Дела нет - читай устав

Jan 12, 2022 18:35


Проект № 166 в Заповеднике сказок zapovednik_2005: "Новогодняя игра"

UPD:



https://zapovednik-2005.livejournal.com/1039964.html

Другие новогодние сказки можно посмотреть по ссылкам на странице проекта. Среди лауреатов отличная сказка Елены Орловой по моему рецепту!

Рецепт от itnigorok:

* Главный ингредиент: «Говорящая Сумка»

** Специи или важные ингредиенты (персонажи / предметы / события, задействованные в главном сюжете): «Ненастоящий Полковник», «Три метра колючей проволоки», «Блистательная Гюрза»

*** Прочие приправы (персонажи / предметы / поступки /события, упоминаемые по ходу сюжета или играющие в нём второстепенные роли):  «Короткое решение», «Привлекательная сфера»

И вот что получилось:

Дела нет - читай устав

Пенсионерка Елена Дмитриевна обладает удивительной способностью - она очень быстро теряет одну вещь из любой пары, если только не присадит на нее, например, пятно. Благодаря этому ей три года назад удалось оказать важную услугу королевству Бобуа, где две неразличимо похожие принцессы-близняшки были буквально неразлучны - когда даму Элен назначили к ним гувернанткой, одну из них тут же прямо из дворцового сада унес вихрь, и в результате обе счастливо вышли замуж (см. «Два сапога пара», сказка участвовала в проекте №135 «День потерянных сокровищ»).

Адмирал вассеронского флота читал устав. Не то чтобы у него не было другого дела, да и устав этот он успел выучить наизусть, но ситуация была исключительная, и адмирал снова и снова вглядывался в рукописный текст на пергаменте:

…Малый арсенал держать запертым на надежный замок и под караулом.



…Из вещей, хранимых в Малом арсенале, забирать по потребности в случае Большой войны, объявляемой согласно Военному уставу, и, буде забранное уцелеет, по отпадении надобности возвращать обратно.

…В мирное же время из Малого арсенала никоих вещей отнюдь не забирать даже и на краткий срок.

…В Малый арсенал допускать вассеронской службы флотских офицеров, с разрешения адмирала флота, и армейских офицеров, с разрешения маршала, иных же особ, даже и военного звания, не допускать.

…Штатских особ в Малый арсенал отнюдь не допускать.

…Записи, до Малого арсенала относящиеся, хранить с бережением в том месте, которое для тайных записей назначено будет.

…В мирное время каждые двадцать пять лет делать опись Малому арсеналу, всякую прибыль и убыль против прошлой описи замечая.

Двадцать пять лет со времени составления последней «Описи Малому арсеналу» истекло, из канцелярии порта прислали об этом докладную записку, по уставу надо было проводить инвентаризацию. Казалось бы, что сложного? Адмирал своим приказом назначил трех мичманов, на всякий случай внес в приказ еще и коменданта порта, распорядился выдать им «Записи, до Малого арсенала относящиеся», и полагал вопрос решенным.

Но нет. Во-первых, никаких записей, кроме копии этого самого устава, найти не удалось, и не удалось даже установить, когда они пропали - все сходились на том, что вот уж лет двадцать эти записи никто не видел, да и не спрашивал о них.

Во-вторых, составить опись заново тоже не удалось. Согласно представленному рапорту коменданта порта, трое мичманов отперли дверь, зашли внутрь и через короткое время двое вышли сами, а третьего без сознания вынесли на руках. По их словам, они не успели еще даже осмотреться, как вдруг кто-то им из угла скомандовал: «Равняйсь! Смирно! Налево кру-гом! Шагом марш!». В углу, по их словам, никого не было. Один из них, как услышал команду, так сразу без сознания свалился на пол. Остальные двое подхватили этого упавшего и кинулись к выходу, причем тот же голос продолжал командовать: «В колонну по три! Левой! Левой!». Комендант пошел проверять сам и тоже услышал голос, отдающий команды, после чего незамедлительно покинул помещение и написал рапорт адмиралу.

