Забытые вещи - 32. Ботфортами гремя по кабакам, бокалами бургундского звеня…

Oct 28, 2023 20:43


Это строчка из песни по мотивам «Трех мушкетеров» , которую пели в середине 1970-х, еще до выхода на экран фильма с «Пора-пора-порадуемся» и «Есть в графском парке черный пруд». В те доинтернетные времена известные и неизвестные авторы подобных текстов обычно знали о ботфортах (да и о бургундском тоже) только то, что можно было почерпнуть из романов Дюма и попадавших на советский экран французских фильмов, так что ботфорты считались чуть ли не форменной обувью мушкетера. А это не вполне так.

Помните, как мушкетеры собираются ехать за подвесками?

- Эй, Гримо, Планше, Мушкетон, Базен! - крикнули все четверо своим лакеям. - Смажьте наши ботфорты и приведите наших коней.

В оригинале, кстати, ботфортов нет - там просто сапоги.

- Holà ! Grimaud, Planchet, Mousqueton, Bazin ! crièrent les quatre jeunes gens appelant leurs laquais ; graissez nos bottes et ramenez les chevaux de l’hôtel.

Это я не в упрек прекрасным переводчицам «Трех мушкетеров» - если бы они оставили в переводе просто «смажьте наши сапоги», читатель, скорее всего, представил бы себе нечто весьма далекое от Франции:

- Морозец есть, - отвечал Чуб. - А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь свои сапоги, смальцем или дегтем?

Он хотел не то сказать, он хотел спросить: "Как ты, голова, залез в этот мешок?" - но сам не понимал, как выговорил совершенно другое.

- Дегтем лучше! - сказал голова. - Ну, прощай, Чуб! - И, нахлобучив капелюхи, вышел из хаты.

Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»



Вполне возможно (хоть и не обязательно), что у Дюма в этом эпизоде речь идет действительно о ботфортах - обуви, которую не носили постоянно, а надевали в дорогу, в военный поход или на охоту; недаром о том, что их надо смазать, напоминают перед отъездом. Мушкетерские сапоги, конечно, дегтем не смазывали - скорее всего, использовали растительное масло или топленый жир (эквивалент гоголевского «смальца»), но цель была та же, чтобы кожа меньше промокала, а при просушке не рассыхалась.



Стефано делла Белла (1610 -1664). Зарисовка из серии «Кавалерийские упражнения», 1642-1644. https://picryl.com/media/a-muskateer-galloping-towards-the-left-other-horsemen-galloping-towards-the-3a176f Изображенный здесь мушкетер - сверстник реального (не книжного) д’Артаньяна.

На постоянной основе мушкетеры ботфортов не носили - ни мушкетеры у Дюма, которые все время ввязывались в фехтовальные поединки на шпагах (в тяжелых жестких ботфортах фехтовать затруднительно), ни реальные мушкетеры, которые в боевых условиях действовали в пешем строю, стреляя из мушкетов. (Про сапоги в советском фильме можно прочитать вот здесь: 17 век и сапоги. Про автора AlexKap2015, к сожалению, ничего не знаю).



Иллюстрация из французского учебника военного дела издания 1647 года, из раздела о приемах обращения с мушкетом. Стрелок обут в сапоги с мягкими голенищами и невысоким каблуком, удобным для ходьбы; в развернутом виде они могут закрыть нижний край широких коротких штанов-кюлотов. Шпор нет; нет и накладки-бабочки. http://regiment.turenne.free.fr/petit_manuel_du_mousquetaire.html

На одной из самых знаменитых иллюстраций к «Трем мушкетерам» работы Мориса Лелуара (1853-1940) мы видим троих из четверки в мягких сапогах со шпорами (на Арамисе слева они полностью развернуты и закрывают колено) и Портоса в башмаках. Морис Лелуар в одежде и обуви разбирался хорошо, он был не только художником, но и одним из основателей Общества истории костюма, и его иллюстрации опираются на тщательное изучение старинных картин и гравюр.



