Во второй половине XVIII века совершенно потрясающие письменные столы-трансформеры делали два немецких мастера, отец и сын Рёнтгены. Они, конечно, делали самую разную мебель, но их «фирменным» продуктом были в первую очередь бюро с хитроумными механизмами, потайными ящичками и художественной отделкой в технике маркетри. Про выдающиеся художественные достоинства рассказывать не буду - я не специалист и даже слов нужных не знаю. В конце приведены ссылки на ресурсы, где можно про это почитать.
Здесь собраны кое-какие истории о жизни и деятельности Давида и Абрахама Рёнтгенов, фото их изделий и, главное, ссылки на видео, где специально обученные люди открывают для нас эти секретные дверцы и ящички, раскладывают выдвижные доски, заводят музыку и рассказывают (главным образом по-английски) про особенности каждого столика.
***
Абрахам Рёнтген (1711-1793) родился в Мюльхайме на Рейне, выучился у отца мебельному ремеслу и в двадцатилетнем возрасте отправился завершать профессиональное образование в Голландию. Затем он обосновался в Лондоне, подмастерьем у местного мастера. Соблазны большого города оказались слишком сильны, и Абрахам пустился в разгул. Чтобы сойти со стези порока, он в 1737 году вступил в ряды так называемых моравских братьев, или, как их еще называли, гернгутеров - религиозной общины, практиковавшей следование заповедям Христа, братскую любовь, взаимное уважение, труд на общее благо. Танцы и азартные игры у них были строжайше запрещены.
Иоханнес Юнкер. Портрет Абрахама Рёнтгена в возрасте около 61 года. (около 1772).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Roentgenportrait.jpg Изначально Моравская церковь возникла в Чехии среди радикально настроенных гуситов. Община под названием «Братское единение» была основана в 1457 году. После неудачного Восстания чешских сословий в начале XVII века большинству чешских братьев пришлось эмигрировать, спасаясь от преследований имперской власти, а на их место пришли немецкие колонисты. В первой половине XVIII века саксонский граф Цинцендорф пригласил моравских братьев переселиться на свои земли, и там они основали поселение Гернгут - с этих пор их и называли гернгутерами. Трезвые и честные гернгутеры поддерживали обширные финансовые и коммерческие связи, в том числе и через единоверцев, рассеянных по всей Европе, а на доходы от трудов финансировали деятельность миссионеров (эта деятельность продолжается и до сих пор). В 1765 году, после издания Екатериной II манифеста о приглашении в Российскую империю иностранных колонистов, гернгутеры основали свое поселение Сарепта в 28 верстах южнее Царицына (теперь Волгоград) - до наших дней мало что сохранилось от их пребывания там, разве что знаменитая сарептская горчица.
На немецкой марке, выпущенной в честь 300-летия со дня рождения графа Цинцендорфа, изображены миссионеры-гернгутеры среди индейцев Северной Америки. Граф не только агитировал, но и сам ездил миссионером в Вест-Индию, в датскую колонию Сент-Томас - правда, проповедовал он там не среди индейцев, а среди чернокожих рабов. Он и в Российской империи побывал в 1736 году, проповедовал в Ревеле, но дальше не забирался. В 1737 году моравские братья сделали его своим епископом. В 1740 году в Саксонии у него начались неприятности, и он поехал проповедовать к индейцам в Пенсильванию, где основал поселение Бетлехем.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Stamp_Germany_2000_MiNr2115_Nikolaus_Ludwig_von_Zinzendorf.jpg?uselang=ru Абрахам Рёнтген собирался тоже стать миссионером и даже отплыл в Северную Каролину, но до места не добрался - судно повстречалось с пиратами и с трудом вернулось к берегам Ирландии. В результате Абрахам решил не искушать судьбу и поехал обратно в Германию. С молодой женой, уроженкой Гернгута, он поселился в Гернгааге (еще одном поселении гернгутеров) недалеко от Франкфурта и в 1742 году открыл свою мастерскую. В Гернгааге в 1743 году у него родился сын Давид. Всего детей было восемь, но об остальных ничего не известно; встречаются упоминания, что открыватель рентгеновских лучей Вильгельм Рентген был потомком Абрахама Рентгена.
