В семействе де Ла Тур дю Пен была своя кавалерист-девица. Она жила на сто лет раньше Генриетты-Люси и приходилась троюродной сестрой прадеду ее мужа. В ее истории нет ни гусарских мундиров, ни монастырей, ни даже семейных тайн, но история все равно примечательная.
Филиппа де Ла Тур дю Пен - она же Филлида де Ла Шарс
Она родилась в 1745 и получила при крещении имя Филиппа. Ее отец и мать имели общего деда - Рене де Ла Тур дю Пена (1545-1619) по прозвищу «капитан Гуверне», сподвижника Генриха IV еще со времен религиозных войн, вожака протестантов в регионе Дофине, удачливого командира собственного отряда, а впоследствии толкового военачальника. Став королем, Генрих IV сделал Рене членом своего совета, а Людовик XIII назначил боевому товарищу покойного отца значительную по тем временам пенсию в 10000 ливров в год и присвоил статус маркизата владению Шарс «в вознаграждение оказанных им услуг, которые столь замечательны и достохвальны, что он много заслуживает от нас и от государства». Своим девизом Гуверне выбрал «Храбрость и верность».
Среди его многочисленных детей и внуков были и упорные гугеноты, и те, кто переходил в католицизм ради придворной и военной карьеры. В середине XVII века это еще было вопросом личного выбора. Хотя семейство Филиппы оставалось протестантским, ее отец воевал в королевской армии под Ла Рошелью против своих единоверцев, а потом занимал довольно высокий пост командующего королевскими войсками в провинции Дофине. Старшую сестру Франсуазу выдали замуж в 17 лет, а Филиппа и ее младшая сестра Маргарита (известная как мадемуазель д’Алерак, по названию другого семейного владения) замуж так и не вышли - некоторые источники утверждают, что семье не хватило денег на приданое для младших дочерей. Братья все служили в армии; двое погибли, а двое сумели удачно жениться в дальних краях, куда их занесла служба.
Зиму Филиппа с матерью и сестрой обычно проводили в соседнем с их замком городке Ньонс, который в 1633, лишился по указу короля своей крепости - оплота протестантов. Данных о населении в XVII веке нет, но в 1793 там насчитывалось 2724 жителя (в 2017 - 6793).
С весны 1672 до начала зимы 1674 в Ньонсе жила известная поэтесса и хозяйка парижского литературного салона Антуанетта Дезульер (1638?-1694), которую современники называли «десятой музой» и «французской Каллиопой».
Антуанетта Дезульер
Каллиопа, на всякий случай - муза эпической поэзии, науки и философии; госпожа Дезульер пробовала себя чуть ли не во всех жанрах, от песни до трагедии, но лучше всего ей удавались пасторальные сюжеты. Наиболее известным ее произведением французская википедия называет идиллию «Les Moutons», то есть «Барашки» (в смысле «бараны», а не «волны»); пишут, что это «трогательная аллегорическая поэма, в которой она оплакивает прекрасными стихами участь своих детей, лишившихся отца.» Сообщается также, что произведение было написано с целью выхлопотать у короля пенсию. Текст с подстрочником размещу в отдельном посте; стихи действительно хорошие, хотя аллегорию и намек на пенсию может разгадать только специально обученный читатель.
Портрет Антуанетты Дезульер. Это работа не Пьера Миньяра, как долгое время считалось, а Элизабет-Софи Шерон, ученицы Лебрена.
Видимо, через эту даму Филиппа и приобщилась к кругу читателей и почитателей романа «Астрея» Оноре д’Юрфе. Эта длиннющая эпопея (пять частей по 12 книг каждая, 40 вставных новелл, 5399 страниц!) выходила частями с 1607 года, а после смерти д’Юрфе в 1625 ее дописывал его секретарь Бальтазар Баро. Большая часть историй посвящена описанию любви, размолвок и воссоединений пастухов и пастушек, живущих в идиллической Галлии V века н.э., при участии друидов, нимф, волшебных источников, оракулов, а также время от времени появляющихся принцесс и воителей. (Вот здесь есть ссылка на русский перевод фрагмента романа
4022248_onore_dyufre.doc).
«Астрея» имела невероятный успех не только во Франции, но и по всей Европе. В 1624 году д’Юрфе получил письмо от двадцати девяти (иногда пишут, что пятидесяти) немецких дворян, принцесс и принцев, которые взяли себе имена персонажей романа и основали академию для пасторальных встреч. Они приглашали автора присоединиться к их фан-клубу в качестве Селадона, возлюбленного Астреи.
Следуя парижской моде, Филиппа взяла себе имя Филлида в честь одной из главных героинь, и в дальнейшем именно этим именем ее и называли. Младшую сестру Маргариту госпожа Дезульер в переписке называет взятым из того же романа именем Сафо, но та, похоже, относилась к «Астрее» менее серьезно.
