Слово «фисгармония» встречается редко, а что оно значит, помнят уже только специалисты. В «Двенадцати стульях» фисгармония стоит в красном уголке Второго дома Собеса, разместившегося в бывшем воробьяниновском особняке:
«Прежде чем пройти дальше, Остап уставился на мебель первой комнаты. В комнате стояли стол, две садовые скамейки на железных ногах (в спинку одной из них было глубоко врезано имя - Коля) и рыжая фисгармония.»
Никаких сведений о назначении этого предмета современный читатель из текста «Двенадцати стульев» не почерпнет. Название смутно намекает на что-то музыкальное; предмет, видимо, довольно большой, потому что дальше по тексту его отодвигают, а в другой главе увозят на тачке. Так что же это?
Вполне возможно, «рыжая фисгармония» выглядела вот так. Это отреставрированный инструмент немецкой фирмы Hermann Burger из музея-заповедника "Изборск" (Печерский район, Псковская область).
https://gkk.pskov.ru/press-centre/news/948 Сайт
«Бельканто» любезно сообщает, что фисгармония (греч. φῦσαι - кузнечный мех, άρμονία - гармония) - клавишный пневматический музыкальный инструмент. Звучат в нем так называемые «свободно проскакивающие» металлические язычки, которые приводятся в движение воздушной струей, нагнетаемой мехами. Для этого исполнитель попеременно нажимает две широкие педали в нижней части инструмента.
Вот так выглядят язычки, которые колеблются под напором воздуха. Каждой ноте соответствует свой язычок.
https://artefact.culture.ru/ru/subject/fisgarmoniya-1 Создателем фисгармонии считается Г. Ж. Гренье, сконструировавший в 1810 так называемый «орган с выражением» (orgue expressif, Expressivorgel), в котором использовался набор планок с металлическими язычками. Название «фисгармония» дал усовершенствованному инструменту венский мастер А. Хекль в 1818 году.
Фисгармония работы венского мастера Йозефа Карла Фукса сделана в 1830 году.
https://www.fortepiano-collection.net/fuchs-physharmonika-ca1830 Фисгармония, изготовленная парижским мастером Александром Дебеном (1809-1877) около 1860 г.
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/504212 В 1842 году парижский мастер Александр Дебен запатентовал инструмент под названием «гармониум», а в 1848 он же впервые изготовил фисгармонию в форме пианино. Дальше было еще много разных усовершенствований.
Коллекция музея язычковых органов Conklin Reed Organ Museum в Ганновере (Мичиган).
https://www.experiencejackson.com/blog/music-fans-and-history-buffs-will-love-the-majestic-sound-of-the-reed-organ Эта американская фисгармония фирмы Daniel F Beatty из Нью-Джерси оформлена как орган, но трубы здесь чисто декоративные.
https://collection.maas.museum/object/319924 На американском континенте с середины XIX века заработали крупные фабрики по производству разных моделей язычковых органов - мелодионов, фисгармоний и других. Американские инструменты отличались тем, что вместо нагнетания воздуха к металлическим язычкам меха работали на всасывание.
Изготовление фисгармонии на фабрике. Иллюстрация из книги Appletons' cyclopaedia of applied mechanics, New York: D. Appleton and Company, 1880
https://www.oldbookillustrations.com/illustrations/organ/ Реклама инструментов американской фирмы Estey Organ Co. из Братлборо (Вермонт). Фирма, просуществовавшая с середины XIX века до 1960 г., выпустила более полумиллиона язычковых органов разных моделей. Инструменты Estey сохранились и в России.
Во второй половине девятнадцатого века фисгармонии и родственные им гармониумы успешно соперничали с фортепиано в качестве инструментов для домашнего музицирования. У них было два существенных преимущества: они не требовали регулярной настройки и были доступнее по цене. Для фисгармоний специально писали музыку известные композиторы - например, Гектор Берлиоз; делались переложения музыкальных произведений, написанных для других инструментов. Фисгармонии производства Франции, Германии, США и Канады продавались по всему миру.
