Молодой человек на картине Якоба ван Ооста что-то записывает в толстой книге, расположенной с наклоном на специальной подставке-пюпитре. Это приспособление использовалось с давних пор и кое-где дожило до наших дней. Правда, взрослые теперь его используют редко - а были времена, когда это была необходимая вещь в хозяйстве любого человека, которому регулярно приходилось что-то писать.
На картине хорошо видно, что пюпитр стоит на столе, покрытом узорчатой скатертью. Можно было, даже не имея в доме отдельного письменного стола, устроить себе рабочее место на любой горизонтальной поверхности. Впрочем, пюпитр ставили и на письменный стол, чтобы обеспечить желаемый наклон.
Якоб ван Оост. Молодой человек за письмом. (1660).
https://useum.org/artwork/Young-Man-Writing-Jacob-van-Oost-1660 У монахов-переписчиков переносной настольный пюпитр появился еще в XI веке - по крайней мере, с этого времени его постоянно изображают на миниатюрах в рукописных книгах. Положение рабочей поверхности могло быть разным - от довольно пологого наклона до близкого к вертикали; пюпитры с большим наклоном со временем стали делать двусторонними для большей устойчивости. Сбоку часто прикрепляли рожок для чернил (см.
Забытые вещи - 5 про чернильницу-непроливайку).
Миниатюра с изображением монаха-переписчика в рукописи XII века.
https://arhpee.typepad.com/enluminure/outils-professionnels-scribe/ Евангелист Матфей на миниатюре из бургундской рукописи (около 1470 г.).
https://arhpee.typepad.com/enluminure/outils-professionnels-scribe/ У евангелиста Марка из той же бургундской рукописи поверхность для письма имеет очень большой наклон.
https://arhpee.typepad.com/enluminure/outils-professionnels-scribe/ Жан Мелио, Жизнь и чудеса Богоматери. Париж, 1456. Книга, с которой переписывают текст, лежит на отдельном пюпитре со специальным приспособлением для фиксации страниц в раскрытом виде. Здесь уже видно, что в пустое пространство под пюпитром можно было положить какие-нибудь еще не бумаги, а пока что пергаментные свитки.
https://arhpee.typepad.com/enluminure/outils-professionnels-scribe/ Блаженный Августин на фреске Сандро Боттичелли в флорентийской церкви Всех Святых (1480) пользуется для чтения «двусторонним» пюпитром, на котором книга стоит почти вертикально, а для письма - дощечкой, установленной более полого. Под этой дощечкой помещаются какие-то мелочи, а под пюпитром сделаны выдвижные ящики. Из одного ящичка даже торчит краешек пергамента - там, видимо, хранятся какие-то рабочие записи. Это конструктивное решение в дальнейшем получит развитие.
Блаженный Августин на фреске Сандро Боттичелли (1480)
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Sandro_botticelli,_sant%27agostino_nello_studio,_1480_circa,_dall%27ex-coro_dei_frati_umiliati,_01.jpg А на гравюре в книге Джироламо Савонаролы (венецианское издание 1521 года) на столе у монаха пюпитр с небольшим наклоном и верхней горизонтальной «полочкой» - еще одна конструкция, которая будет развиваться.
Доминиканский монах на гравюре из книги Джироламо Савонаролы Triumphus crucis de fidei veritate. Post novissimam impressionem alias Venetiis excussam... (венецианское издание 1521 года).
https://www.liveauctioneers.com/item/8555509_135-by-dominicum-priest-girolamo-savarola-1521 Очень долго грамотных было мало, а книг еще меньше, и новшества в области приспособлений для удобства чтения и письма появлялись редко - заказал монастырь столяру пюпитр с держателем для чернильницы, в следующий раз такой заказ случится хорошо если лет через тридцать, а кроме этого монастыря, никому на пятьдесят верст вокруг такая штука вообще не нужна.
Всё изменилось примерно с XV-XVI века, когда совпали несколько важных обстоятельств:
· появление буржуазии как достаточно многочисленной социальной группы, которая, с одной стороны, нуждалась в грамотности, а с другой стороны, могла себе позволить тратить время и деньги на учебу
· распространение книгопечатания, благодаря которому книги стали гораздо доступнее (хотя и оставались дорогими еще очень долго)
· Реформация, благодаря которой множество мирян не просто получило возможность прочесть Библию на своем родном языке, но и стало воспринимать это как свой религиозный долг
Количество грамотных заметно увеличилось. С книгой, с пером в руке, за письменным столом теперь стали изображать не только монахов или переписчиков, но и купцов.
На акварельном рисунке примерно 1520 года Якоб Фугер (1459-1525) из знаменитой семьи немецких купцов и финансистов работает за столом в своей конторе в Аугсбурге; бухгалтер Маттеус Шварц указывает на ящики с названиями городов, в которых у дома Фугеров были отделения: Рим, Венеция, Краков, Нюрнберг, Лиссабон… Книга, в которой Фугер ведет записи, лежит на настольном пюпитре.