Около 1750 года разразился жуткий скандал из-за неоднозначного понимания некоторых религиозных воззрений гернгутеров - они полагали все души имеющими женскую природу, что дало повод приписывать им разные не одобряемые обществом сексуальные практики. Общину в Генргааге разогнали, но тут граф Нойвид пригласил гернгутеров поселиться в своих владениях, обещая религиозную свободу, частичное освобождение от налогов и возможность работать, не подчиняясь гильдейским ограничениям. Граф справедливо рассчитывал, что это пойдет на пользу местной экономике. Рёнтгены вместе с единоверцами перебрались в Нойвид, и в дальнейшем изделия их мастерской были известны как «мебель из Нойвида». Благодаря отсутствию ограничений на количество подмастерьев мастерская в Нойвиде держала до 40 работников и могла производить мебель в больших объемах.
Абрахам Рёнтген адаптировал английские и голландские конструктивные решения к немецкому вкусу, использовал хитроумные механизмы и отделку ценными породами дерева. Среди прочих нововведений он разработал стандартные элементы, на которых менялась только поверхностная отделка, и разборные конструкции, облегчавшие транспортировку. Мебель его работы охотно приобретали самые высокопоставленные заказчики, даже в Священной Римской империи, где вообще-то предпочитали покупать у католиков. Гернгутеры, впрочем, не слишком одобряли подобную роскошь.
Это бюро из Rijksmuseum в Амстердаме считается вершиной творчества Абрахама Рёнтгена. Сделано около 1758-1762.
https://www.nytimes.com/2012/11/02/arts/design/extravagant-inventions-roentgen-furniture-at-the-met.html То же самое бюро в раскрытом виде.
https://www.nytimes.com/2012/11/02/arts/design/extravagant-inventions-roentgen-furniture-at-the-met.html Видео роскошного бюро работы Абрахама Рёнтгена.
https://www.metmuseum.org/metmedia/video/collections/esda/abraham-roentgens-writing-desk Бюро Абрахама и Давида Рёнтгенов. 1765-1770. Hillwood Estate, Museum & Gardens. Washington.
https://www.artsy.net/artwork/abraham-and-david-roentgen-roll-top-desk Видео бюро из Hillwood Estate, Museum & Gardens.
https://www.youtube.com/watch?v=DPyREzrBekg Туалетный столик со множеством раскладывающихся отделений - в нем есть и «письменная» часть - был заказан курфюрстом Саксонии Фридрихом Августом III в подарок молодой жене. Абрахам и Давид Рёнтгены, 1769 г. Музей прикладного искусства, Франкфурт.
https://stroyboks.ru/interer/abraham-i-david-rentgenyi-koroli-mebelshhikov-chast-2.html Видео трансформаций туалетного столика
https://www.youtube.com/watch?v=53zzt2SVde4 С конца 1760-х мебельная мода стала меняться от рококо к неоклассицизму. Нужны были новые идеи и подходы. В 1770-х Абрахам Рёнтген постепенно отошел от дел и с 1784 года жил в Гернгуте.
Новые дизайнерские и коммерческие решения разрабатывал уже сын Абрахама, Давид Рёнтген. Сначала он был учеником отца, потом стал партнером, а в 1770 возглавил отцовскую мастерскую в Нойвиде. Его решения часто шли вразрез с принципами гернгутеров, ценивших во всем простоту, и его даже отлучили от некоторых религиозных таинств. Мебель Давида Рёнтгена отличалась безупречным качеством изготовления, изощренностью конструкции и роскошной отделкой в технике маркетри, с накладными деталями из позолоченной бронзы. С ним работали талантливый механик Иоганн Кристиан Краузе и часовых дел мастер Петер Кинцинг, ставший его постоянным партнером. В рентгеновскую мебель часто встраивались музыкальные автоматы.
