Весь смысл инновационной финансовой системы заключается в том, чтобы снабжать необходимыми инвестиционными ресурсами весь общественный организм то есть - каждого отдельного человека по факту рождения. Чтобы посредством инвестиционных денег люди смогли осваивать землю и другие природные ресурсы своей страны, которые являются основой нашей жизни и деятельности, согласно ст. 9 конституции РФ.
Человеческое сообщество XXI века стремительно переходит в постиндустриальную эпоху. Главной экономической особенностью этой эпохи является независимость автоматизированных производственных процессов от производительности человеческого труда, а также - рост объемов производства продукции при одновременном сокращении количества работников. Вполне логично, что в таких условиях должны поменяться и приоритеты развития государственной системы. То есть главный смысл постиндустриальной системы - это не технический, а социальный прогресс на базе материального благополучия.
Соответственно, второй глобальной задачей финансово-экономической системы является обеспечение всего народонаселения базовым уровнем благополучной жизни вне зависимости от занятости его отдельных членов в сфере производства материальных благ. Как мы в дальнейшем убедимся, необходимость решения этой задачи логически вытекает из первого условия, то есть - из обеспечения каждого члена общества инвестиционными денежными средствами.
Если выразится совсем кратко, то главной целью постиндустриальной эпохи является
социальный прогресс на основе финансовой демократии.
Мы исходим от того, что в современном мире деньги есть не конечный товар, а
информационный ресурс. Поэтому банки, являющиеся средствами передачи информации, должны торговать не самой информацией, а услугами по предоставлению информации. Наподобие того, как телекоммуникационная система связи торгует услугами по передаче информации, но не самой информацией, которая ей не принадлежит. Соответственно, относиться к банкам следует, как к единой коммуникационной системе.
С этой позиции сформулируем общее определение денег: деньги, это единицы измерения ценности реальных благ цивилизации, подлежащих взаимному обмену. Другими словам, деньги являются информационно-счетным средством для унификации сравнительных величин торговли.
Для инвестиционных денег можно дать более образное определение: деньги - это выраженная в цифровом виде информация о необходимости реализации созидательной идеи человека.
Поэтому деньги не имеют самостоятельной ценности и не могут являться предметом торговли так же, как и другие единицы измерения, например километры или метры, которыми нельзя торговать, а можно торговать только реальными ценностями, которые они измеряют: земельными участками, материалами и т.п.
Соответственно, любые банковские учреждения, являющиеся эмитентами (производителями) денег путем прямой денежной эмиссии (центробанки) или кредитной эмиссии (обычные коммерческие банки), вправе ими торговать и получать за это прибыльтолько в случае 100% обеспечения денежных единиц какими-либо реальными ценностями с собственной стороны.
Необходимые для эффективной работы СЭФ принципы действия банковской системы мы перечислим в дальнейшем. Сейчас укажем главный принцип - направление движения финансовых потоков снизу - вверх. То есть банковская система будет переориентирована на нужды конечного потребителя - это есть основное условие демократизации финансовой отрасли. Кроме того, огромным преимуществом СЭФ является возможность ее внедрения параллельно с действующей системой, которая будет отмирать постепенно по мере ослабления спроса.
Создается нижняя сеть Инвестиционных Социальных Банков (ИСБ), в которых всем гражданам, по факту рождения, открываются отдельно - инвестиционные и отдельно - потребительские расчетные счета, которыми граждане управляют посредством «личного кабинета» с удаленным доступом, а также с помощью социальных электронных карт. По сути эти банки являются электронными, так как все операции осуществляются только в безналичном порядке по банковским счетам, наличные деньги выдаваться не будут. Именно на этих именных счетах населения происходит первичное эмитирование (создание) денежных потоков. Далее они направляются в соответствующие коммерческие или бюджетные банки исключительно только на цели инвестирования или потребления. При этом переводить деньги с инвестиционных счетов на потребительские (и наоборот), а также обналичивать - будет невозможно, за счет автоматического запретительного принципа действия системы.
Чтобы описываемый проект не показался утопическим, необходимо обратить внимание на следующие факты. Во многих западных странах полным ходом идет разработка законов о безусловном основном доходе на каждого гражданина. Очевидно, что с экономической точки зрения, безусловный доход является вынужденной мерой для повышения уровня покупательской способности населения в условиях кризисного
внутреннего дисбаланса действующей финансово-экономической системы. Не даром инициаторами этих законопроектов являются представители торговли.