Фисгармония одной из старейших парижских фирм Alexandre Pere et Fils попала в Австралию. В Сиднее уже в 1860-х действовала фирма, завозившая музыкальные инструменты и ноты из Европы и Америки.
https://collection.maas.museum/object/344526 Фисгармонии пришлись очень кстати в качестве замены традиционного органа в небольших церквях - сначала протестантских, а потом и католических. Они лучше, чем многие другие инструменты, переносили транспортировку и перемену климата, и благодаря этому стали излюбленным инструментом миссионеров. Выпускались специальные портативные модели, в сложенном виде представлявшие собой небольшой ящик.
На миниатюрной фисгармонии собственного изготовления играет австрийский францисканец отец Петер Зингер. Рисунок 1870 г. Справа - фисгармония его работы, сделанная в 1845 г.
https://praesentationen.musikland-tirol.at/content/paterpetersinger/ Портативная фисгармония, изготовленная в Англии в начале ХХ века фирмой CHAPPELL & COMPANY.
https://mimo-international.com/mimo/detailstatic.aspx?RSC_BASE=IFD&RSC_DOCID=MINIM_UK_44642&TITLE=%2Freed-organ&_lg=zh-CN На портативной фисгармонии играет знаменитый болгарский разбойник начала ХХ века Дочо Узунов. В перерывах между грабежами (в 1929 году он завершил свою карьеру крупным ограблением поезда) он музицирует на свежем воздухе - фисгармония для этого вполне подходит.
https://m.24chasa.bg/Article/6217085 В Россию фисгармония попала во второй половине XIX века. Этот инструмент был очень популярен среди российских немцев, поскольку использовался и в церкви, и для домашнего музицирования. Постепенно фисгармонии вошли в моду и в дворянских, и в купеческих домах по всей России.
Большинство инструментов привозили из-за границы - из Германии, Франции, даже из Америки. Со временем появились мастерские, в которых собирали инструменты из готовых деталей зарубежных фирм, а потом началось и собственное производство. Фирма Юлиуса Генриха Циммермана сначала поставляла в Россию инструменты из Германии, а в 1883 г. открыла в Петербурге свою фабрику музыкальных инструментов, где среди прочего производились и фисгармонии.
Фисгармония фирмы «Ю.Г. Циммерман» из Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Лейпциг, Германия. 1880-1890-е.
https://www.spbmuseum.ru/funds/457/4728/ Фисгармония, собранная на фабрике Ю.Г. Циммермана из деталей, произведенных в Братлборо (Вермонт, США). В Братлборо находилась фабрика музыкальных инструментов Etsey Organ Company.
https://www.korely.ru/exposition/exhibition/70/9088/ Еще одна фисгармония, собранная на фабрике Ю.Г. Циммермана из деталей американского производства - возможно, тоже из Братлборо, поскольку на инструменте есть надпись «Вермонт». Купец Шишкин привез ее из Петербурга к себе в Елабугу; в доме Шишкиных сейчас размещается экспозиция Елабужского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
https://izi.travel/en/224a-fisgarmoniya/ru Фисгармония из Невьянского историко-архитектурного музея - потрепанная жизнью, но вполне исправная. На сайте музея можно послушать, как она звучит.
https://artefact.culture.ru/ru/subject/fisgarmoniya-2 Фисгармония канадской фирмы Dominion Organ & Piano Company попала в Самару. Переднюю панель украшают виды города Ревеля (Таллин). Сейчас инструмент стоит в Детской картинной галерее, находящейся в бывшем особняке Клодта.
https://artefact.culture.ru/ru/subject/fisgarmoniya-1 А эта фисгармония той же канадской фирмы Dominion Organ & Piano Company добралась до Большереченска. Сбытом в России занималась фирма Ю.Г. Циммермана. Сейчас инструмент находится в Большереченском краеведческом музее (Омская область).
https://starinasib.ru/news/fisgarmoniya-298/ Фисгармония из Иркутского областного краеведческого музея, принадлежавшая Иннокентию Портнягину, основателю Иркутского фотографического общества.
https://museum-irkutsk.com/projects/626/ Фисгармония не считалась инструментом менее качественным или менее достойным внимания ценителей музыки, чем классическое фортепиано. На фисгармониях с удовольствием играли русские композиторы - М.И. Глинка, С.И. Танеев, П.И. Чайковский.