Портрет Давида Рёнтгена в возрасте около 45 лет. (около 1785-1790).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:David_Roentgen.jpg?uselang=ru Помимо производственных задач, Давид задумался над важной проблемой: как обеспечить сбыт уже произведенной мебели, которая лежит на складе и рискует быстро выйти из моды? Зная любовь аристократии к азартным играм, он организовал мебельную лотерею (пришлось поступиться принципами - Давид Рёнтген оставался по убеждениям гернгутером, и азартные игры были для него делом явно нехорошим). Идея лотереи была не вполне новая, такое устраивали и до него, но Давид добавил к этому кампанию в прессе и рекламное турне с демонстрацией мебельных шедевров по городам Германии. Мероприятие оказалось успешным; в Гамбурге в 1769 году все лотерейные билеты были распроданы по цене около восемнадцати гульденов за штуку - подмастерье краснодеревщика зарабатывал столько за полтора месяца. Первым призом было роскошное бюро с надстройкой, украшенное маркетри в китайском стиле, со встроенными часами с карийоном и музыкальным инструментом - клавикордом.
В 1774 году Рёнтген нашел себе очень важного и крупного заказчика - герцога Лотарингского, дядюшку французской королевы Марии-Антуанетты. В середине 1770-х герцог купил для своего дворца в Брюсселе шесть комплектов мебели работы Рёнтгена и еще несколько отдельных предметов, в том числе роскошный секретер.
Брюссельский секретер хранится теперь в Вене.
https://stroyboks.ru/interer/abraham-i-david-rentgenyi-koroli-mebelshhikov-i-mebelshhiki-koroley.html В 1778 году Рёнтген привез в Париж еще более роскошную версию брюссельского секретера, и французские король с королевой купили его за 80 тысяч ливров. Это была самая большая сумма, когда-либо уплаченная королевским семейством за один предмет мебели, и Рёнтген сразу стал знаменит. Король Людовик XVI очень любил часы и всевозможные механизмы, так что хитроумные конструкции Рёнтгена пришлись ему по вкусу. Говорят также, что это Мария-Антуанетта уговорила его купить секретер ей в подарок. По ее указанию центральный элемент декора был заменен на миниатюру с ее портретом. Король потом купил еще и другую мебель работы Рёнтгена, и многие придворные тоже пожелали иметь обстановку по последней моде, так что Рёнтген вскоре открыл в Париже лавку под названием «В городе Нойвиде» (À la Ville de Neuwied); в Берлине и Вене у него уже были собственные магазины. В 1780-1789 мастер работал в Париже и состоял членом гильдии эбенистов (ébéniste, от греч. ebenos - чёрное дерево) - мастеров-мебельщиков высшей квалификации, работавших с дорогими породами дерева. Он получил звание «личного эбениста и механика» королевы Марии-Антуанетты.
В 1785 году из Нойвида в Париж доставили музыкальный автомат. Кукла, очень похожая на Марию-Антуанетту, исполняла музыку Глюка, который когда-то в Вене обучал музыке будущую королеву. На латунном цилиндре было записано 8 мелодий на 16 дорожках (отдельно для правой и левой руки куклы-музыкантши). Королева передала хитроумный автомат в коллекцию Академии наук - благодаря этому он и уцелел в революционное время.
Музыкальный автомат Марии-Антуанетты
https://youtu.be/2OMoo3y5WIQ?list=PL8HAkqKX065D9CqhaQXPHRSGlKfK48mhL Самый затейливый из трех знаменитых рентгеновских секретеров был привезен в 1779 году в Берлин. Его купил наследник престола Фридрих Вильгельм за какую-то уж совершенно астрономическую сумму - он выплачивал долг мануфактуре Рёнтгена еще несколько лет. Считается, что это вообще самый-самый дорогой предмет мебели.