В Советском союзе существовал широкий спектр «бесплатных» социальных гарантий, таких как жилье (включая его ремонт и обслуживание), образование, медицинское обслуживание и т. п. В современной России также сохранились некоторые «бесплатные» социальные гарантии, но в отличие от СЭФ, они имеют в своей основе огромную коррупционную составляющую и лишают граждан реального выбора, что негативно влияет на качество. Также в действующей системе социального обеспечения присутствует не осознаваемая многими людьми дискриминация прав граждан. Например, если уровень и качество «бесплатных» услуг какую-либо часть граждан категорически не устраивает, то они вынуждены обращаться в платные организации, фактически теряя при этом, свою долю социальных гарантий. Понятно, что в случае получения соответствующих услуг в виде денежного эквивалента, граждане одновременно получают широкую возможность для выбора, доплачивая за необходимые им уровень и качество из собственных заработков, не лишаясь при этом гарантированного государством социального обеспечения. При существующих возможностях современных электронных технологий, нет никаких проблем, чтобы сделать соответствующие социальные счета населения узконаправленными, автоматически предотвратив возможность их не целевого использования.
Несомненно, закон о безусловном базовом доходе является огромным шагом вперед для социально-экономического прогресса. Тем не менее, эта мера является половинчатой, так как она не создает необходимых условий (механизма) для сбалансированности процессов роста объемов производства и роста покупательской способности. Как мы увидим из дальнейшего описания, такой механизм возможно создать только при комплексном подходе, с одновременным применением эмиссионного способа создания инвестиционных финансовых потоков, распределяемых снизу - вверх. Кстати эмиссионный способ создания инвестиций действовал при Советском союзе, только он распределялся сверху - вниз. Промстройбанки регулярно получали сверху эмиссионные финансовые ресурсы для кредитования реального сектора экономики, причем кредиты зачастую не возвращались, а просто - списывались. Поэтому по сути (с большой долей приближения) - это была система безвозмездного эмиссионного финансирования.
Некоторые экономисты считают, что сейчас развивать российскую экономику проблематично из-за низкой производительности труда. Продавцы предпочитают закупать продукцию по более низким ценам за рубежом, например - в Китае. Этот аргумент представляется более, чем странным. Это то же самое, что заявлять человеку: «Вы больны. Как вас лечить, я не знаю. Так что - ложитесь и помирайте». Рост производительности труда имеет смысл только до определенного момента, когда труд заменяется на автоматы. При высоком уровне механизации труда выработка от рабочих практически не зависит. В современном мире производительность труда заменяется производительностью технологического оборудования, квалификацией обслуживающего персонала и рационализацией производственных процессов.
Особенностью безкредитного эмиссионного финансирования инвестиций является создание конкурентных преимуществ в ценовом сегменте, а также постоянное повышение качества продукции. Это только очень бедные люди покупают колбасу из сои и мороженое из технического пальмового масла. Сам факт синхронного роста товарного предложения и покупательской способности населения вызовет повышение требований к качеству продукции, предлагаемой на рынке. Заработанную на продаже сырьевых ресурсов валюту, надо тратить на закупку новых технологий и получение соответствующих знаний, а не складывать ее в государственный чулок на случай, как-бы чего не вышло. Это «как-бы чего» как раз и выходит, когда деньги не вкладываются в экономику страны и не обеспечивается рост благосостояния населения. Принцип «накопил - купил» в современной макроэкономике не работает и обрекает его приверженцев на вечную отсталость, так как пока одни копят, другие покупают и производят на деньги, сделанные на компьютере, обеспечивая эмиссионные средства товарным содержанием в процессе оборота.
Китай, из отсталой страны превратился в экономического супер-гиганта благодаря масштабному эмиссионному кредитованию инвестиций на своем внутреннем рынке, в размере 30-40% от ВВП в год, а также закупке современных технологий на мировом рынке, что позволило развивать экономику со скоростью 10-15% в год.
Итак, ИСБ наделяются правом прямой денежной эмиссии с условием обеспечения автоматического электронного контроля за целевым использованием эмиссионных средств, и под государственным контролем. Для получения прибыли от своей деятельности, ИСБ будут иметь право взимать проценты от денежных операций и, естественно будут заинтересованы в увеличении объема денежного оборота, но предоставлять эмиссионные деньги в долг они не смогут, так как хозяевами счетов и, соответственно - денег, будут граждане.
