Взгляд из сна или Немного о снах (часть 9).

May 21, 2009 10:08



Часть 8 здесь

Традиционное замечание в начале, что всё сказанное является лишь отражением моей собственной точки зрения. Методы, о которых я говорю (например, о развитии осознанности), могут подходить людям, похожим на меня, для всех остальных есть свои собственные методы, которые вам даст ваш собственный учитель/наставник/лама.

Например, моё поведения во время осознанных снов Ясности с головой выдаёт во мне банальнейшее живое существо сферы желаний - я начинаю радостно прыгать-летать-мчаться через вселенную, потом вспоминаю о своих многочисленных желаниях и начинаю их выполнять, меняя всю структуру своего сна, - мне даже не приходит в голову оставить всё как есть. 
То есть, основная тенденция моего ума - это желание. Несмотря на то, что рождение всех людей в этом мире (который относится к Сфере Желаний) было вызвано именно желанием, у других людей могут быть совершенно другие ведущие тенденции и им будут подходить совершенно другие методы, например методы Дзогчен. Поэтому, здесь, как никогда, важно подчеркнуть то, что каждому практику нужны свои методы.

Советы относительно йоги сна и сновидений.

1. Очень полезно изучать процесс умирания, так как процесс засыпания очень похож на него.

Здесь я могу с удовольствием сослаться на работы таких великолепных Лам, как Согьял Ринпоче (Из главы "Бардо и другие реальности", книга "Книга жизни и практики умирания"):

"...Поскольку тот процесс, что разворачивается в посмертных бардо, основан в глубинах нашего ума, он и в жизни проявляется на многих уровнях. Например, есть очень сильное соответствие между степенями тонкости сознания, через которые мы проходим во сне и при сновидениях, и тремя бардо, связанными со смертью:
* Погружение в сон сходно с бардо умирания, когда процессы и элементы мысли распадаются, открывая переживание Основной Светоносности.
* Видение сновидений сходно с бардо становления, промежуточным состоянием, в котором вы обладаете ясновидящим и очень подвижным «ментальным телом», претерпевающим всевозможные происшествия. В состоянии видения снов мы тоже обладаем сходным видом тела - телом сновидения, находясь в котором и переживаем все происшествия жизни в сновидении.
* Между бардо умирания и бардо становления лежит очень особое состояние светоносности или Ясный Свет, которое, как я уже упоминал, называется бардо дхарматы. Переживание этого происходит со всеми, но лишь очень немногие могут даже заметить, не говоря уже о том, чтобы полностью воспринять его, потому что узнать его может только тот, кто тренирован и практикует учение. Это бардо дхарматы соответствует периоду после засыпания и до начала сновидений.

Конечно, посмертные бардо являются гораздо более глубокими состояниями сознания и неизмеримо более сильными моментами, чем состояния во сне и при сновидениях, но их относительные уровни тонкости соответствуют друг другу и показывают те связи и параллели, что существуют между всеми разными уровнями сознания. Мастера часто прибегают к этому сравнению, чтобы показать, насколько трудно поддерживать осознание в состояниях бардо. Сколь многие из нас осознают изменение сознания, когда засыпают? Или в тот момент сна, когда сновидения еще не начались? Как много нас осознает, видя сон, что видит сон? Представьте же, насколько трудно будет оставаться осознающим в бурной путанице посмертных бардо.

