Последняя фотография

Dec 01, 2014 16:25

  Некоторое время назад была на кладбище - хоронили мужа маминой лучшей подруги. Сама подруга слегла в больницу с инсультом и на похоронах не присутствовала. И теперь я жалею, что в тот момент не попросила разрешения у близких покойного поснимать на фотоаппарат. Чтобы те, кто не смог придти на кладбище (а это не только вдова, но и другие ( Read more... )

Личные вещи

Leave a comment

Comments 34

fantasy_155 December 1 2014, 13:43:43 UTC
Раньше действительно принято было фотографировать похороны. Сейчас не видела, чтобы кто-то фотографировал. Может быть, потому что отношение к фотографированию изменилось. Это уже не священнодействие.
Посмертные фотографии детей слишком сильное производят впечатление. Наверное, потому что сейчас смерть ребенка скорее исключение, чем правило. Еще сто лет назад - "Бог дал, бог взял".

Reply

rodeland December 2 2014, 12:37:08 UTC
Я пока материал по инету собирала, встречала мнение самих фотографов, что часто на них "косо смотрят": мол, фотографу на кладбище должно быть позволено чуть больше, чем всем другим - наступить на могилу, например, принять "неприличную позу" или что-то еще. Не всем нравится, не все понимают. Поэтому, мол, их приглашать перестали, вернее, они сами перестали соглашаться. А участники процессии... им не до съемок. Я вот тоже вспомнила слишком поздно, и не стала фотографировать (просто ревела белугой да маму успокаивала).
Да, детские фото, мягко говоря, непривычны...

Reply


laralelya December 1 2014, 13:43:59 UTC
У нас в семейном архиве тоже есть такие снимки, Алла. Да, они лежат отдельно от других, чтобы не попадались на глаза гостям, которые праздно листают альбомы. Но сами эти снимки мы бережем.
Сейчас происходит нечто странное в нашей ментальности. Мы стали чураться смерти как чего-то... трудно подобрать слово... очень плохого, в известном смысле "низкого", того, о чем не говорят, от чего отворачиваются. Возможно, поэтому уходят и посмертные снимки.
В последний раз я была на похоронах, когда хоронили моего доброго друга. Тоже не решилась фотографировать. Только в самом конце сделала снимок.
Я писала об этом в ЖЖ и публиковала тот снимок. Вот ссылка: http://bilitisplus.livejournal.com/135398.html

Reply

cordiamin December 2 2014, 10:21:51 UTC
Думаю, странного ничего нет. Возобладала городская культура. Сейчас ведь даже похороны не проводятся так, как раньше: с оркестром и длинным шествием. Нет хора голосящих и арьергарда разбрасывателей еловых веток. Вряд ли это большая потеря.
Другое отношение и к покойнику. Например, я как будущий покойник очень против, чтобы меня созерцали после смерти: с провалившимися глазами, заострившимся носом, отвисшей челюстью, трупными пятнами на ушах. Мне кажется, у большинства людей такое же отношение. Эти чувства требуют уважения. Прежние обычаи в этом смысле более бесцеремонны.

Reply

rodeland December 2 2014, 12:38:55 UTC
"Прежние обычаи в этом смысле более бесцеремонны" - Или естественны, как естественна смерть сама по себе...

Reply

cordiamin December 2 2014, 12:55:03 UTC
Ну, "естественны" - наверное, слишком смело сказано. Меньше всего я считаю естественными людей прошлых лет. Условности и обстоятельства жизни имели на них куда большее давление и влияние.
Скорее, обычаи эти были более простодушны.

Reply


reina_rosa December 1 2014, 14:46:26 UTC
С ужасом вглядывалась в лица людей с европейских фото. Аж дурно делается, когда представляешь, каково было живым людям, составлявшим композицию с усопшими.
У свекрови есть целая коробочка с фото, там много и с похорон, снятых в 60-70 гг. Когда мне попалось впервые такое фото, даже руки задрожали. В нашей семье как-то не принято было и для меня это несколько дико.
Когда хоронили свекра, то батюшка при отпевании произнес фразу (передаю ее очень примерно, только смысл запомнила): "Не запоминайте его сейчас, держите его в сердце таким, каким он был при жизни".
И эти слова очень зацепили меня и еще брата покойного, даже как-то стало легче перенести этот непростой обряд. Иногда слова простые, но сказанные к месту, лучше всего поддерживают человека.

Reply

cordiamin December 2 2014, 10:14:40 UTC
На мой взгляд, правильные слова.

Reply

rodeland December 2 2014, 12:59:31 UTC
Мне кажется, тогда к смерти относились проще - все там будем. Это естественный ход жизни и вариантов тут нет. Фото, где дети (живые и мертвые) лежат в обнимку я ставить не стала - это вообще жесть. А еще, мне кажется, тогда фотографирование не было таким распространенным, как сейчас. Вот и спешили напоследок запечатлеть человека, пока не закопан окончательно. Все родственники порой собирались, как на праздник (вон, на фото, кто-то даже улыбается). А чтобы выглядело все прилично, делали из покойника живого (там даже специальные приспособления есть поддерживающие, тоже не для слабонервных зрелище), в крайнем случае, типа спящего. Так что завет нашего батюшки "помнить живым" выполняли буквально :о))

Reply

reina_rosa December 2 2014, 14:33:17 UTC
Да уж, изобретатели...
А я сейчас книгу читаю про Эвиту Перон. И вижу, что придется приостановить чтение. Потому как все крутится около той самой темы, что ты раскрыла в своем посте. То бишь, про забальзамированные останки Эвиты, на которых у всей Аргентины свет клином сошелся. Мне кажется, такого фанатизма по Владимиру Ильичу в нашей стране и близко не наблюдалось. Пол-книги прочла, и конца-края этой теме не вижу. Не слишком приятные подробности. Я впечатлительная, поэтому больше не могу.

Reply


mudric_1960 December 1 2014, 19:29:54 UTC
У нас тоже были фотографии с похорон, меня, маленькую, они пугали.
Сейчас куда-то пропали, возможно, мама спрятала.
Западные фотографии вызвали мистический ужас.
Почему то вспомнился фильм "Другие" с Николь Кидман.

Reply

rodeland December 2 2014, 13:27:59 UTC
Да, такие кадры не для детских впечатлительных душ и глаз. Но все-таки в нашей культуре это делалось гораздо деликатнее, чем на Западе (хотя там тоже по-всякому было). Впрочем, в плане культурного пласта это, безусловно, явление. Не знаю, хорошо или нет, что сейчас такое не практикуется (хотя, как писала, у Вишневского в книжке это мелькнуло и заставило меня провести "расследование") но так было и никуда не денешься.

Reply


ms_lon December 2 2014, 04:55:55 UTC
В нашем семейном архиве много таких фото - мамины братья, папина сестра, бабушка. Так было принято. Никогда их не смотрю, не стали снимать на похоронах моих родителей. Мы их помним молодыми и весёлыми. Даже фото на памятник не стали делать. Тут выше правильно сказали, раньше это было искусством, перенявшим эстафету от посмертной маски. Есть что-то пугающее в этом.

Reply

rodeland December 2 2014, 13:23:18 UTC
Да, в нашей традиции - бояться смерти. Но сказал мудрец "Первый шаг младенца есть первый его шаг к смерти". Все там будем. А фото... О предопределенности их появления я писала в посте - для кого-то это была своеобразная инициация, для кого-то со_участие в церемонии. Для кого-то просто мода. Но для всех - память.

Reply


Leave a comment

Up