Эмиссионная денежная система должна иметь несколько ограничительных факторов своего развития. Первым ограничением денежной массы будут физические, технологические и информационные возможности в заданный период времени, такие как мощности добывающей и перерабатывающей промышленности, природные и энергетические ресурсы, численность рабочей силы, уровень знаний и навыков у людей.
Гарантированный спрос на продукцию будет являться вторым ограничительным фактором денежной массы.
Третье ограничение - экологические требования и нормативы. Принципиально значимым вопросом станет защита окружающей среды от загрязнения и расточительного использования природных ресурсов. Контролировать эти процессы необходимо также финансовыми средствами, путем взимания плат с производителей на восстановление ресурсов живой природы и предъявлением экологических требований. Так как экологически-грязным предприятиям придется отчислять значительную часть средств на восстановление экологии, это существенно понизит конкурентную способность их продукции, и им волей-неволей придется позаботиться о применении более экологичных технологий.
Есть и четвертое ограничение - самое важное: задача воспитания у людей само-ограничительных качеств в плане потребления. То есть необходимо будет переориентировать жизненные приоритеты от стремления накопления и потребления материальных благ на стремление культурного, нравственного развития и - на самореализацию (созидание). Эта задача кажется маловыполнимой только при действующей системе ценностей, которая посредством финансовой ограничительной системы дезориентирует поведение людей.
Но, к счастью, сама человеческая природа устроена таким образом, что без соответствующего культурного и духовного уровня развития, люди не в состоянии в полной мере раскрыть свой творческий созидательный потенциал. А именно этого потребуют от них вновь возникшие финансово-экономические возможности.
Появление у населения инвестиционных возможностей приведет к необходимости создания соответствующих (синхронных росту производства) потребительских возможностей. Понятно, что одним только увеличением общего фонда оплаты труда эту задачу не решить. Технический прогресс неуклонно ведет к все большему уровню автоматизации производственных процессов. То есть - к росту объемов производства при одновременном сокращении числа рабочих мест. Здесь может быть только одно логичное и рациональное решение. Все население, по факту рождения должно быть обеспечено социальными потребительскими банковскими счетами, средства на которых создаются, опять же, эмиссионными банковскими механизмами. Эти средства обеспечивают начальный (базовый) уровень жизни в соответствии с конституционным правом человека на достойную жизнь и в соответствии с уровнем развития экономики в данный период. Рост базового уровня жизни должен на прямую зависеть от скорости развития технического прогресса.
Тут может возникнуть вопрос: почему механизмы будут эмиссионные, а не фискальные, как сейчас - в виде налоговой нагрузки на бизнес и на граждан? Действующая фискальная система перераспределения финансовых ресурсов, в большинстве случаев, ложится на конечных потребителей продукции - на население. То есть, фактически, чтобы дать гражданам некие социальные гарантии, система сначала отбирает у граждан их доходы - это устаревший и в корне не верный подход. Кроме того, эта система сама плодит огромную коррупционную составляющую, в том числе и на банковском уровне. Волей-неволей создается впечатление, что она и является такой запутанной, громоздкой и неуклюжей, чтобы "ловить рыбку в мутной воде".
Необходимо таким образом настроить работу финансово-экономической системы, чтобы посредством роста инвестиционных возможностей, синхронно росли: во первых - объемы производства, и во вторых - общий уровень доходов населения. Понятно, что на первом этапе денежные суммы на социальных потребительских счетах населения будут небольшими, но здесь главное - перспектива развития. В действующей на западе финансово-экономической системе искусственный кризис перепроизводства продукции (вызванный недостаточным номинальным спросом) приводит к необходимости уничтожать продукты, это при том, что многие люди готовы их потребить, но сама система настроена не синхронно и не предусматривает денежных средств для решения этой проблемы. В приведенном далее расчете мы наглядно покажем, как можно в принципе не допускать подобной ситуации.
По мере развития СЭФ, количество денег на социальных счетах будет вполне достаточным, чтобы отменить государственную пенсионную систему (останутся только частные пенсионные фонды), а также различные социальные пособия безработным, бездомным, многодетным и т.п. Отпадет надобность в огромном аппарае чиновников, занимающихся распределением и контролем над распределением пенсий и пособий.