То, как ведет себя ваш ум в состоянии сна и видения сновидений, показывает, как ваш ум поведет себя в соответствующих состояниях бардо; например, то, как вы реагируете сейчас в своих сновидениях, при кошмарах и когда вам снятся препятствия, показывает, как вы можете реагировать, когда умрете. Поэтому йога сна и сновидений играет такую важную роль в подготовке к смерти. Тот, кто по-настоящему практикует ее, стремится поддерживать, постоянно и непрерывно, свое осознание природы ума в течение дня и ночи, и таким образом непосредственно использовать различные фазы сна и сновидений, чтобы знать и уверенно узнавать то, что будет с ними происходить в разных бардо во время смерти и после неё..." (конец цитаты)

Для того, чтобы лучше ориентироваться в погружении в осознанное сновидение, придётся стать каким-никаким, но специалистом по умиранию) Впоследствии это очень облегчит задачу, когда ваше осознанность достигнет такого уровня, что вы сможете отслеживать этапы погружения в сон. И также это поможет лучше понимать механизм "пробуждения" в нашу так называемую "явь", потому что с практикой и возрастающей осознанностью вы можете иногда "захватывать" процесс "обратного разворачивания" элементов при пробуждении и прочие чудеса, которые мы обычно опять же проскакиваем на автомате и не замечаем.

Стоит сразу же сказать, что подобные поучения предназначены для стабильных практиков, с крепкой "крышей", адекватностью и отсутствием малейшего осознанного страха смерти. Тем же, кто ещё не преодолел грубый страх смерти (а мне встречались люди, у которых начиналась депрессия даже просто от упоминания о ней), приступать к йоге сновидений, уверена, рано.

Из того, с чего можно начать, я бы рекомендовала следующее (это помимо книги "Тибетская Йога Сна и Сновидений" Тендзина Вангьяла Ринпоче):

- Мучительное Бардо Умирания (глава из книги "Путеводитель по жизни и смерти") Чокьи Нима Ринпоче (эту главу я особенно рекомендую для самого первого ознакомления. Особенно стоит уделить внимание внешним, внутренним и тайным знакам растворения элементов)

- Сияющее Бардо Дхарматы (глава из книги "Путеводитель по жизни и смерти") Чокьи Нима Ринпоче

- Тайна Смерти Беру Къенце Ринпоче

- Тибетская книга великого освобождения ("Тибетская Книга Мёртвых"). Падмасамбхава

- для тех, кто прошёл практику Пхова, ещё рекомендую книгу "Пхова" Чагдуд Кхадро

2. Учиться шаматхе (шине), проще говоря, "успокоению мыслей".  (Для тех, кто ещё до неё не дошёл, делая Нёндро или медитируя на божество).
Она очень пригодится в процессе осознанного сна, ну и для всего другого тоже, просто мы сейчас говорим о ней, применительно ко Снам Ясности.
Вообще, я заметила, как только начинаешь думать во Сне Ясности, тебя тут же благополучно из него выбивает и ты просыпаешься.
Поэтому, есть смысл практиковать шаматху  (для того, чтобы сдерживать желание "думать", как мы обычно привыкли) хотя бы чуть-чуть, но каждый день, например, считая 21 дыхание на маленькой мале. Или используя какую-то другую технику, например, концентрируя внимания на изображении божества.

Это очень поможет и мягко входить в осознанное сновидение (поддерживая тончайший баланс нейтрального состояния "относительно без мыслей"), и находиться во Сне Ясности гораздо дольше.

И, кстати, по моим ощущениям, физическая боль в теле после пробуждения вызвана резким "пробуждением". Если оно происходит мягко, то боли либо нет, либо она очень слаба. Поэтому, опять же, здесь навык шаматхи может помочь избавиться от физической боли после пробуждения, ведь благодаря спокойному уму процесс пробуждения будет очень мягким.