В личной беседе мичманы заявили, что пусть их разжалуют, но они туда больше не пойдут, пока там такая чертовщина. Тот, что падал в обморок, сообщил, что голос этот из угла был похож на голос покойного генерала Перуччи, с которым был знаком его дед, так что Перуччи бывал у них в доме и этот мичман в детстве очень его боялся. Комендант порта также подтвердил, что очень похоже на покойного генерала Перуччи, который его когда-то на гауптвахту загнал на месяц за какую-то мелочь. И тоже заявил, что он в этот Малый арсенал больше не пойдет, пока там такое творится.

Адмирал в некотором роде их понимал - он тоже помнил покойного генерала Перуччи, человека вздорного, злопамятного и не терпевшего ни малейшего неподчинения. Кроме того, адмирал, как и его подчиненные, да и вообще жители Вассерона, очень настороженно относился ко всякому колдовству, а насчет Малого арсенала ходили слухи - официально, конечно, никто не подтверждал и не опровергал - что там хранятся какие-то колдовские вещи.

Нужно было посоветоваться с кем-то знающим, а своих знатоков по этой части в Вассероне не водилось. Но адмирал, при всей нелюбви к колдовству, в интересах службы готов был на многое и нашел-таки консультанта, чародея мэтра Жерома. Мэтр Жером ознакомился с «Уставом Малого арсенала», посетовал на отсутствие записей, побеседовал лично с мичманами и комендантом, осмотрел Малый арсенал снаружи (внутрь его, как штатскую особу, пустить было нельзя), и заявил, что может пока предложить краткосрочное решение. Для проведения инвентаризации Малого арсенала следует временно принять на вассеронскую службу специалиста со стороны, имеющего офицерский чин и не опасающегося колдовства. После завершения инвентаризации можно будет подумать о долгосрочном решении. Затраты на приглашение специалиста, по уверению мэтра Жерома, предполагались вполне разумные, да и за свои консультации он брал умеренно.

На вопрос адмирала, что это за специалист, мэтр Жером отвечал, что это дама Элен, которая три года назад успешно провела инвентаризацию в королевстве Бобуа, причем там тоже были решены некие проблемы, не связанные непосредственно с составлением описи. Адмирал в энергичных выражениях заявил, что пусть хоть дама, хоть девка, но если она действительно имеет офицерский чин и возьмется за это дело, он ее на службу возьмет, потому что у него в уставе насчет дам и девок ничего не сказано, а насчет инвентаризации Малого арсенала раз в двадцать пять лет - сказано.

***

У Елены Дмитриевны зазвонил телефон.

- Елена Дмитриевна, добрый день! Это Роман из «Бюро поисков». Как поживаете?

- Добрый день, Роман! Ничего, спасибо, понемножку. Случилось что-нибудь? У вас там из Бобуа новостей не было? Я уж все думала позвонить, спросить, как там девочки. Если вдруг что узнаете, сообщите, не забудьте.

- Я спрошу. Но вы знаете, я сейчас по другому делу. Не хотите еще разок поработать? Условия как в прошлый раз, на месте работодатель все обеспечивает. Если вы не против, давайте встретимся, я вам все расскажу, а вы подумаете и дадите ответ. Сможете к нам приехать на этой неделе? Дорогу помните?

- Ну вы меня прямо заинтриговали. Хорошо, давайте послезавтра, часам к одиннадцати.

***

С Романом беседовали в знакомой дальней комнатушке за чаем и печеньем. Елена Дмитриевна начала было делиться впечатлениями от поездки на трамвае - столько всего нового появилось, один парк на Павелецкой чего стоит! - но спохватилась, что Роман, в отличие от нее, по этому маршруту ездит ежедневно.

- Так что вы мне рассказать хотели, Роман? Кого теперь ищете?

- Вы удивитесь, Елена Дмитриевна, но теперь даже никого не ищем, потому что приглашают именно вас. В качестве специалиста по инвентаризации. Помните, вы в тот раз в Бобуа проводили инвентаризацию во дворце?

- Да ну, какая там инвентаризация, надо было девочек чем-то занять…

- Ну вот, а теперь действительно нужна инвентаризация. Сразу вопрос к вам: вы ведь институт связи заканчивали в свое время, там военная кафедра была?