Берлинский секретер, Давид Рентген, 1778-79,1786 гг. Kunstgewerbemuseum, Staatliche Museen zu Berlin.
https://stroyboks.ru/interer/abraham-i-david-rentgenyi-koroli-mebelshhikov-chast-2.html Видео берлинского секретера
https://www.youtube.com/watch?v=MKikHxKeodA Мастерские Давида Рёнтгена выпускали всевозможную мебель, от шкафов и секретеров до диванов и стульев, но наибольшей популярностью пользовались письменные столы-бюро с цилиндрической крышкой и портативные письменные столики овальной формы.
Бюро-цилиндр работы Давида Рёнтгена сделано около 1780 г.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/202161 Под цилиндрической крышкой находится столешница с выдвижной доской, ящики и полочки. Специалисты считают, что это бюро когда-то было взломано; при этом были повреждены ящики и пружинные механизмы, открывающие потайные отделения.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/202161 Овальный письменный столик изготовлен около 1774-1780 г. в мастерской Рёнтгена в Нойвиде. Если выдвинуть ящик, то по бокам открываются еще два отделения, а в самом ящике спрятана наклонная поверхность для письма.
http://collections.vam.ac.uk/item/O117298/writing-table-david-roentgen/ Давид Рёнтген не оставил без внимания и Россию. Для Екатерины II он не на заказ, а по собственной инициативе создал роскошное бюро в новом неоклассическом стиле. Это знаменитое «бюро с Аполлоном», которое хранится в Эрмитаже. Наклонная крышка открывается, раскладывается и превращается в столешницу для чтения и письма. При нажатии на фигурку собачки лицевая панель вдвигается внутрь, открывая доступ к потайным отделениям и ящичкам. Мастер знал, что императрица любит собак, и фигурка была сделана по образу Земиры, любимой левретки Екатерины.
Большое бюро с Аполлоном (1783).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Mahogany_bureau_with_a_figure_of_Apollo.jpg Императрица стала крупнейшей клиенткой Рёнтгена и заплатила за «бюро с Аполлоном» сколько запросили - 20 тысяч рублей, стоимость целого поместья. К этой сумме в знак благоволения было добавлено еще 5 тысяч рублей и золотая табакерка. Императрица заказала Рёнтгену шесть шкафов для хранения коллекций медалей и резных камней. В 1780-х Екатерина и ее придворные приобрели сотни предметов мебели работы Рёнтгена в неоклассическом стиле; некоторые из них сохранились в музеях Санкт-Петербурга и пригородов, но кое-что было распродано советским правительством в 1920-1930-х.
Бюро-цилиндр сделано в мастерской Давида Рёнтгена в 1785-1786 г. Предположительно это то самое бюро, которое было куплено в 1786 г. Екатериной II за 250 рублей плюс еще 90 за упаковку и доставку.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/238319 Если поднять цилиндрическую крышку, открывается столешница с выдвижной доской и внутреннее отделение с полочками, а по бокам есть еще секретные ящички - чтобы их открыть, надо нажать на кнопку. Снизу есть еще три больших ящика.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/238319 Бюро-цилиндр работы Давида Рёнтгена, возможно, тоже принадлежавшее Екатерине II.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Zylinderbureau_KGM_Leihgabe.jpg?uselang=ru Рёнтген приезжал в Россию еще четыре раза - в 1786, 1787, 1789 и 1790; в 1790 году он привез в Санкт-Петербург своего ученика Генриха Гамбса (1765-1831), который остался в России и оказал большое влияние на развитие русского мебельного искусства. Гамбс тоже делал бюро по образцу рентгеновских, слегка меняя форму и декор.