Сформулируем главное правило сбалансированного финансово-экономического развития: рост инвестиционной денежной массы должен обеспечиваться соответствующим ростом производства товаров и услуг, а также синхронным ростом платежеспособного спроса населения при условии фиксации цен на данный период времени.
Это правило логически вытекает из уравнения обмена И.Фишера (для случая создания нового производства): (Mi+Mp)V=PT, где Mi - инвестиционная денежная масса, Mp - потребительская денежная масса, V - скорость денежного оборота (число оборотов за определенный период), P - средний уровень цен, T - совокупный объем товарной массы.
Первым импульсом для запуска производственного проекта является выявление уровня платежеспособного спроса. Не зря маркетологи сначала проводят различные исследования и опросы, чтобы выяснить количество людей готовых купить такой-то товар по такой-то цене. Понятно, что потребительская денежная масса соответствует уровню доходов потребителей производимой продукции на данный период.
Вторым импульсом является возможность получить инвестиционные деньги. Чем обеспечена инвестиционная денежная масса? Потенциальными производственными мощностями, потенциальной возможностью добыть природные ресурсы, потенциальными энергоресурсами, потенциальной рабочей силой, ну и конечно, еще не реализованным человеческим созидательным потенциалом. То есть - всем тем, чего еще нет, но может быть создано, и всем тем, что уже есть, но еще не задействовано по причине отсутствия неких цифр на неком компьютере. Кстати напомним, что при действующей кредитной системе финансирования инвестиций, весь этот потенциал фактически принадлежит банкирам.
Допустим, мы нашли способ зафиксировать цены на определенный период.
Необходим такой слаженный механизм финансово-экономического взаимодействия, чтобы рост денежной массы не приводил:
к искусственному перепроизводству продукции, когда инвестиционная денежная масса растет слишком быстро по сравнению с потребительской - возникает кризис платежеспособного спроса;
к реальному перепроизводству продукции - есть инвестиции и покупательская способность, отсутствует потребность в продукции;
к искусственному дефициту продукции - номинальный спрос есть, но производство не расширяется по причине недостаточных инвестиций;
к реальному дефициту продукции - номинальный спрос и инвестиции на рынке присутствуют, но недостает необходимых материалов и/или технологий и/или энергоресурсов, и/или рабочей силы, и/или необходимых знаний и навыков у людей.
Для того, чтобы решить задачу, необходимо сначала определить ее условия.
И.Мальков в своей работе "
Новая экономика" приводит несколько необходимых условий для организации эффективной работы системы эмиссионного финансирования инвестиций:
когда есть вещественные и информационные факторы производства - работники, природные ресурсы, энергия, резервы производственных мощностей или возможность создать новые производственные мощности, а также необходимые технологии и знания у людей;
когда производится добавочная товарная масса, компенсирующая в ценовом выражении прирост денежной массы;
скорость физических процессов, то есть - производительность труда и технологического оборудования, причем с ростом количества и производительности технологического оборудования, даже при сокращении численности рабочей силы, скорость и объемы производства возрастают;
когда производство и потребление увеличиваются синхронно;
наличие эффективной антиинфляционной политики (контроль над ценами);
необходим механизм, контролирующий целевое использование инвестиционных средств, исключающий перевод производственных денег в сферу потребления;
Необходимо наличие определенного избытка потребительских товаров или производственных мощностей для производства тех видов товаров, которые будут востребованы работниками, так как определенная часть инвестиционных денег уходит на выплату зарплаты работникам (примерно 30%), то есть эти деньги поступают в сферу потребления;
личная заинтересованность представителей производственного сектора в расширении производства, что подразумевает коммерческую основу деятельности и грамотную государственную антимонопольную политику.
Теперь мы рассмотрим, как цифровые технологии XXI века помогут нам решить поставленную задачу и выполнить все необходимые условия.
Для организации грамотной и плодотворной работы СЭФ необходимо разработать электронный информационный портал КИПСС - Кибернетическая Инвестиционно-Потребительская Социальная Сеть. К КИПСС смогут свободно подключаться все действующие или вновь созданные социальные сети. На портале можно будет проводить опросы для выявления потребительского спроса, регистрировать и размещать информацию о инвестиционных проектах и стадии их реализации, размещать ссылки на интернет-магазины продукции, производимой предприятиями (которые ранее были зарегистрированы в качестве инвестиционных проектов). Если инвест-проекты еще не перешли на стадию реализации, то их владельцы могут быть зарегистрированы как физические лица, но как только инвест-проекты переходят на стадию реализации, их владельцы обязаны перерегистрироваться в качестве юридических лиц (включая частных предпринимателей).
