Есть ли «ересь царебожничества» ?

Oct 20, 2017 15:25


Ваше Высокопреосвященство. С  удивлением  прочитал очередные  перлы с сайта РПЗС. Во первых эта группа  соборно утвердила свою старую абракадабру о том, что «Божество не является Самим Богом, Сам Бог - это только Личность».  Варлаам Калабрийский здесь просто отдыхает.  Далее они набросились на сторонников мнения о св. мученике Николае 2-м, как о царе - искупителе греха клятвопреступления русского народа . При этом даже не ознакомились с подробностями этого мнения. Все решено в духе большевиков, а не христианской соборности:  «В частности Собором осуждена ересь «царебожия» и ее последователи, которые утверждают, что для спасения России Искупительной Жертвы Христовой было недостаточно, но потребовалась еще «искупительная жертва» св. муч. Царя Николая.»

Конечно же,  Христос своей крестной жертвой искупил все грехи всех людей, но это не значит, что все люди стали безгрешны и спасутся.

Макарий Булгаков  «Православно-догматическое Богословие . § 153»:

«…хотя Христос умер за всех, и всем человеком хощет спастися, и в разум истины приити (1 Тим. 2. 4), но не все веруют в Него, не все усвояют себе совершенное Им спасение, и, действительно, спасаются только многие (Мат. 20:16). Св. Иоанн Златоустый, при изъяснении слов Апостола: Христос единою принесеся, во еже вознести многих грехи (Евр. 9:28), замечает: «почему же сказал - многих, а не всех? Потому что не все уверовали. Он (Христос) с своей стороны умер за всех, что бы спасти всех: эта смерть вполне соответствовала погибели всех; но не всех истребила грехи, потому что сами не хотели»»

Несмотря на искупление Христом всех грехов, человеку была дана свободная воля - усвоить себе безгрешность или нет. При этом  из Св. Писания и церковного Предания известно, что Господь по Своему человеколюбию, дал возможность и людям участвовать не только в своем личном спасении, но и  вместе с Христом участвовать в спасении своих ближних.  Так в акафисте за единоумершего говорится:

«Икос 4

Ты без числа милосерд к нам. Ты единый Избавитель, что мы прибавим к подвигу спасающей любви Твоей, но Симон Киринейский помогал нести Крест Тебе Всесильному, так и ныне благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим.

Иисусе, Ты заповедал друг друга тяготы носити.

Иисусе, союз любви положивый между мертвыми и живыми.

Иисусе, да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему (имярек).»

В тексте ясно сказано: «благости Твоей угодно спасение близких совершать с участием нашим».

И далее говорится каким образом:  «да послужат подвиги любящих во спасение рабу Твоему».

К подвигам в христианстве относятся пост, молитва, обеты, милостыня.  Но самым большим подвигом является  пожертвование своей жизнью ради ближнего.   “Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя” (Ин. 15:13). Эти слова Христа все толкователи Евангелия относят именно к будущей искупительной жертве Спасителя из любви к людям.

Что такое искупление и кто может быть искупителем ?  Об этом пишет митр. Макарий Булгаков в «Православно-догматическом Богословии . § 153»:

«Вся тайна нашего искупления смертию И. Христа состоит в том, что Он, взамен нас, уплатил своею кровию долг и вполне удовлетворил Правде Божией за наши грехи, которого мы сами уплатить были не в состоянии; иначе, - взамен нас, исполнил и потерпел все, что только требовалось для отпущения наших грехов. Возможность, вообще, такого заменения одного лица другим пред судом Правды Божией, такой уплаты нравственного долга одним лицом вместо другого или других, необходимо должна быть признана здравым смыслом: а) когда на эту замену есть воля Божия и согласие самого верховного Законодателя и Судии; б) когда лице, принявшее на себя уплатить долг вместо других неоплатных должников, само не состоит пред Богом в таком же долгу; в) когда оно добровольно решается исполнить все требования долга, какие только предложит Судия, и - г) когда, наконец, действительно, принесет такую плату, которая бы вполне удовлетворила за долг.»

Давайте посмотрим  подходит ли св. царь Николай под эти 4  определения ?

а) Была ли на такую замену воля Божия? Как мы  видим из написанного выше, Бог благоволит к  совершению подвигов людьми ради спасения ближнего, и особенно Христос выделяет подвиг   тех, «кто душу свою положит за други своя».

б) Св. мученик Николай  сам был неповинен в грехе клятвопреступления - нарушении соборного обета 1613 года, так как Романовы не давали никаких обетов.  Наоборот, это русский народ соборно дал династии Романовых такой обет верности.

в)  Существуют источники утверждающие, что св. мчн. Николай - 2-й , с 1901 г. знал о своей своей будущей судьбе получая регулярно различные пророчества от Авеля,  св. Серафима Саровского, различных пророчеств его современников. Вероятно  это  вымыслы. Эти данные нуждаются в тщательной проверке.  Но есть и достоверные исторические сведения, о том, что император неоднократно заявлял о своей готовности понести жертву во благо России.  Например: «Если только нужно для России, мы готовы жертвовать и жизнью, и всем» (Дитерихс М.К. Убийство Царской Семьи и членов Дома Романовых на Урале, М., т.2., с.54-56).

г) Смерть царя - это есть высокая плата для подданных, так как царь стоит выше всех подданных, а кроме того он был казнен вместе со всей своей семьей.

Все 4 приведенные пункта доказательств митр. Макарий использовал для доказательства искупительной жертвы Христа. А правомочно ли применять эти пункты для доказательства  жертвы императора Николая 2-го  для нашего спасения?  Ведь Христос уже принес уже жертву за все наши грехи.

Все дело в том, что по церковному Преданию, православный царь является живой иконой Христа. Святитель Дмитрий Ростовский:

«Лицо и сан христианского Царя являются на земле живым образом и подобием Христа Царя, живущего на небесах. Как человек по душе своей есть образ и подобие Божие, так и христос Господень, помазанник Божий, по своему царскому сану есть образ и подобие Христа Господа.»

Поэтому мученическая смерть Николая 2-го является  иконой искупительной жертвы Христа. Если мы указывая на икону Христа говорим - это Бог, то в этом самом смысле, указывая на святого царя Николая 2-го, мы вправе сказать - это царь - искупитель. Искупитель вместе с Христом - Христос искупил наш национальный грех, а святой царь своей жертвой помогает нам усвоить это искупление.  А отрицающих  все это можно назвать иконоборцами.

А. Зубахин

#ятестируюновыйредактор

Previous post Next post
Up