Иоганн Фридрих Антинг. Давид Рёнтген в Санкт-Петербурге. (1784-1786). Давид Рёнтген (второй справа) у управляющего кабинетом императрицы С.Ф. Стрекалова (с длинной трубкой); изображено подписание контракта на большую партию мебели. На медальонах вверху Екатерина II, великий князь Павел и великая княгиня Мария Федоровна. Персонаж слева, с ключом и шкатулкой, имеет на голове характерный колпак немецкого подмастерья.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/370835 Но, конечно, французская революция повлияла на бизнес Рёнтгена самым пагубным образом. Парижскую мастерскую санкюлоты разгромили, а мебель со склада в 1795 году национализировали и распродали. Сам Давид Рёнтген успел вовремя уехать в Германию, но рынок предметов роскоши рухнул, и мастерской в Нойвиде пришлось сократить производство до минимума. Фирма с трудом продавала складские запасы и собирала с заказчиков долги за ранее выполненные заказы. К счастью, бывший прусский наследный принц, который теперь стал королем Фридрихом-Вильгельмом II, так ценил Давида Рёнтгена, что не только сделал его поставщиком двора, но и пожаловал ему в 1791 году дипломатический статус и чин тайного советника. В 1801 году Давид Рёнтген окончательно закрыл свое дело, оставшись достаточно состоятельным человеком. Он умер в 1807 году, находясь в Висбадене с дипломатической миссией.
Письменный стол Фридриха-Вильгельма II.
https://www.lempertz.com/en/academy/an-imperial-writing-desk-by-david-roentgen.html Видеоролик про письменный стол Фридриха-Вильгельма II:
https://www.youtube.com/watch?v=SdrHuWstLhg ***
Нам на память о Давиде Рёнтгене остались не только довольно многочисленные музейные экспонаты, но и его ученик Генрих Гамбс, основатель знаменитой мебельной фирмы в Санкт-Петербурге. Кстати, в «Двенадцати стульях» о рентгеновской мебели напоминает не только гамбсовский гарнитур, в одном из стульев которого были спрятаны бриллианты, но и замечательная допровская корзинка Кислярского, с которой он отправлялся под арест:
«У Кислярского была специальная допровская корзина. Сделанная по специальному заказу, она была вполне универсальна. В развернутом виде она представляла кровать, в полуразвернутом - столик, кроме того, она заменяла шкаф - в ней были полочки, крючки и ящики.»
Неизвестно, разворачивались ли какие-нибудь из рентгеновских столиков в кровать, но по части полочек, крючков и ящиков они были вне конкуренции.
***
Еще немного ретгеновской мебели
Этот столик совмещает в себе функции письменного стола и стола для различных игр - на нем можно было играть в карты, в шахматы и в бэкгэммон (нарды). Сделан около 1780-1783 г.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/232203 Бюро-цилиндр из музея в Веймарском замке. "Лишняя" пара ножек выдвигается вперед и поддерживает выдвижную доску столешницы.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Weimar,_Schlossmuseum,_David_Roentgen,_Zylinderbureau.JPG Бюро-цилиндр из музея Kunstgewerbemuseum в Берлине.
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:David_roentgen,_scrittoio_a_ribalta,_neuwied_1778-79,_02.jpg Еще видео про бюро работы Давида Рёнтгена
https://www.youtube.com/watch?v=_xCj27t_C6g https://www.youtube.com/watch?v=bG8aDJPlSLU ***
Где еще почитать про мебель Абрахама и Давида Рёнтгенов:
https://www.nytimes.com/2012/11/02/arts/design/extravagant-inventions-roentgen-furniture-at-the-met.html (про выставку 2012 г. в музее Метрополитен)
На сайте музея Метрополитен по каждому экспонату есть подробное описание (на английском):
https://www.metmuseum.org/art/collection/search#!?q=David%20Roentgen&perPage=20&sortBy=Relevance&offset=0&pageSize=0 Самый подробный и интересный материал на русском языке: «Абрахам и Давид Рентгены: короли мебельщиков», в двух частях:
https://stroyboks.ru/interer/abraham-i-david-rentgenyi-koroli-mebelshhikov-i-mebelshhiki-koroley.html https://stroyboks.ru/interer/abraham-i-david-rentgenyi-koroli-mebelshhikov-chast-2.html «Мебель Давида Рентгена и мебель русского классицизма»
http://goodcoins.su/antic/mebel/mebel-rentgen.htm Подробнее про Давида Рёнтгена и его мебель, тоже на русском языке
http://www.lignaur.ru/pages.htm?id_page=719