Иллюстрация Мориса Лелуара к «Трем мушкетерам». Арамис, Атос и д’Артаньян в мягких сапогах со шпорами, а Портос в украшенных лентами башмаках. До места дуэли у монастыря Карм-Дешо им всем было идти недалеко, брать лошадей было ни к чему, но такие сапоги традиционно носили со шпорами (хотя шпоры можно было и отцепить). Кожаная накладка в форме бабочки как раз и прикрывает крепление шпоры. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Dartagnan-musketeers.jpg



Французский дворянин, одетый по моде 1629 года, на гравюре Абрахама Босса по рисунку Жана де Сент-Иньи (1600-1649). https://www.metmuseum.org/art/collection/search/387452 Здесь хорошо видно, что для ходьбы по городу на мягкие сапоги со шпорами надевались еще patins - что-то вроде шлепанцев с деревянной подошвой, иногда довольно толстой, чтобы не утопать в уличной грязи.



В мастерской сапожника на еще одной гравюре Абрахама Босса (1632-33) можно увидеть сапоги с уже прикрепленными patins - третий и четвертый слева. https://www.metmuseum.org/art/collection/search/390807



Еще одна иллюстрация Мориса Лелуара к «Трем мушкетерам» изображает Людовика XIII и де Тревиля. https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Maurice_Leloir_-_Les_Trois_Mousquetaires_-_Louis_XIII_et_M._de_Tr%C3%A9ville.jpg Капитан мушкетеров явился к королю, разумеется, не в сапогах со шпорами, а в красивых башмаках, как это было принято при дворе.

Ботфорты (bottes fortes) появились примерно в XVI веке, когда с развитием огнестрельного оружия военные стали постепенно отказываться от доспехов. Кираса, защищающая корпус, продержалась еще довольно долго; шлем вышел из употребления, чтобы на рубеже ХХ века возродиться уже в виде каски, а вот поножи и кольчужные чулки, входившие когда-то в доспех рыцаря, остались только в музеях и на аллегорических картинах. На смену им как раз и пришли ботфорты - высокие сапоги с жесткими, не собирающимися в складки голенищами из толстой кожи; они защищали ногу всадника не только от дорожной грязи, но и от случайной травмы и даже в определенной мере от рубящего удара и от пули, если она пройдет по касательной или на излете.



Иоганн Неандер. Конный портрет императора Священной Римской империи Фердинанда III. 1656. https://webmuseo.com/ws/musee-unterlinden/app/collection/record/788?expoCtxt=ePkH4LF7A0ZfTk5qcklmfp5zSUWJa0VBvkJxRn55cmJxKsgecwNgaQIACv8NBw$$&lang=fr

В XVI - XVIII веках при всех сменах моды мужской костюм западноевропейского дворянина и даже буржуа включал в себя штаны-кюлоты длиной примерно до колена (могло быть чуть выше или чуть ниже), которые носили с чулками. Довольно долго, до середины XVIII века, эти штаны были широкими, облегающие появились позже. Верхняя часть сапог для верховой езды специально делалась расширенной, чтобы в нее можно было заправить пышные кюлоты - называлось это «bottes à l’entonnoir» - «сапоги с воронкой».



Портрет Пьера ле Шапелье да ла Варенна, капитана полка Турени. XVIII век. https://www.bolezart.com/produit/important-portrait-equestre-de-monsieur-pierre-de-varenne-xviii

На сапогах с мягким голенищем (bottes molles) верхняя широкая часть при необходимости отворачивалась вниз - в таком виде можно было ходить по городу. Настоящие ботфорты для сколько-нибудь долгой ходьбы пешком  не предназначались.

В книге «Новый совершенный кавалерист, или общее и всеобъемлющее знание лошади», изданной в Париже в 1741 году, описаны и мягкие сапоги, и ботфорты, причем о ботфортах сообщается:

Ботфорты D … некоторое время выдерживают вес лошади, когда она упала на бок, и дают всаднику возможность вытащить ногу из сапога; охотников же они уберегают от ударов о ветви деревьев, когда они следуют за собаками по лесу.



