенїю священника. Иновѣрцамъ разъясняются и ея полезныя свойства, и правила прїёма натощакъ и благоговѣйного отношенїя въ цѣломъ - всё, кромѣ того, что эта вода с̃та ради нашей вѣры во Хр̃та. Происходитъ такое же пересѣченїе культовъ, какъ въ язычествѣ, когда поклоняющїеся одному божеству могутъ придти въ сосѣднее капище на праздникъ чужого.

Неофицїальная Церковь находится въ отношенїи миссїи въ совершенно иныхъ условїяхъ. Отсутствїе государственной поддержки предполагаетъ не только отсутствїе административныхъ ресурсовъ для осуществленїя проповѣди, но и цѣнное преимущество - свободу отъ игры по установленнымъ для религїозныхъ монополистовъ правиламъ. Такая Церковь можетъ открыто заявлять о своей единственности.

Малочисленность такой Церкви также является преимуществомъ ея, поскольку множество формальныхъ христїянъ создаётъ негативный образъ церковной организацїи, къ которой они принадлежатъ. Продавщицы мусульманскихъ лавокъ, гдѣ мы покупали одежду, удивлялись тому, что у православныхъ могутъ быть схожїя представленїя о благочестивомъ внѣшнемъ видѣ, поскольку онѣ не привыкли видѣть подобные примѣры въ окружающемъ ихъ «христїянскомъ» обществѣ.

Въ наше время, весьма далёкое отъ раннехристїянскаго перїода, идея успѣшнаго прозелитизма неофицїальной Церкви можетъ показаться утопичной. Однако, блѣстящїй ея примѣръ предоставляетъ гораздо болѣе близкая по времени исторїя старообрядчества. Бѣглопоповцамъ Поволжья къ началу XIX столѣтїя удалось обратить многихъ Коми-пермяковъ, Чувашей, и нѣкоторыхъ Татаръ, Башкиръ и Марїйцевъ. Особенно успѣшной была миссїя среди Мордвы, склонность которой къ «Расколу» открыто признавалась сѵнодскими органами. Вмѣстѣ съ казаками Мордвины участвовали даже въ поискахъ Бѣловодской їерархїи. Старообрядцы-Чуваши совершали службу на родномъ языкѣ. Д.и. н. Е. С. Данилко объясняетъ успѣхъ старообрядческой миссїи среди иновѣрцевъ тѣмъ, что офицїальное православїе связывалось у нихъ съ государственнымъ давленїемъ. Въ отличїе отъ сѵнодскихъ поповъ, они не взимали плату за таинства. Кромѣ того, старообрядческая проповѣдь была не формальной: они не боялись вести бесѣды о вѣрѣ, разъяснять неясныя мѣста С ̃щенного Писанїя. Намъ кажется, немаловажное значенїе имѣло и то, что старообрядцы, въ отличїе отъ массы новообрядцевъ, жили по своей вѣрѣ, и не могли не вызывать этимъ уваженїя.

Если господствующее въ настоящее время исповѣданїе почти отказалось отъ прозелитизма, то и въ Сѵнодальный перїодъ онъ, по своей казённости, былъ малоуспѣшенъ (принося плоды какъ разъ за предѣлами Россїйской державы). С ̃тое Хр̃во бл̃говѣстїе должна нести свободная Ц ̃рковь.

Романъ и Дарья

старообрядчество, М.П., миссiонерство, сvнодальщина, И.П.Ц.

Previous post Next post
Up