Иллюстрация к книге 7, часть I. Сильвандр целует руку Диане в присутствии Астреи, Филлиды и Леониды.
Девицы тоже взялись за перо и стали обмениваться мадригалами со своей новой знакомой. Госпожа Дезульер посвятила Филлиде свое стихотворение о местном источнике Воклюз, воспетом еще Петраркой. От литературного творчества самой Филлиды до нас не дошло ничего; от ее сестры осталось одно стихотворение, восхваляющее победы Его Величества в войне во Фландрии. Всю эту изящную словесность вместе с подстрочником я вынесу в отдельный пост, чтобы не слишком уклоняться от темы.
Вернувшись в Париж, госпожа Дезульер выхлопотала Маргарите «Сафо» место чтицы у герцогини де Немур, но Филлида наотрез отказалась от любых предложений и осталась дома.
В 1685 году Людовик XIV отменил Нантский эдикт и запретил протестантство во Франции. Те, кто не мог поступиться принципами, подвергались преследованиям; многие эмигрировали. Менее стойкие в своих убеждениях или более прагматичные принимали католическую веру и жили дальше. Де Ла Тур дю Пены были прагматики - те, кто не сделал этого раньше, предпочли присоединиться к большинству и сохранить свои владения. В феврале 1786 Филлида с матерью стали католичками; Филлида даже агитировала других крестить детей в католичество и сама выступала крестной матерью, вызывая большое недовольство протестантов.
Тут подоспела очередная война - Людовик XIV почти все время с кем-нибудь воевал. На этот раз девять лет - с 1688 по 1697 - воевали за пфальцское и английское наследство, а заодно решали всякие прочие вопросы. Союзниками Людовика XIV были турки (!), а также ирландские и шотландские якобиты (это как раз тогда диллоновский полк перешел на французскую службу). На другой стороне выступала так называемая Аугсбургская лига: английский король Вильгельм III (Оранжский), император Священной Римской империи Леопольд I, испанский король Карл II, савойский герцог Виктор-Амадей II и многие немецкие имперские князья. Людовик успел достать и католиков, и протестантов. Бои шли по всем французским границам - в Нидерландах, на Рейне, в Савойе, в Каталонии. По итогам Франция получила Эльзас и замирилась с Англией, признав короля Вильгельма, а савойскую принцессу даже потом высватали в невесты дофину.
Но пока что летом 1692 Виктор-Амадей II повел тридцатитысячную армию на захват Дофине. В первых рядах шли отряды протестантов, среди которых было немало тех, кому пришлось бежать из Франции после 1685 года. У Франции на этом направлении войск было мало - основные силы были сосредоточены на севере и в Каталонии. Жителям Дофине пришлось справляться самим.
Вот тут и проявила себя Филлида де ла Шарс. Ее братья воевали где-то на Рейне, мать оставалась в Ньонсе, а ее саму савойское вторжение застало в фамильном замке Монморен, где она проводила лето. Собрав и вооружив людей из своих владений, она организовала отпор бандам мародеров и небольшим отрядам савойцев, добиравшихся до окрестностей Монморена. По ее указанию были разрушены мосты через местную речку, что затруднило продвижение неприятельской армии. К середине сентября вторжение захлебнулось, тем более что Виктор-Амадей заболел оспой, и французская армия выгнала захватчиков восвояси.
Знакомые при дворе, в том числе маркиза де Севинье (автор знаменитых писем), сумели в выгодном свете описать деятельность Филлиды, и она была представлена королю. Он назначил ей военную пенсию 2000 ливров в год и распорядился, чтобы Пьер Миньяр написал ее портрет.
К сожалению, удалось найти только в таком качестве. Краеведы постарались, но на цветную печать их средств не хватило.
Филлида де Ла Шарс прожила остаток своих дней в Ньонсе, который помогла отстоять от врага, и умерла в 1703 году. Уже скоро ее подвиги начали обрастать легендами, в которых она чуть ли не командовала целой крестьянской армией, освободившей от врага здешние места. Католики превозносили ее, называя «Жанной д’Арк из Дофине», и присочиняли к биографии не только красочное описание подвигов, но и гораздо более ранний переход в католицизм и даже воспитание в монастыре (откуда, естественно, и все добродетели). Протестанты, со своей стороны, высказывались более сдержанно и не признавали за ней особых заслуг. Некоторые вообще склонялись к мысли, что пенсия ей была назначена не за подвиги, а за католическую агитацию. Эти споры продолжаются до сих пор, но сейчас острота конфликта несколько сгладилась, и Филлида утвердилась в статусе признанной региональной знаменитости.
Фредерик Легрип, 1856. Филлида де Ла Тур дю Пен де ла Шарс, героиня Дофине. Портрет был написан по заказу Наполеона III для версальского зала с портретами знаменитых воителей.