На рисунке хорошо видна разница между мягкими сапогами для верховой езды С (bottes molles) и ботфортами D (bottes fortes): ботфорты более широкие и явно жесткие. Сообщается, что мягкие сапоги используются на войне офицерами; их носят и драгуны, поскольку им иногда приходится сражаться пешими.

В Англии мягкие сапоги для верховой езды как повседневная обувь вошли в моду при дворе при Карле I (1600-1649). Рассказывают, что король в детстве страдал рахитом и смог ходить только благодаря специально сделанным для него сапожкам c жесткими вставками. С возрастом он научился ходить и без специальной обуви, но по привычке предпочитал сапоги.



Портрет Карла I работы Даниэля Мийтенса (1590-1647) написан около 1631 года. https://en.wikipedia.org/wiki/File:Charles_I_by_Daniel_Mytens.jpg. На короле, конечно, не ботфорты.

Другие европейские дворы переняли эту моду позже.

Под сапоги надевали специальный чулок с декоративной оторочкой, выступающей за верхний край сапога; он служил не только для украшения, но и для того, чтобы нижний дорогой шелковый чулок не испачкался и не истерся раньше времени от контакта с кожей сапога.



Чулки из льняного полотна с кружевной оторочкой, которые шведский король Густав Адольф надел под сапоги на битву при Лютцене (1632). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Linnestrumpa_-_Livrustkammaren_-_25703.tif



Вязаные чулки для ношения под сапоги (boot hose, Англия, примерно 1640-1660). https://collections.vam.ac.uk/item/O107795/pair-of-boot-unknown/ Вышивка имитирует шов, поскольку обычно в то время такие чулки не вязали, а шили из полотна. Вязаные шерстяные чулки оказались удобнее, а шитые с кружевами остались «для красоты».

При французском дворе богато украшенные сапоги с отворотами стали носить только при Людовике XIV. Сам король предпочитал башмаки с пряжками и лентами, а сапоги надевал только в поход или на охоту.



Портрет Людовика XIV и его младшего брата Филиппа выполнен около 1645 года, предположительно Шарлем и Анри Бобренами. https://www.galerienicolaslente.com/en/portrait-of-louis-xiv-philippe-de-france-c-1645-attributed-to-beaubrun.htm На семилетнем короле мягкие сапоги со шпорами, под них надеты чулки с кружевной отделкой. А пятилетний Филипп пока что в платьице - так тогда лет примерно до 6-7 одевали и мальчиков, и девочек.



Конный портрет Людовика XIV работы Рене-Антуана Уассе (1645-1710) опирался на более ранний (1674 года) рисунок Шарля Лебрена. Он существует во множестве копий и вариантов, как авторских, так и выполненных учениками и коллегами, но во всех вариантах присутствуют настоящие ботфорты. Здесь ботфорты с модными красными каблуками. https://www.anticstore.art/92770P.

Ну а если вернуться от королей к их подданным, то на гравюрах Абрахама Босса (1604-1676) во Франции XVII века сапоги с отворотами (но не ботфорты!) носят как повседневную обувь не только дворяне, но и простые горожане.



Абрахам Босс «Придворный, подчиняющийся последнему эдикту» https://www.metmuseum.org/art/collection/search/387554 Имеется в виду королевский эдикт против излишней роскоши в одежде - придворный отказывается от кружев, золотого шитья и пр.



Абрахам Босс. Печать с медных форм (1642). https://www.metmuseum.org/art/collection/search/389891 Сапоги как у дворян, но все-таки без шпор.



Гравюра Абрахама Босса изображает бюро по найму слуг (1633). https://www.metmuseum.org/art/collection/search/390181 Слуга-горожанин справа возле корзины в сапогах (разумеется, без шпор), а вот двое оборванцев в середине - в гетрах поверх башмаков.