Для большей наглядности, рассмотрим принцип действия СЭФ на примере. Допустим, некая фирма (или частное лицо) провела через КИПСС предварительный опрос, выявила примерный объем потребностей и разместила на портале инвестиционный проект по производству продукции массового спроса. В проекте указаны потребительские характеристики продукции, предварительная цена, объемы необходимых инвестиций, объемы реализации продукции для окупаемости проекта, а также предварительный срок реализации проекта и срок его окупаемости. Пользователям предлагается:
зарегистрироваться на проекте в качестве инвесторов, которым (при реализации проекта) гарантируется скидка от стоимости продукции 15-20% на определенный объем продукции и на определенный период времени (как вариант);
зарегистрироваться на проекте в качестве потребителей продукции по фиксированной цене (также на определенный объем продукции и на определенный период);
заинтересованным в реализации проекта пользователям, предлагается распространить через своих пользователей в интернете информацию о инвестиционном проекте с целью ускорения сроков его реализации.
Понятно, что инвесторам выгодно также подписаться в качестве потребителей и наоборот. Как только проект набирает необходимый для окупаемости объем предварительных продаж, он переходит на стадию реализации.
В инвестиционных социальных банках должны применяться финансовые рычаги, которые обеспечат стимулирование развития инвестиционных проектов и предотвратят накопление денег на инвестиционных счетах граждан - деньги должны работать. С этой целью в конце каждого дня взимается налог на остаток денег, составляющий в общей сложности примерно 12% годовых. Для избегания налогообложения каждый субъект будет заинтересован избавляться от денег, переводя их на счета владельцев инвестиционных проектов или (например) на счета общественных инвестиционных фондов (трастовых компаний), которыми распоряжаются органы местного самоуправления по территориальному признаку.
Может так случиться, что инвестиционных проектов будет не достаточно, тогда гражданам придется скооперироваться и организовать собственные инвестиционные проекты, иначе их частные инвестиции будут таять, перетекая (например) в общественные.
Контроль за целевым использованием денег с инвестиционных счетов осуществляется автоматически. Например, перевести деньги со своего счета можно будет только через КИПСС (или другой аналогичный портал) на расчетные счета владельцев зарегистрированных инвестиционных проектов, перешедших на стадию реализации, остальные операции находятся под запретом. Почему гражданам - инвесторам предлагается выплачивать вознаграждение в виде скидок на продукцию, а не непосредственно деньгами? Это представляется наиболее рациональным, чтобы люди занимались инвестированием проектов по производству продукции нужной им самим - для личного потребления.
Для обеспечения роста товарной массы, необходим опережающий прирост общей денежной массы. То есть - если мы планируем увеличить в следующем году рост товарной массы на 10%, то уже в этом году необходимо обеспечить этот прирост соответствующим увеличением денежной массы, причем как инвестиционной (Mi), так и потребительской (Mp). Денежный спрос должен стоять впереди товарного предложения. Здесь возникает естественное возражение. Если денежный спрос мы создадим в этом году, а соответствующая товарная масса появится только в следующем, то потребители потратят эти деньги на уже существующие товары, вызвав таким образом рост цен (инфляцию). Поэтому мы должны предусмотреть возможность отложенного спроса. Так же, как инвестиционные, потребительские счета тоже должны автоматически контролироваться для целевого использования. Например, перевести с них деньги на счета поставщиков продукции возможно только через портал КИПСС (или другой аналогичный портал). Но, в отличие от инвестиционных счетов, остатки денег на потребительских счетах не будут подвергаться налогообложению и граждане смогут их накапливать.
Когда инвестиционный проект переходит на стадию реализации, со всеми пользователями, предварительно подписавшимися на покупку продукции, заключаются договора купли-продажи или поставки, возможно - на основе оферты. На основании этих договоров, банки будут иметь право переводить деньги с социальных потребительских счетов, или с зарплатных счетов покупателей на счета продавцов. И если покупатель самостоятельно не произвел оплату за товар, то за него это сделает банк по требованию продавца (получив свою комиссию). Продукты могут поставляться любым способом (в зависимости от их характера) - через розничную сеть, непосредственно со склада, с доставкой на дом, но оплачивать их можно только через интернет-магазин, на который есть ссылка в КИПСС. Покупателю для удобства получения товара (например, через розничную сеть) предоставляется скидочная карта со скидкой 100%, Инвестору - со скидкой 15-20%. В том случае, когда покупатель является одновременно инвестором, оплату в интернет-магазине он производит за вычетом инвестиционной скидки, то есть он получает возможность приобретать больший объем продукции со скидками. Если продукция не соответствует потребительским характеристикам или цене, указанным в договоре купли-продажи, покупатель имеет право расторгнуть договор и не производить оплату. Если товар дорогостоящий, покупателю может быть предложена рассрочка платежа.