- Ну да, была, я даже военный билет получила, лейтенант запаса. С учета, наверное, давно сняли, зачем я им сдалась…

- Все равно, очень хорошо, что вы были лейтенантом запаса. Там для работы допуск нужен.

- Так у меня не было никогда никакого допуска, а уж теперь тем более откуда? И что там за секреты? Мне лишнего не надо, меньше знаешь - крепче спишь.

- Не беспокойтесь, сейчас всё объясню. Ну не всё, а только то, что мне рассказали, остальное работодатель сообщит, если вы согласитесь. В общем, есть там такая страна Вассерон, довольно далеко от Бобуа, но у них традиционные торговые связи. В этом Вассероне что-то вроде республики, всем заправляют торговые гильдии, сухопутная армия не очень большая, а вот флот серьезный. Адмирал практически главное лицо.

- То есть принцесс у них нет?

- Нет, принцесс нет. А так вообще всё есть, богатая страна. Живут мирно, уже лет тридцать ни с кем по-крупному не воюют, но порох, как говорится, держат сухим. Так вот, у них там есть так называемый малый арсенал, где хранятся разные вещи, которые считаются заколдованными. Они там в этом своем Вассероне не то чтобы суеверные, но очень осторожные - много где плавали, видали всякое и с колдовством без нужды связываться не хотят, но на всякий случай в запасе держат. Этот малый арсенал у них всегда заперт, охраняется, и насчет него действует особый устав. Туда можно входить только офицерам на вассеронской службе. Раз в двадцать пять лет там надо проводить инвентаризацию, а так туда вообще в мирное время практически не заходят.

- Просто какой-то склад гражданской обороны. У нас в институте такой был, при мне как раз открывали, впервые за двадцать лет - там такой антиквариат лежал! Никто уже и не помнил, что там.

- В Вассероне тоже, знаете, прошлую опись куда-то задевали. А теперь направили комиссию из трех мичманов, так один сознание потерял, другие двое его вытащили и обратно идти отказались. Говорят, там какой-то генеральский голос команды подает, а в помещении никого нет.

- Надо же, какие нежные у них мичманы.

- Колдовства не любят и опасаются. В общем, их адмирал обратился за консультацией к мэтру Жерому, а мэтр Жером рекомендовал пригласить вас. Он твердо уверен, что вам там ничего не грозит, а командным голосом вас не испугать. Попробуете?

- Так я же не офицер.

- Я потому и спрашивал насчет военной кафедры. Вассеронский адмирал может своим приказом принять вас на службу на время проведения инвентаризации. Все условия обещает обеспечить. Мэтр Жером говорит, там красивый приморский город, прекрасный воздух, сейчас самый лучший сезон, солнце, фрукты… Мне кажется, для вас открывается привлекательная сфера деятельности.

- А у них что, нет никаких суеверий насчет женщин на флоте? И на военную службу принимают?

- В исключительной ситуации, видимо, можно. Мэтр Жером адмирала предупредил, что специалист, которого он хочет пригласить - дама, тот не возражает, если только у дамы есть офицерский чин.

***

Что уж там вычитал адмирал в военном билете Елены Дмитриевны, неизвестно, но мэтр Жером ему подтвердил, что первый офицерский чин был присвоен даме Элен у нее на родине с соблюдением всех правил. По приказу адмирала ее зачислили на вассеронскую службу в чине майора на специально созданную должность смотрителя Малого арсенала. На мундирное платье, наколдованное тем же мэтром Жеромом, она прицепила предусмотрительно прихваченный из дома эмалевый инженерский ромбик, который у нее со времени окончания института хранился в коробке с документами.

В первый день службы даму Элен сопровождал в Малый арсенал почетный эскорт: сам адмирал, мэтр Жером и мичман, назначенный к новому майору адъютантом. Адмирал лично вручил ей затейливый бронзовый ключ; она приняла ключ двумя руками и брякнула вспомнившееся откуда-то: «Разрешите приступить, Ваше Превосходительство?». «Приступайте!» - важно скомандовал адмирал, она отперла дверь и зашла внутрь, оставив всех сопровождающих за порогом.

