Некоторое время назад была на кладбище - хоронили мужа маминой лучшей подруги. Сама подруга слегла в больницу с инсультом и на похоронах не присутствовала. И теперь я жалею, что в тот момент не попросила разрешения у близких покойного поснимать на фотоаппарат. Чтобы те, кто не смог придти на кладбище (а это не только вдова, но и другие родственники, как правило, люди уже в возрасте) смогли потом, «задним числом» и заочно поприсутствовать на траурной церемонии. Побоялась я, что неправильно поймут, обидятся на сам вопрос, да и нет теперь такого обычая, как снимать похороны. Как и нет уже самого понятия «посмертная фотография».
А ведь во многих семьях до сих пор хранятся снимки середины прошлого века и ранее с подобными траурными сюжетами. В моей семье тоже.
* последнее фото прабабушки Матрены (из семейного архива)
Чаще всего эти снимки лежат отдельными стопочками, их редко кому показывают, о них почти никогда не вспоминают. А ведь раньше это было вполне нормальной традицией - делать снимки во время последнего прощания, хранить их в семейных альбомах. И традиция эта берет свое начало, как ни странно, в православной иконографии.
Положение во гроб. Сюжет подобных икон с появлением фотографии был органично перенесен на снимки. На похоронных кадрах сама расстановка участников траурной церемонии повторяет известную библейскую сцену - как правило, в центре кадра гроб, вокруг которого стоят родные. Их взгляды направлены на усопшего, обозначая причину и повод снимка, показывая, кто здесь является главным персонажем, ради кого все собрались.
* последние фото бабушки Александры (из семейного архива)
Впрочем, у появления посмертных фотографий есть и еще одна, более глубинная причина. Человек всегда стремился запечатлеть в памяти самые значимые, самые важные моменты своей жизни, т.сказать, поворотные этапы своего пути. Такими событиями, как правило, являются дни рождений, поступление в школу, выпускной бал, свадьба, рождение детей. Т.е. те моменты, которые меняют не просто судьбу, но и статус человека: был ребенком - стал взрослым, был холостяком - стал семейным человеком. Смерть в этой цепи является не менее, а с точки зрения православия, и более важным звеном. И люди стремились сохранить для себя память о родном человеке, о своих чувствах в этот трагический момент.
* похороны дальнего родственника (из семейного архива)
К тому же, у посмертных фотографий была и сугубо практическая сторона. По тем или иным причинам не все имели возможность присутствовать на похоронах. Получить снимок этого события значило приобщиться к памятному моменту, поучаствовать в нем, разделить печаль с близкими.
* похороны дедушки Федора (из семейного архива)
И как бы сейчас ни казались нам эти фотографии пережитком прошлого, неким лишенным сокральности явлением, на самом деле, на мой взгляд, они исполнены большей духовности, чем многие сегодняшние снимки радостных моментов жизни.
И уж куда более человечны и трогательны русские фотографии, чем снимки аналогичной тематики, практиковавшиеся в иные времена в странах Западной Европы. Вот эти фотографии могут вызвать настоящий шок и отвращение у самых прожженных и закоснелых циников!
В отличие от наших традиций посмертной фотографии, где усопший хоть и находился среди живых, но его статус определен и недвусмыслен, западные фотоснимки очень часто изображали мертвого человека как… живого среди живых. Покойника обряжали в самый лучший цивильный костюм, ему придавали позу живого человека, его размещали наравне с живыми людьми.
**
Самое сильное отторжение, как правило, вызывают снимки умерших детей. Часто их фотографировали рядом с живыми братьями и сестрами, родителями. И для придания снимку наибольшей достоверности фотографы ретушью «открывали» глаза покойникам, отчего все выглядит еще более отталкивающе…
Сегодня в нашей стране практика посмертных фото постепенно отошла в прошлое. Причем, в городах раньше, чем в сельской местности - там до сих пор, бывает, местные фотографы-самоучки снимают эти моменты для памяти. А вот на Западе, похоже, традиция делать подобные снимки все еще сохраняется. Например, в недавно нашумевшем бестселлере Януша Вишневского «Одиночество в сети» на первых же страницах появляется персонаж, который держит в руках целый фотоальбом с похорон сына.
Признаться, мне немного жаль, что у нас этот траурный обычай забыт. Конечно, родным усопшего неприятно и тяжело смотреть на такие снимки. Но для потомков, думаю, это важно. Эти снимки показывают отношение родных к своим корням, к своим предкам. Само то, что снимки хранятся в семье, говорит о том, что память о человеке продолжается сквозь поколения.
К тому же, например, если бы не старый выгоревший снимок с деревенских похорон, я бы никогда не узнала, что мой дедушка был женат дважды. Оказалось, что его первая жена умерла в родах. И этот крошечный и настолько смазанный, что его невозможно даже перефотографировать, ее снимок в гробу - единственный, дошедший до наших дней.
Женившись на моей бабушке, тему первого брака дед никогда не поднимал. Да и остальные родственники тоже. И я очень жалею, что родные, щадя меня, эту траурную фотографию прятали в самых дальних и укромных уголочках. И я теперь никогда не узнаю, кем и откуда была эта молодая женщина, как жила, как вошла в жизнь дедушки. И я чувствую себя перед ней в неоплатном долгу, ведь, по большому счету получается, что, умерев, она подарила жизнь мне…
p.s. Этот пост я написала ровно год назад, но все это время не решалась выложить из-за какого-то суеверия, наверное. И вот на днях волею судьбы снова оказалась на том же кладбище - теперь уже хоронили саму мамину подругу (вдова того человека, о котором упомянула в самом начале рассказа, так и не смогла оправиться после инсульта). И снова были слезы. И снова было море цветов. И снова я не решилась сделать ни единого снимка…
** Западноевропейские фото взяты здесь:
http://fshoke.com/2013/08/12/shokiruyushhaya-tradiciya-viktorianskoj-epoxi-posmertnye-foto/http://trinixy.ru/20144-zhest_poslesmertnye_shtuk_26_shtuk.html