тайна патриаршего завещания

Jan 13, 2011 23:06



(фото  картины сделано в музее Антибольшевицкого сопротивления г. Подольск)

«...О Сергии… Почему я не с ним. Я отвечу. Честолюбие безмерное. Власть для него - все… он ее схватил, как волк, набежавший из леса! Ради нее он всех смял, всех предал, все преступил, всех несогласных отлучил… возомнил, что спасет Церковь. Он раб формы. В его церкви все будет - и пышные службы, и архиереи, и пастыри… Будет ложь, и не будет благодати. Христа не будет. А без Него - зачем храм?»..

(слова о. Петра Боголюбова из романа А. Нежного "Там, где престол сатаны") 
Приступала к чтению романа Александра Нежного «Там, где престол сатаны» с волнением, не отпускавшим до самой последней страницы. Да простит меня автор - но я, хлебнув псевдоправославной псевдолитературы (где cплошь больные исцеляются, блудницы каются, неверующие массово обретают веру и даже во время господства антихриста православные удаляют из-под кожи чип-печать с надеждой жениться и жить долго и счастливо…), до самых последних строк все боялась, что он солжет, хоть под конец, да испортит все софринским елеем (вазелиновым).
Не солгал.

Этот роман ни содержанием, ни окончанием своим не принесет читающему "комфортного" удовольствия, не станет проходным чтивом для любителя православия-light и непременных хэппи-эндов в стиле опусов, которыми завалены все церковные лавки. Напротив, он поднимает проклятые вопросы, которые грозят нарушить сон души… Этими вопросами мучаются его герои (а вместе с ними и читатель), но автор не дает никакого готового рецепта - ни для нас, ни для них. 
Так зачем же читать его?

В подзаголовке романа значится: «современный апокриф». Апокриф - тайное завещание патриарха Тихона, в котором до поры таится некое предупреждение о будущем церкви. Один из его хранителей, священник о.Петр Боголюбов после ареста, нечеловеческих пыток, ссылки, новых и новых допросов так и не выдает, где он спрятал завещание. Пройдут годы, его внук, неверующий доктор Сергей Павлович, захочет узнать правду о судьбе репрессированного деда. Ищущий обретет, но познание умножает скорбь, а есть и скорбь смертельная. 
Одни скажут: «Это как же так прикажете понимать, дорогой товарищ? Государство идет на сближение с православной церковью - раз. На высшем уровне праздновали тысячелетие крещения Руси - два. Митрополиты в Верховном Совете… когда это было? - три. Телевидение для деятелей религии - четыре. Возвращают храмы - пять… А вы, значит, хотите через всесоюзный экран внести в общество раздор и сумятицу мыслей. Смуту, одним словом. Не надо. Какое такое завещание?». Другие возразят: «Народ! Вы Пушкина забыли? Безмолствовал, безмолствует и будет безмолствовать. А страх Божий и совесть… Что возможно для Кудеяра, немыслимо для епископа. Они все на корню погибшие - какая у них совесть? Какой страх Божий? Завопит десяток-другой священников вроде Викентия - а он, бедный, уже свое отвопил - да кто ж их услышит? Бросьте вы эту затею…». Но странный, несовременно благородный Сергей Павлович не оставляет поиски, даже потеряв друга, о.Викентия, пившего помаленьку от горечи виденного за церковными кулисами и написавшего повесть, как это темное царство посещает сам Антихрист: «о его, как он отметил, пробном или проверосном визите в нынешнюю Москву… Там много всякой всячины, но главное, что ни священники, ни даже патриарх не признали в нём врага, и во всём нашли с ним общий язык. Они ему были рады». Автора вредной рукописи нашли в келье с ножом в груди… С каждым шагом все неотвратимее становится и участь Сергея Павловича…

Он так напомнил мне Шатова, этот мученик не за Христа, но за правду… 
А мученики за Христа, предстающие на других страницах романа, совсем не похожи на мучеников первых веков. Они просят у матерящихся палачей воды, дрожат от холода и боли незаживающих язв, падают под ударами и просто от усталости… И не происходит чуда… Но тем большее чудо - их торжество над мучителями, над иудами, над самим сатаной, который думает, будто одолел Церковь.
Тайна завещания на самом деле... проста. Не в пышных службах, не в золоте куполов, не в стенах и не в бревнах Церковь. Не завещание сокрыто, а сама Церковь - в сломанных ребрах о.Петра и сонма новомучеников, не принявших декларацию м. Сергия. Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Вы убили наших святых, вы уничтожили нашу иерархию. Но вы не убили нашу Церковь. Она жива, она не ваша, пусть вы и украли ее имя.

Так зачем же читать эту горестную книгу?
«Никогда не поверю, что правда никому не нужна. И что они смогут по прежнему… словно ничего не случилось…»

рецензiи, сергiянство

Previous post Next post
Up