***

Вышла она примерно через час, без всяких признаков испуга, и объявила адъютанту, что для работы ей нужны письменные принадлежности. Бумагу, перья и чернила купили по соседству в лавке либрария Фелициано, а заодно на той же улице зашли к галантерейщику - там дама Элен приобрела полотняный фартук и заказала к завтрашнему дню пошить нарукавники, причем на одном вышить цифру 1 красными нитками, а на другом цифру 2 синими. Затем она вернулась в Малый арсенал и приступила к работе.

***

На следующей неделе дама Элен присутствовала на смотре личного состава - стояла на левом фланге вместе со своим адъютантом. Адмирал, проходя мимо, с неудовольствием отметил, что на правой перчатке у нее чернильное пятно. В остальном, впрочем, она выглядела достойно и строя не портила.

После смотра ее пригласили к адмиралу для доклада. Она сообщила, что работу предполагает закончить к концу месяца, никаких жалоб у нее нет, опись прошлой инвентаризации найдена в шкафу, она по ней все сверяет, причины происшествия в Малом арсенале изучает и о результатах доложит. Для дальнейшего изучения ей необходимо разрешение вносить в Малый арсенал на время некоторые книги и потом выносить их обратно - с этой целью она просит организовать освидетельствование книг на входе и на выходе, чтобы можно было убедиться, что из Малого арсенала не выносят ничего из того, что там хранится. Адмирал приказал адъютанту все обеспечить.

***

Инвентаризация к концу месяца была завершена, как и обещала дама Элен. Доделав дела, она связалась с мэтром Жеромом (он ей для этой цели оставил специальный медальон), и вечером адъютант ей доложил, что адмирал примет ее с отчетом назавтра утром.

На прием к адмиралу она явилась в мундирном платье с ромбиком и в чистых перчатках (чернильное пятнышко на правой перчатке из новой пары было поставлено с изнанки). Мэтр Жером был уже там и приветствовал ее церемонным поклоном.

- Ваше превосходительство, - начала дама Элен, - вот отчет, я здесь все написала по всей форме, но если вы не возражаете, давайте я вам своими словами расскажу. Значит, так: инвентаризацию я вам провела, инвентарная опись сделана в двух экземплярах, экземпляр номер один находится в помещении Малого арсенала, первый шкаф слева от двери, экземпляр номер два передаю вам. Прошнуровано, пронумеровано и скреплено печатью «Для пакетов» девяносто шесть листов. Заполненных листов двадцать пять. Амбарную книгу эту я туда вносила официально и вынесла тоже официально.

Из того, что было по описи при прошлой инвентаризации, выбыла одна позиция - клинок хайберской работы с узором «Блистательная гюрза».

- Как это он выбыл? - встревоженно спросил адмирал.

- Выбыл. Дело в том, что там было два парных клинка, видимо, совершенно одинаковых. Я об этом знать не могла, пока не дошла до них в списке, а когда дошла, было уже поздно - один пропал.

- Да-да, - понимающе кивнул мэтр Жером, - этот эффект исключить было нельзя, вы не были заранее ознакомлены с описью.

- Вот именно, - подтвердила дама Элен. - Конечно, после этого я сразу просмотрела опись всю подряд, выявила еще парные предметы - ну там перчатки для алхимических работ, сапоги из кожи морской змеи, серьги какие-то жемчужные, в общем, всего одиннадцать пар. Каждому предмету присвоила отдельный инвентарный номер и надписала непосредственно на нем, к серьгам привесила ярлычки. Так что всё остальное цело. А уж клинок этот, извините, теперь только один остался. Это что касается убыли. Теперь что добавилось. Там кусок колючей проволоки лежит у стены, метра три длиной, ну, то есть, семь локтей. Зачем эта проволока нужна, не знаю, но я ее записала. И главное, конечно, лектор и книга, которая при нем была.

- Лектор! - воскликнул мэтр Жером. - Тогда понятно, ваше превосходительство, что за голос пугал ваших подчиненных. И, должно быть, книга была по военному делу?

- Ну да, - подтвердила дама Элен, - «Труды Марса, сиречь Военное искусство, с приложением уставов пехотного и кавалерийского». Я эту книгу внесла в опись. Бедный Леопольд двадцать лет ее одну и читал, с тех пор как генерал Перуччи его там оставил…

- Какой Леопольд? - не понял адмирал.

