Как велосипеду стать частью городского транспорта. Часть 2

Oct 20, 2018 16:39

Часть 2. Погода, помеха или причина.



В прошлой статье рассматривались общие понятия о городских транспортных системах, о политиках городского планирования, благодаря которым велосипед мог бы быть значительно привлекательнее как транспортное средство, на фоне автомобиля, однако, вопрос о погоде так и остался открытым. Данной статьей я постараюсь заполнить этот пробел и наконец понять, насколько сильно погода влияет на то, каким образом человек будет совершать свою поездку (путешествие).

Когда речь заходит о интеграции велосипеда в городскую транспортную систему, одним из частых контраргументов становится погода. Если рассматривать климат Ташкента через вебсайты, где погодные данные формируются основываясь на статистических усредненных показателях накопленных за многие годы, то наш город почти круглый год сохраняет весьма благоприятную температуру как для пеших, так и для велопрогулок.





Средние показатели максимальной и минимальной температуры зафиксированные за отчетный месяц Источник:https://www.holiday-weather.com/tashkent/averages/

И действительно, максимальная средняя температура за июль и август 32-33 градуса, о какой чилле тут может идти речь. Конечно, можно было бы аналогичным образом собрать данные по всем обозреваемым городам, но на мой взгляд, опираться на такие данные не совсем правильно. В связи с чем мною было принято решение рассмотреть данные по погоде за отдельно взятый год, и вывести средние значения по погоде, приходящие на пиковые часы перемещений по городу.

Тут необходимо сделать оговорочку, я не метеоролог, и изложенные далее метеоанализ не претендует на знак качества «правильность информации 100%».



Итак, поехали. Что-бы хоть немного приблизиться к реальным температурам мною было принято решение скачать почасовые записи данных о погодах с метеостанций. С какими данными предстоит работать:

· Температура воздуха, как правило замеряется сухим термометром в тени, на уровне 2х метров над землей. (градусы Цельсия)

· Относительная влажность воздуха: измеряется гигрометром на высоте 2-метра над уровнем земли. (%)

//Чем выше относительная влажность воздуха, тем выше теплоемкость воздуха. Жаркий влажный климат переносится тяжелее жаркого сухого. Влажный воздух при холодной погоде ощущается более холодным чем сухой, т.к. тело быстрее теряет тепло//

· Скорость ветра: измеряется на высоте 10-12м над уровнем земли, берется средний показатель за 10минутный период.(м/с)

//Чем силнее вас обдувает ветер, тем большее ощущение прохлады//

· Точка россы: Температура при которой водяные пары конденсируются в росу. Измеряется на высоте 2х метров над уровнем земли (градусы Цельсия)

· Уровень солнечной радиации, поглощаемый человеком: пожалуй, один из основных показателей для солнечных регионов, благодаря которому можно измерить, какая именно по ощущениям температура воздуха под прямым солнечным воздействием. К сожалению, среди прочих показателей, эти данные метеостанция либо не предоставляет, либо они вовсе отсутствуют. (если кто-то сможет найти источник с подобными данными, буду признателен)

Ощущаемая температура (это тот самый показатель Real feeling в вашем смартфоне), вычислялась я ее буду тем же методом что и бюро метеорологии. Для любителей все изучать самостоятельно ссылка на методологию.

Учитывая, что в г. Ташкенте преобладает маятниковое движение, то правильно было бы показать температурные колебание в пиковые часы движения, для утреннего периода 07.00-10.00 и для вечернего периода 17.00-20.00. Данные по всем городам будут браться за весь прошлогодний отчетный период 01.янв.2017 - 31.дек.2017.

Ташкент

Так как наша метеостанция не предоставляет почасовые данные, а лишь с интервалом в 3часа, за часовые отрезки: 02:00, 05:00, 08:00, 11:00, 14:00, 17:00, 20:00, 23:00 то выборка данных разбита на 3 временных отрезка. С 08.00-11.00 утренние пики, с 14.00-17.00 обеденное время и с 20.00-23.00 для вечерних часов.



Источник:Метеостанция , Ташкентский аэропорт (WMO_ID=38457 [41° 16′ , 69° 16′])

Как видно, такие результаты, где летом 39-42 градуса в тени, куда больше похожи на реальность, нежели среднестатистические показатели.

Данные о количестве пасмурных и дождливых дней и количестве выпавших осадков.