Акварельный рисунок примерно 1520 года изображает Якоба Фугера (1459-1525).
https://fineartamerica.com/featured/2-jacob-fugger-1459-1525-granger.html Среди многочисленных гравюр Йоста Аммана с изображением представителей разных профессий есть несколько изображений бухгалтеров - и все они пользуются настольными пюпитрами.
Йост Амман. Бухгалтер (1585). На столе у бухгалтера пюпитр без внутренних отделений - все необходимое хранится в надстройке письменного стола. Рядом традиционный перочинный ножик.
https://fineartamerica.com/featured/2-bookkeeper-1585-granger.html Йост Амман. Бухгалтер (1585). Пюпитр с небольшим наклоном поставлен на стол, покрытый скатертью. Рядом устойчивая чернильница с широким основанием-блюдцем.
https://fineartamerica.com/featured/1-bookkeeper-1585-granger.html На живописных полотнах начиная с XVII века мы видим за чтением и письмом не только ученых и купцов, но и других горожан разного социального статуса. Любовную записку, конечно, можно прочитать просто у окошка, но серьезную книгу большого формата на весу не удержишь, и подставка с наклонной поверхностью теперь понадобилась многим.
Томас де Кейзер. Портрет мужчины (1632).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Thomas_de_Keyser_-_Portret_van_een_man.jpg Рембрандт. Портрет мужчины за письменным столом (1631).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_-_A_Scholar_-_WGA19200.jpg Рембрандт. Ученый за письменным столом. (1641).
https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Rembrandt_Scholar_at_the_Lectern.jpg Давид Тенирс младший (1610-1690). Сборщик налогов.
https://www.pubhist.com/w53153 Франс Ван Миерис младший. Ученый за письменным столом (1717).
https://sammlung.staedelmuseum.de/en/work/a-scholar-at-his-desk Тогда же получило развитие важное конструктивное новшество: пюпитр для чтения и письма совместили с сундучком / шкатулкой / ларцом, в котором хранили семейную библию. Наклонная плоская крышка сундучка служила пюпитром. Эти сундучки поначалу были дубовыми, очень простыми, без украшений, поскольку многие протестантские течения украшательства не одобряли. Позже их стали украшать резьбой, покрывать лаком, расписывать, но самыми распространенными все-таки оставались простые, иногда даже самодельные. По-английски такой сундучок называют Bible box (название появилось в викторианское время, но сами предметы известны гораздо раньше).
Английский дубовый Bible box начала XVII века.
https://www.vinterior.co/furniture/storage/boxes/early-17th-century-oak-bible-box Английский Bible Box, датированный 1673 годом, довольно большой - 68.5 x 43 x 30 см.
https://www.oldworldwonders.com/product/a-large-english-slope-lidded-bible-box-dated-1673 Bible Box, датированный 1709 годом, то ли приплыл из Англии в Америку вместе со своим владельцем, то ли был сделан уже в Новом свете.
http://therobertsonkubbernessconnection.blogspot.com/2014/02/hugh-mosher.html Семейная библия была, конечно, одной из главных ценностей, но все-таки в доме могли быть и еще какие-то ценные вещицы и важные бумаги (касающиеся, например, происхождения, земельных владений или наследства), которые имело смысл держать под замком в надежном месте и в случае чего спасать в первую очередь. Их тоже укладывали в сундучок с библией, в котором стали делать внутренние отделения и ящички для мелких предметов.
Ну а дальше такие сундучки стали делать уже не только для семейной библии, но и просто для бумаг. Там же держали и письменные принадлежности; в горизонтальной части крышки иногда делали еще крепления для подсвечников, гнездо для чернильницы. Получилось готовое рабочее место, которое можно было при необходимости пристроить хоть на обеденном столе, а потом убрать.
Настольный пюпитр-конторка сделан на юге Франции, в Провансе, в 1761 году. 49 х 50 х 21 см.
https://www.anticstore.com/ecritoire-lxv-noyer-date-1761-89343P Настольные «письменные ящики» пригодились и нотариусам, и сборщикам налогов, и ростовщикам - всем, кто имел дело с документами. В них часто стали делать отделения не только для письменных принадлежностей, но и для денег - как и в конторках-столах.