- Ну Леопольд, лектор, я его так назвала, должно же у него быть имя.

- Ваше превосходительство, - вмешался чародей, - Лектор - это волшебная вещь, предназначенная для чтения вслух книг. Известно, что Исидор Лилльский сделал два таких, один пропал вместе с ним, а другой, значит, был у генерала Перуччи, и он теперь у вас в Малом арсенале… Очень жаль, что я не могу его исследовать. Дама Элен, а как он выглядит?

- Ну, это такая сумка кожаная, размером с амбарную книгу. То есть амбарная книга туда как раз помещается, я ее туда клала, и Леопольд мне помогал - зачитывал вслух, а я сверяла по своим записям.

- А как вы догадались, что надо делать?

- Да он мне сам сказал. Книгу надо в сумку положить и сказать «читай», а когда надо остановиться, сказать «хватит». Я ведь когда туда первый раз пришла, он командовать начал, я сразу военную кафедру вспомнила, как там полковник Прищепов на всех орал, только я ж теперь не студентка, нечего на меня орать. Я и говорю, ну-ка, кто ты там, хватит мне тут командовать, давай что-нибудь поинтереснее скажи. А он в ответ, мол, какую книгу положили, такую и читаю. Генерал, мол, сказал, когда уходил - дела нет, читай устав, а сказать «хватит» некому было.

- То есть он с вами говорил, а не просто зачитывал вслух из книги?

- Ну да, мы с ним подружились, я его и решила Леопольдом назвать. Мне его жалко стало - двадцать лет одни уставы читать, да про фортификацию, тут любой на людей бросаться начнет. Я поэтому и попросила разрешения книги туда носить, чтобы ему было что почитать. Мы с ним разные книжки читали. «Путешествия капитана Энрикеша» ему понравились; про морские сражения я не любительница, но там и про дальние страны было, довольно занимательно. «Жизнеописания королей Утремерской династии» тоже ничего, живенько.

- То есть он вам читал вслух, и вы потом обсуждали прочитанное? - заинтересованно спросил мэтр Жером.

- Ну да, с ним и поговорить можно. И ведь я еще не сказала, Леопольд, он на разных языках читать может, даже если раньше такого языка не встречал - надо только, чтобы книжка была не слишком короткая, он тогда из книжки и язык выучивает. Я ему «Несчастия любви» приносила, роман, в Бобуа напечатан, так он его и просто так вслух читал, и с переводом. Ну это только для пробы, а так слезливая какая-то тягомотина, ни ему, ни мне не понравилась.

- Да, вполне в духе Исидора Лилльского было такое предусмотреть… - вздохнул чародей. - Как жаль…

- Так вот, - продолжила дама Элен, - о чем я хочу поговорить. Нельзя его там одного опять на двадцать пять лет оставлять, до следующей инвентаризации, с одной-единственной военной книжкой - он так у вас совсем одуреет. Вы, ваше превосходительство, назначьте на мое место человека, чтобы ходил туда хоть раз в неделю и новые книжки ему приносил, ну и разговаривал с ним, все-таки живая душа. Я вам даже кандидата могу порекомендовать - либрарий Фелициано книжную лавку держит на соседней улице с Малым арсеналом, я там бумагу и чернила покупала, и книги там же брала на время. Этот Фелициано в молодости штурманом на флоте служил. Леопольду с ним интересно будет, и про книги поговорят, и про путешествия. А со временем кого-нибудь помоложе найдете.

***

Дама Элен была уволена в отставку с повышением в чине до полковника и правом ношения формы. Мундирное платье по ее просьбе мэтр Жером уменьшил до кукольного размера - она решила, что дома подберет подходящую куклу и посадит на полку, на память. В подарок от адмирала она получила серебряную дорожную чернильницу в кожаном футляре и ожерелье из драгоценных синих кораллов.

Через неделю после возвращения домой она позвонила Роману и попросила связаться с мэтром Жеромом, передать к Новому году посылочку для Леопольда, не очень тяжелую, она специально выбирала книжки в бумажных обложках: «Робинзона Крузо», «Двадцать тысяч лье под водой», «Графа Монте-Кристо» и «Остров сокровищ».

ЗаповедникСказок, сказки

Previous post Next post
Up