На календаре 2 февраля. Для моих земляков это не просто еще одно воскресенье. Сегодня - 71 День Победы под Сталинградом. Я снова обратилась к
письмам военных лет, хранящимся в нашей семье. Девочка-школьница, живущая в эвакуации в Свердловске, пишет своему двоюродному брату, который уже вернулся в освобожденный Сталинград.
Здравствуй, Руда!!!
Получила от тебя письмо, которому очень была рада. […] Я очень рада за тебя, что ты дома, вместе с папой, видишь Волгу. Конечно, руины Сталинграда - слишком печальное зрелище, но можно надеяться, что этот город-герой в скором времени заново отстроится. А все-таки ты дома, опять видишь то, к чему стремился целый год, и что было твоей мечтой, когда ты жил здесь. И вот твоя мечта сбылась. А как бы мне хотелось поехать домой, увидать те места, где прошло детство. Но это только мечта. Надеюсь, конечно, что увижу свой город, но когда - трудно сказать.
Мы сейчас учимся. […] Учить сейчас приходится очень много, особенно по математике. Это не то, что в прошлом году. А в эти дни у нас контрольная за контрольной. Вчера писали диктант по литературе. Завтра 2 часа контрольная по алгебре. Только сегодня очень удивительно: день обошелся без контрольной. У нас очень строго в смысле учебы и дисциплины. В начале года кто как хотел, так и занимался: хотел - сидел на уроке, не хотел - ушел. А сейчас не уйдешь. Конечно, это лучше. По крайней мере знать больше будем. Со вчерашнего дня у нас - немецкий язык. Теперь придется догонять.
Часто встречаемся с ребятами. Они занимаются во 2-ую смену, это гораздо хуже. У них хуже обстоит дело с учебниками, так что они часто берут у нас. Ребята, по-моему, стали хуже учиться. Андрей по-прежнему балагурит, только последние дни ходит, как в воду опущенный. "Страдает". Ванька с Шуркой над ним смеются. Шурка вечно рассказывает небылицы. Рассказывает, рассказывает, а потом сам запутается.
Ребята начали учиться танцевать. 29 числа у них вечер, хотят выучиться к нему. У Киры мама с бабушкой уезжали в Камышлов, мы собирались у нее. Учили ребят танцевать. Большие успехи делает Шурка, да и Ваня не отстает. […] Один раз были в театре. 8 ноября ребята принесли билеты в оперный театр на "Евгений Онегин". Артисты пели замечательно. Так что, о том, что мы съездили - не жалеем. 16 числа утром мы ездили в город фотографироваться. Сфотографировались. (Только карточки до сих пор не готовы.) Вечером пришли ребята, пошли в сквер. Было довольно весело и расходились домой все с неохотой. Очень жалели, что тебя не было с нами. Очень часто вспоминаю, как вместе проводили время. Хочется тебя увидеть, но пока - это невозможно, однако, будем надеяться на будущее. Да забыла тебе написать: ведь мы обещали 8 октября придти к эшелону, и каково было наше настроение, когда на месте, где стоял эшелон - было пусто.
Почти больше двадцати дней, как ты уехал. Андрей очень обижался, что ты ему так долго не пишешь. Наконец, он получил письмо, но мне ничего не сказал. Руда! всем отдала твои карточки, ты очень хорошо вышел, но ребята свои не отдали. Со следующим письмом пришлю тебе наши.
Кончаю, а то итак Кирка стоит над душой, надо готовиться к алгебре.
Пиши.
Крепко жму твою руку.
Ия.
19/XI-43г.