С дорогостоящей продукцией все понятно, получив деньги от покупателя, продавец доставляет продукцию со склада прямо на дом, покупатель оплачивает только доставку. Продукцию длительного хранения (бытовая химия, средства гигиены и т.п.) можно также получать со склада небольшими партиями, хотя это не очень удобно. А как быть со скоропортящимися продуктами питания? Понятно, поставляться они должны через розничную торговую сеть.
Если каждому производителю на каждый отдельный вид продукции делать отдельную скидочную карту, то покупателям и продавцам магазинов это будет создавать трудности при расчетах. Представьте себе, что покупатель на кассе магазина достает 10 скидочных карт и требует произвести расчет. К тому же, такой продукции может и не быть в магазине около его дома. Здесь требуется другой подход. На соответствующие виды товаров в договорах с производителями указывается способ поставки - через розничную торговую сеть. Вся такая продукция дополнительно помечается единым логотипом, например - КИПСС, и соответствующим штрих-кодом. Банки, в соответствии с договорами, ежемесячно перечисляют определенные денежные суммы с социальных или зарплатных счетов покупателей на счета производителей. Покупателям предоставляются скидочные карты также с единым логотипом - КИПСС. Придя в магазин, покупатель набирает любой вид продуктов с логотипом КИПСС и при оплате пользуется этой единой скидочной картой. При этом производители гарантированно получают оплату за свою продукцию и им все равно, что конкретно покупатель приобрел в магазине. Магазин берет с покупателей свою торговую наценку за продукцию. Покупатели при отсутствии в данный момент продукции своего производителя, могут взять другой аналогичный товар с логотипом КИПСС. При этом предприятия, поставляющие продукцию через розничную сеть, обязаны будут в своих интернет-магазинах размещать информацию о поставках с указанием адресов магазинов, объемах и времени поставки продукции.
Мы видим, что в процессе организации СЭФ возникает много различных технических моментов, требующих своего решения. При переходе человечества на электрическое освещение также возникали различные организационные трудности и все они были успешно преодолены. Здесь главное - это перспектива развития. Если действующая система исчерпала перспективу своего развития и превратилась в тормоз, необходимо переходить на новую, более совершенную систему и решать все возникающие при этом задачи, попятного пути не существует.
Итак, при переходе инвестиционного проекта на стадию реализации предприятию в коммерческом банке открываются два расчетных счета: один - производственный, второй - потребительский (для начисления зарплат и премий). Все средства сначала поступают на производственный счет, банк автоматически перечисляет определенную часть денег на потребительский счет, в соответствии с инвестиционным проектом и заключенным между банком и предпринимателем договором. Денежные средства на расчетных счетах производителей продукции также должны автоматически защищаться от нецелевого использования. Для этого можно использовать различные современные технологии. Например, с помощью электронной Оптовой Промышленно-Сырьевой Биржи (ОПСБ). Деньги с производственных счетов можно будет перечислять только через ОПСБ (или другой аналогичный электронный портал). Поставщики продукции производственного назначения и сырья, зная о таких ограничениях, сами будут размещать свои предложения на ОПСБ. Соответственно, на такой бирже нельзя будет размещать предложения на продукцию конечного потребительского пользования, за исключением продукции двойного назначения (мука, сахар, мясо и т.п.). Контракты на поставку продукции двойного назначения можно будет заключать только на оптовые партии и минимум на 1 год. То есть смысл в том, чтобы такие объемы продукции стало невыгодно закупать для личного потребления. Это также рационально для фиксации цен на производственные товары. Кроме того, можно предусмотреть и другие методы защиты. Допустим, банк может предложить выплачивать вознаграждение лицам, уличившим предприятие в нецелевом использовании средств. Счета таких горе-производителей должны блокироваться до выяснения судебных разбирательств.
Продолжение см.
далее