Есть даже портрет одной незаурядной дамы в таких же мягких сапогах с отворотами. Альберта-Барб д’Эрнекур, по мужу де Сен-Бальмон, вдова лотарингского дворянина, во время Тридцатилетней войны командовала частным ополчением из своих крестьян и окрестных дворян, обороняя свои владения и французскую границу. А еще до войны она завела у себя женский музыкальный и литературный кружок - тогда это называлось «академия». При этом дама была очень набожная, оберегала от врагов местные святыни и у себя в замке три года сохраняла почитаемую статую Святой Девы. На картине это все отражено.



Клод Дерюэ (1588-1660). Госпожа де Сен-Бальмон. 1646. https://musee-lorrain.nancy.fr/les-collections/catalogues-numeriques/la-lorraine-pour-horizon/les-duches-de-lorraine-et-de-bar-occupes-par-la-france-1632-1697/portrait-equestre-de-madame-de-saint-baslemont

В Голландии сапоги тоже носили в XVII веке не только дворяне и солдаты, но и многие горожане. На знаменитой картине Рембрандта в ночной дозор вышел отряд Стрелкового общества гражданского ополчения, так что это совсем не кавалеристы, но лейтенант Виллем ван Рейтенбюрх (в золотистом камзоле, на первом плане) обут в мягкие кавалерийские сапоги с отворотами. Его начальник капитан Франс Баннинг Кок предпочел башмаки - у Портоса на рисунке Мориса Лелуара как раз такие.



Рембрандт Харменс ван Рейн «Ночной дозор» (1642). https://commons.wikimedia.org/wiki/File:The_Nightwatch_by_Rembrandt_-_Rijksmuseum.jpg

На картинах Герарда Терборха (1617-1681) попадаются и жесткие сапоги, почти ботфорты, и более нарядные мягкие.



Герард Терборх «Поклонник-военный» https://collections.louvre.fr/en/ark:/53355/cl010066100 Эти сапоги точно не «для красоты», да и поддеты под них полотняные чулки без всякой отделки. Кожа по виду довольно толстая и жесткая. Такие сапоги вполне можно считать ботфортами.



Герард Терборх «Офицер, пишущий письмо, и трубач». https://en.m.wikipedia.org/wiki/File:Gerard_ter_Borch,_Dutch_%28active_Deventer_after_1654%29_-_Officer_Writing_a_Letter,_with_a_Trumpeter_-_Google_Art_Project.jpg Офицер в башмаках, а на трубаче (которому, видимо, предстоит верхом везти письмо) вполне функциональные сапоги, закрывающие ногу практически полностью. Никаких украшательств.

Персонажи Питера де Хоха одеты понаряднее и обуты в мягкие сапоги для верховой езды; в этих сапогах они тоже не только ездят верхом, но и ходят по кабакам.



Питер де Хох (1629-1684) https://www.fineartphotographyvideoart.com/2018/03/Pieter-de-Hooch.html

Русский царь Петр I, побывавший в Европе с Великим посольством в 1697-1698, насмотрелся там на разные технические и организационные новинки, а заодно и на одежду и обувь. С тех пор жесткие высокие ботфорты он не только часто носил, но и научился сам тачать (по крайней мере, так рассказывают). Но про это будет отдельная история - продолжение следует.



Петр I в Голландии. Неизвестный художник, конец 1690-х. http://scihi.org/peter-great-grand-embassy/ Обувь разглядеть трудно, но похоже на высокие сапоги.

В общем, «ботфортами гремя по кабакам» - это скорее не про французских мушкетеров, а про голландских солдат, которым жалованье не позволяло завести себе вторую пару обуви. Те, кто познатнее и побогаче, ботфорты надевали только в поход или на охоту, а в остальных случаях носили мягкие сапоги или башмаки с пряжками.

Про ботфорты французских почтовых форейторов см. предыдущий пост « Забытые вещи - 31. Семимильные ботфорты»

забытые вещи, ботфорты, XVII век, XVIII век

Previous post Next post
Up