Обложка тетради из серии «Героини победы» с текстом на обороте. 1890. Цветные вставки изображают подвиги трех других героинь - Жанны д’Арк (в доспехах), Жанны Ашетт (с топориком) и Терезы Фигёр (в мундире наполеоновской армии).
В 1899 в Ньонсе начали собирать по подписке средства на памятник своей знаменитой землячке. Статую заказали парижскому скульптору Даниэлю Кампаню (1851-1910); в 1900 он представил ее на выставке. Но нужную сумму на отливку из чугуна собрать не удалось; за отливку в конце концов в 1904 заплатил город Гренобль и забрал статую себе. Для музея она оказалась великовата, так что в 1913 был сооружен памятник у входа в Сад Дофинов.
Открытка 1914 года
В 2008 монумент отреставрировали, и Филлида получила обратно свою шпагу, которую у нее раньше кто-то украл.
Это сейчас. С сайта «Конные статуи».
В 1781 вышла книжка «История мадемуазель де ла Шарс из Дома де Ла Тур дю Пен в Дофине, или мемуары о событиях в царствование Людовика XIV». Анонимный автор развивал в основном романтическую линию, которая во всех сохранившихся источниках прискорбно отсутствует. Мадемуазель де ла Шарс в книге явно моложе, чем была на самом деле (на момент подвигов ей было 47 лет), а вражеский отряд возглавляет коварный изменщик, разбивший ей сердце… Я пока только пролистала; может быть, соберусь прочитать.
Сколько всяких книжек выкладывает добрый Гугл совершенно даром!
В 2016 вышел фильм «Мадемуазель де Ла Шарс». Здесь, кажется, решили развивать героическую линию. На картинке, к сожалению, лучше видна матушка героини, вдовствующая маркиза де ла Шарс, но в трейлере можно посмотреть и на саму Филлиду.
Mademoiselle de La Charce Bande-annonce VF
Regardez la bande annonce du film Mademoiselle de La Charce (Mademoiselle de La Charce Bande-annonce VF). Mademoiselle de La Charce, un film de Lionel Baillemont
www.allocine.fr
Есть еще одна важная грань этой истории. Можно спорить о значимости участия Филлиды де ла Шарс в той давней войне, но во время второй мировой ее имя носил отряд французского Сопротивления, действовавший в окрестностях Ньонса.
Источники:
terre-eygues.net
GUERRE DANS LES ALPES 1690-1693 - Musée d'Histoire Militaire
Le FRONT des ALPES pendant la GUERRE de la LIGUE D’AUGSBURG 1690-1696
Dans la années 1680 la politique agressive de Louis XIV amène l’Empereur, le (...)
www.museemilitairelyon.com
Thomé de Maisonneufve (P.), L'invasion du Dauphiné en 1692. L'histoire el la légende. Calinat et Philis de la Charce, 1929 - Persée
www.persee.fr
Sortie la Charce et la vallée de l’Oule 15 avril 2011
Patrimoine Histoire et Culture des baronnies LA CHARCE ET LA VALLÉE DE L’OULE 15 avril 2011 Ce vendredi 15 avril, les 30 participants à la sortie organisée par l’Association Patrimoine, Histoire et
phcb.wordpress.com
Statue équestre de Philis de la Charce, 1900, de Daniel CAMPAGNE
Faites votre sélection parmi les éléments du patrimoine grenoblois présentés ici :
www.grenoble-patrimoine.fr
Antoinette du Ligier de La Garde, g. Deshoulières/Mme Deshoulières, 1638-1694
Find out more on Europeana
www.europeana.eu
Глава 5. Любовь в жизни и в литературе. Любовь и французы
culture.wikireading.ru
Astrée fonctionnelle, I, 7 - Deux visages de L'Astrée
LIVRE 7 Histoire des feintes de Tircis, Cléon et Laonice
astree.tufts.edu
Philis de la Charce (1692) - Les Héroïnes de la Victoire. N°4., Musée National de l'Éducation, Les collections du Musée national de l'Éducation
Philis de la Charce (1692) - Les Héroïnes de la Victoire. N°4., Musée National de l'Éducation. Les collections du Musée national de l'Éducation
www.reseau-canope.fr
https://fr.shopping.rakuten.com/offer/buy/111124493/carte-postale-grenoble-jardin-des-plantes-statue-philis-de-la-charce-1914-cartes-postales.html Equestrian statue of Philis de la Charce in Grenoble France
More information on Philis de la Charce on horse by Daniel Campagne in the book from Marcus Aurelius to Kim Jong-il, the story of equestrian statues throughout the ages
equestrianstatue.org
Histoire de mademoiselle de la Charce de la maison de la Tour Dupin en Dauphiné, ou mémoires de ce qui s'est passé sous le règne de Louis XIV
books.google.ru
Bulletin mensuel de l'Académie Delphinale
books.google.ru
Oeuvres de Madame et de Mademoiselle Deshoulières
books.google.ru
Изящество кисти и превосходство пера
int-ant.ru