Осмелюсь утверждать, что перед нами одно из самых ранних изображений князей Бориса и Глеба - первых православных русских святых.
Во-первых, на картинке приведён изразец "Два воина" Михайловского Златоверхого собора, что во Киеве. Собор был возведён в 1108 году в честь победы над половцами. Той самой разгромной победы 1103 года в битве на Сутени, где был убит Урусоба.
Летопись ПВЛ однозначно говорит, что победе явно способствовали высшие силы: "Великий Бог вложил ужас великий в половцев, и страх напал на них и трепет перед лицом русских воинов, и оцепенели сами, и у коней их не было быстроты в ногах. Наши же с весельем на конях и пешие пошли к ним. Половцы же, увидев, как устремились на них русские, не дойдя, побежали перед русскими полками. Наши же погнались, рубя их".
Пешие ударили на конных! На прирождённых воинов-наедников!! И погнались за ними, даже не решившимися вступить в сражение!!!
Очевидно, перед нами явление того же порядка, что и смерчи, огненные шары, дожди из стрел, практикуемые тюркскими шаманами и иными ведающими. И явление это слишком часто и настойчиво описывается источниками, чтобы отнестись к нему с полным недоверием.
Итак, скорее всего в небе над русским воинством появились небесные заступники-покровители, закономерно напугавшие половцев. Не берусь судить, кто это был на самом деле, но вероятнее всего, что опознаны они были как князья Борис и Глеб. Видимо, это был первый подобный случай со святыми братьями, но далеко не последний: к примеру "Житие Александра Невского" повествует об их помощи и в Невской битве и при Ледовом Побоище.
Культ князей усиленно насаждался, с момента их канонизации (1021 год) не прошло ещё и ста лет (да и сама канонизация была актом скорее политическим, нежели религиозным). Это подчёркивается и нимбами, и благословляющим двуперстием одного из них на изразце. На обоих плащи-корзна, которые полагалось носить только воинам самого высокого ранга - это именно князья. Один с усами, другой ещё безусый - подчёркивается старшинство, ставшее обязательным в их иконописном каноне.
В конце концов, если это не братья Борис и Глеб, то кто?! Уверен, что перед нами именно они.
Как и положено славянам, с короткими стрижками, усами, бритыми бородами. А ведь не исключено, что в строительстве Михайловского Златоверхого собора принимали участие люди, видевшие князей ещё при жизни!
Тогда интересная деталь - волосы у обоих князей зачёсаны на идеальный прямой пробор. И это - не византийская традиция! Русская, причём сохранявшаяся веками: точно известно, что законодатель стиля мьсе Капуль ввёл моду на неё не самостоятельно, а подглядев на старинном русском изображении.
http://www.trworkshop.net/forum/viewtopic.php?f=118&t=48452 И другая интересная деталь. Убитый Глебом - ни кто иной, как половец, и скорее всего, самый главный. И всвязи с вышеизложенным не будет слишком большой дерзостью предположить, что перед нами - сам Урусоба!
Половец вполне европеоидного вида, разве что, лицо покруглее, чуть большее выдающиеся скулы. У него цельнокованный шелом с наушами и бармицей, в правой руке - клевец. Для русского воя топор не весьма почётное оружие, а вот у латных степняков - самое излюбленное.
И Урусоба подчёркнуто бородат. В отличие от усатого, но безбородого Бориса и юного Глеба.
Ещё замечу и такую деталь, что русские князья, как и положено настоящим витязям, не нападают вдвоём на одного. Остриё борисова копья недвусмысленно направлено вверх и назад. Он лишь благословляет брата на бой. Он и вооружён чуть похуже - нет наручей, не так тщательно проработана фестонка по подолу. Обратите внимание - у обоих русских князей половецкие сапоги для верховой езды - с закреплённым на поясе высоким передом (вроде как на этой реконструкции
http://hetman3333.blox.pl/resource/cuman.jpg).
Кроме того, и святые князья, и половецкий хан одного размера, что с иконописной традицией идёт вразрез. Но зато подчёркивает уважение к достойному, хотя и поверженному противнику. В ПВЛ, кстати, мудрый и осторожный Урусоба тоже вызывает скорее симпатию, чем неприязнь.
http://www.kodges.ru/library/view/27162/page/30.htm