Данные о количестве пасмурных и дождливых дней и количестве выпавших осадков.

Теперь, когда имеется примерное представление о погодных условиях в Ташкенте, можно рассмотреть погодные условия велосипедных стран, а также как сильно меняется доля велопоездок в летний и зимние периоды.

Копенгаген. (Дания)

Усредненные показатели тут



Копенгаген средние минимальные и максимальные значения



Данные с метеостанции WMO_ID=6181

В Копенгагене климат более холодный, также из-за повышенной влажности и ветренной погоды имеется более ощутимый перепад между температурой воздуха и ощущаемой температурой.

Если у нас дождливый период приходит в основном на весенние месяцы(≈10-12 дождливых дней в месяце), то в Копенгагене  почти через день облачная или дождливая погода.

Насколько им мешает такая погода ?

Согласно отчетам представленным на сайте, В 2016 году 29% от общего числа всех путешествий, были совершены на велосипедах. Или 35% от общего числа всех поездок (т.е., не считая пешие перемещения).

41% от всех поездок на работу или в учебное заведение, совершаются на велосипеде, и лишь 24% горожан выбирают автомобиль.



Согласно данным CED (The Cycling Embassy of Denmark), 75% велосипедистов продолжают использовать велосипед в качестве основного транспортного средства в зимнее время года.

Амстердам (Нидерланды)

Усредненные показатели тут





Амстердтам. Данные с метеостанции (WMO_ID=6240)

Амстердам в 2011 и 2013 году был первым в рейтинге самых вело дружелюбных и инновационных городов, с 2015года обосновался на втором месте.

В Амстердаме при населении 825тыс.человек 36% от всех поездок выполняются на велосипеде, 24% автомобилем, и оставшиеся 40% делят между собой другие способы путешествий (общественный транспорт, пешие путешествия и пр.)(источник).

В целом по Нидерландам по состоянию на 2011год 25-27% от всех поездок приходились на велосипеды, из которых 85% велосипедистов продолжали пользоваться велосипедом в зимнее время года(источник).

Данные исследований с других городов (коротко)

Так же я нашел одну интересную научную статью в которой описывались результаты исследования которые проводились в городах Портланд (США), Брисбан (Автсралия). Целью было выявить то, насколько сильно погода влияет на количество велосипедных поездок. Были получены весьма интересные результаты. На основе собранных ими данных, авторы исследований пришли к следующим заключениям:

  • В зимние месяцы, во время проливных дождей 67% из опрошенных велосипедистов сказали что выберут другой способ поездки.
  • При сильном ветре более 10м/с, уровень велосипедистов на улице падает на 11-23% 

Опросы которые проводились в г.Мельбурн (Австралия) показали, следующее:



Источник https://can.org.nz/system/files/Research-0306-Weather.pdf

Как видно, во время сильных дождей до 60% и при ветре более 4.м/с 17.4% велосипедистов выбирают альтернативный велосипеду транспорт, в то время как температурные перепады влияют не столь значительно.



*Источник: http://www.epomm.eu/newsletter/v2/eupdate.php?nl=0214_2&lan=en

Результаты отдельных исследований показывают, что теплая погода до 28-35градусов является наиболее благоприятной для велопоездок, а наибольшее влияние на % велопутешествий оказывает количество выпавших осадков, нежели температурные перепады. Насколько можно заметить, в самых велодружелюбных городах таких как Копенгаген, Амстердам, где качеству проектирования и строительства велоинфраструктуры уделяют особую роль, доля поездок на велосипеде, количество велопутешествий в зимнее время не падает более чем на 20%-25%.

Если принять во внимание лишь погодные факторы, а именно количество дождливых дней, и не считая нескольких жарких июльских недель и пары морозных зимних недель приходящих на январь либо февраль, у Ташкента есть действительно все шансы стать велодружелюбным городом. Но для этого необходим прежде всего грамотный подход как к планированию самой велосипедной сети города, так и непосредственно к строительству велосипедной инфраструктуры.
О планировании городов в прошлой статье.
Далее пожалуй самое интересное и наиболее непостижимое для наших градостроителей, а именно какой должна быть велосипедная инфраструктура, где дорожкам следует быть и не быть....

При копировании или цитировании материала прошу указывать на источник.
(Robert.Okinava.©).

Велосипед, Ташкент, Погода, БСА, Транспортные системы города, Велосипедизация, Узбекистан, Городское планирование

Previous post Next post
Up