(Следующее написано специально для одного очень чувствительного солнышка, читающего сейчас эти строки ;-)
И ещё,  в процессе засыпания навык шаматхи поможет некоторым очень чувствительным людям пережить боль (которая может быть довольно сильной) при вхождении лунгов (пран) в центральный канал)  и после этого такие люди смогут мягко войти в осознанное сновидение. Как только ты стал ощущать боль, надо сразу же пытаться концентрироваться на дыхании (пока оно есть, в том смысле, пока ты его ощущаешь) и смотреть, что происходит дальше, - боль должна перестать ощущаться очень скоро. Я бы не стала концентрироваться на какой-нибудь картинке, потому что в моём случае абсолютно точно сразу бы "уплыла" в сон и попала бы в ситуацию этой ожившей картинки. А из сна уже гораздо труднее осознать себя, поэтому, если есть такая возможность, то мягко "входить" в Сон Ясности с самого своего засыпания всегда предпочтительней.
Но все случаи индивидуальны, может быть,  для кого-то есть смысл как раз концентрироваться не на дыхании (что тут же может привести к мгновенному провалу в черноту беспамятства глубокого сна), а на визуальном образе, - например, божества. Здесь только вы можете решить, что подходит вашему уму больше.

Кстати говоря, в процессе умирания это ощущение боли (которое при засыпании могут распознать только очень чувствительные люди)  придётся пережить всем. И боль эта может быть довольно сильна и неприятна, в зависимости от привязанности к телу, - чем сильней привязанность, тем сильнее будет проявляться физическая боль. Поэтому, если есть навык шаматхи, то он сможет здорово помочь и уже непосредственно во время умирания. Да и во время любого переживания прижизненной боли, - например, роженицы это хорошо знают, концентрируясь во время болезненных схваток на своём дыхании.

3. Никогда не привязываться к снам и переживаниям и не воспринимать их всерьёз.

У практиков йоги сна и сновидений неизменно появляется множество переживаний. Некоторые из них могут быть весьма странными и приятными, например, вы можете встретить Гуру Ринпоче или дакини, и получить от них благословение или может произойти что-то подобное. Могут случаться и чудеса потом, уже после пробуждения.

Поэтому, есть смысл помнить о такой опасности как цеплянье за переживания.
В общем, с этим столкнётся любой новичок - и в большинстве случаев появится эйфория и радость от успеха. Это естественно и прекрасно, и служит стимулом к дальнейшей практике.

Однако, лучше всего всегда помнить о том, что надо просто двигаться вперёд и практиковать, независимо от того, происходит что-то позитивное или негативное. Сегодня у тебя подъём, и сам Будда явился тебе во сне и сделал подношение Мандалы, а завтра - у тебя период очищения и тебя со свистом гоняют по твоему же собственному сну разные весьма пугающие существа.

В с е г о   э т о г о   в с ё   р а в н о   н е т

Несмотря на некую полезную информацию, которую мы можем почерпнуть из снов, сны эти, в сущности, - ничего не значат.
Они - просто индикатор состояния нашего ума.
Поэтому, нет смысла принимать их всерьёз. До тех пор, пока это сны, неважно, осознанные ли, неосознанные - это всего лишь сны. Которые не имеют никакой ценности в условиях абсолютной изначальной реальности.

Я очень здорово стала цепляться за сны, причём за самые банальные самсарные, когда начали сниться так называемые "сны реализации" (которые обычно могут сниться после ретритов). Это очень яркие и запоминающиеся сны, в  которых тебе снятся солнечные и лунные затмения, восходящие одновременно солнце, луна и звёзды, или же дакини, делающие подношения, древо Прибежища, основатели твоей линии, дарующие тебе что-либо и подобное.

И)) введённая в заблуждение такими снами, я начала присматриваться к себе на предмет обретения каких-то реализаций. Их же,- реализаций, естественно, как не было, так и нет. Ну а я, конечно же, носилась с этими снами как с торбой и тратила своё драгоценное время.
И только потом мой сострадательный Лама сказал, что истинная реализация - это такое твоё состояние, которое больше уже никогда не меняется.
Поэтому, если вам сначала снятся подобные сны, а потом всё кардинально меняется: лихорадит вашу жизнь и ваш ум заодно, то это значит, что всё то были просто сны) без всякой реализации)

Посему, друзья мои, не стоит цепляться за сны, любые вообще и реализации в частности.

To be continued...

Сны о самсаре, Практика

Previous post Next post
Up