Тибо Регтерс. Сборщик налогов (1745)
https://fineartamerica.com/featured/a-tax-collector-1745-tibout-regters.html Франц-Кристоф Яннек (1703-1761). Ростовщик
https://fineart.ha.com/itm/paintings/franz-christoph-janneck-austrian-1703-1761-money-lenderoil-on-copper13-1-4-x-9-1-2-inches-337-x-241-cm-/a/656-23006.s Юстус Юнкер (1703-1767). Врач рассматривает пузырек с мочой. Рабочая поверхность довольно большого "письменного ящика" покрыта зеленым сукном.
https://artuk.org/discover/artists/juncker-justus-17031767 Ян Экельс. Мужчина за письменным столом. (1784).
https://fineartamerica.com/featured/a-man-writing-at-his-desk-jan-ekels-ii-litz-collection.html Иллюстрация конца XVIII века к «Страданиям молодого Вертера» Гёте. Вертер с пистолетом в руке сидит за столом, на который поставлен «письменный ящик». Похоже, это все-таки не дорожная модель, а комнатная - вряд ли ящик поместился бы в сундук, стоящий у стены.
https://www.akg-images.com/archive/-2UMDHUWTSOEKN.html «Письменные ящики» с наклонной рабочей поверхностью вполне подошли и для домашнего использования, и для разных контор, так что их форма дальше уже почти не менялась. Они могли быть разной высоты - иногда совсем тонкие, только чтобы обеспечить удобный наклон для человека, привыкшего с детства писать на наклонной поверхности, а иногда довольно высокие, позволявшие превратить обычный стол в конторку для работы стоя.
Настольный «письменный ящик» сделан в Англии около 1820 года. 42 х 48 х 18 см.
https://www.1stdibs.com/furniture/decorative-objects/desk-accessories/painted-writing-slope/id-f_865725/ Внутри несколько небольших отделений и два выдвижных ящичка.
https://www.1stdibs.com/furniture/decorative-objects/desk-accessories/painted-writing-slope/id-f_865725/ Иллюстрация в книге, посвященной истории фирмы Boorum & Pease Co., изображает офис в 1842 году. Ящик-конторка на столе у начальника имеет надстройку с отделениями для писем, счетов и прочего. Клерки в том же помещении работают стоя за обычными конторками.
https://www.officemuseum.com/Early_Use_of_Boorum__Pease_Ledgers.jpg Служащие секретного отделения английского почтового ведомства занимаются перлюстрацией писем, сидя за длинным столом. Персонаж во фраке на первом плане использует ящик-конторку с наклонной поверхностью, чтобы сделать стол повыше и работать за ним стоя. Illustrated London News, June 29, 1844.
https://www.officemuseum.com/1844_Secret_Office_General_Post_Office_Illus_London_News_June_29.jpg Канцелярская барышня на фарфоровой фабрике в 1897 г. Ящик с наклонной поверхностью превращает обычный стол в конторку для работы стоя.
https://fineartamerica.com/featured/a-female-clerk-at-work-in-a-china-mary-evans-picture-library.html Были и «дамские» модели, служащие не только для удобства, но и для украшения интерьера: от миниатюрных письменных приборов, повторяющих форму больших «ящиков для письма», до простых невысоких пюпитров без внутренних отделений.
Фаянсовый письменный прибор с отделкой в китайском стиле изготовлен на французской мануфактуре Гийебо около 1730 года. Бумаги там хранить негде, но есть отверстия для размещения чернильниц и песочницы и два выдвижных ящичка для письменных принадлежностей.
https://museedelaceramique.fr/fr/oeuvres/ecritoire-chinois-dansant Миниатюрный (12 х 16 см) письменный прибор сделан в Англии около 1780 года. Металлический корпус, отделанный эмалью, повторяет форму обычных деревянных «письменных ящиков».
https://moorabool.com/product/english-enamel-writing-slope-writing-box-circa-1780/ В крышке предусмотрены отверстия для размещения чернильницы и песочницы, а внутри есть место для перьев и разных мелочей.
https://moorabool.com/product/english-enamel-writing-slope-writing-box-circa-1780/ Жан-Оноре Фрагонар (1732-1806). Любовное письмо (около 1770 г.). На столе у юной дамы невысокий клиновидный пюпитр. Интересно, ее ли это рабочее место? Если ее, то судя по стопке бумаг, она пишет и читает не только любовные записки.
https://www.metmuseum.org/ru/art/collection/search/436322 Во французском интерьере конца XIX века конторка-пюпитр стоит на покрытом скатертью круглом столе.
https://www.1st-art-gallery.com/French-School/A-Late-Nineteenth-Century-French-Interior-With-A-Central-Table-A-Writing-Slope-A-Bookcase-To-The-Left-And-A-Semainier.html Луи Валле. Элегантная дама в шляпе за письменным столом. Около 1900 г. Пюпитр почти такой же, как у дамы на картине Фрагонара.
https://www.ader-paris.fr/lot/19597/3912001 Про дорожные конторки - старинный вариант мобильного офиса - будет отдельный рассказ.
Про конторки, представляющие собой самостоятельный предмет мебели:
Забытые вещи - 17 Забытые вещи - 18 Забытые вещи - 19