В 1878 году Чайковский писал Н.Ф. фон Мекк: «Какая богатая коллекция нот у Вас! Фисгармоника превосходна. Сейчас пойду помузицировать. Я буду часто теперь надоедать Вам письмами.» В 1884 году фисгармония снова фигурирует в письме: «Сейчас сюда привезли Вашу изумительную фисгармонию. Если это для меня, то я не знаю, как и благодарить Bас!!!»
Во многих домах (конечно, там, где могли себе это позволить) держали оба инструмента - и фортепиано, и фисгармонию:
«…музыка, доносившаяся из соседней залы, где стояли рояль и фисгармония. Там в последующие времена я с Валечкой Нувелем на двух этих инструментах, и с величайшим фортиссимо, играли «Walkürenritt», увертюру Тангейзера, марш из «Нерона» и т. д. И всё это так же безропотно переносил папочка, лишь иногда обращаясь к нам с деликатной просьбой, чтобы мы хоть немного сдерживали оглушительную бурность нашего исполнения.» [А. Н. Бенуа. Жизнь художника (1955)]
Самый свежий по времени пример сосуществования пианино и фисгармонии Национальный корпус русского языка фиксирует у Андрея Макаревича:
«… из кухни получилась вторая, совсем уже малюсенькая комната. У одной стены стояло пианино, а у другой ― старая немецкая фисгармония, доставшаяся мне от уехавшего в Америку Фокина. Между инструментами оставалась узкая щель, в которую с трудом входил вращающийся табурет, и можно было, поворачиваясь на 180 градусов, играть то на одном, то на другом.» [Андрей Макаревич. Дом (2001)]
***
А теперь несколько коротких историй про фисгармонии
Фисгармония и механическое пианино
Самое первое упоминание фисгармонии в русской литературе Национальный корпус русского языка фиксирует в ранней пьесе А.П. Чехова «Безотцовщина». В гостиной в доме Войницевых соседствуют фисгармония и рояль (тогда еще женского рода):
«Стеклянная дверь в сад и две двери во внутренние покои. Мебель старого и нового фасона, смешанная. Рояль, возле нее пюпитр со скрипкою и нотами. Фисгармония. Картины (олеография) в золоченых рамах. Явление I. Анна Петровна сидит за роялью, склонив голову к клавишам.» [А. П. Чехов. [Безотцовщина] (1878)]
По мотивам этой пьесы в 1976 году был снят известный фильм «Неоконченная пьеса для механического пианино», в котором фигурирует (и даже звучит) уже не фисгармония и даже не рояль, а именно механическое пианино.
Кадр из фильма «Неоконченная пьеса для механического пианино»
https://www.youtube.com/watch?v=0OXkvpVCZEA А между тем фисгармонии с функциями «механического пианино» тоже существовали. Помимо обычной клавиатуры, на которой мог играть музыкант, у этих инструментов был еще специальный механизм, позволявший проигрывать музыку с бумажных перфолент или картонных дисков - такие носители информации продавались в комплекте с инструментом и выпускались отдельно, так что можно было докупить новые музыкальные произведения.
Самоиграющая фисгармония The Princess Aeolian с бумажной перфолентой. Вероятно, она была выпущена в Нью-Йорке фирмой Aeolian Company - во всяком случае, эта фирма была ведущим поставщиком таких инструментов и с ней работал Ю.Г. Циммерман, главный импортер фисгармоний в Россию.
https://visitudmurtia.ru/live/articles/142/fisgarmoniya-samoigrayushaya Фисгармония Aeolian принадлежала Александру Горскому, выдающемуся балетмейстеру начала ХХ века, работавшему в Большом театре. Она хранится в Российском национальном музее музыки. В записи передачи радио «Орфей» рассказано об инструменте и можно услышать, как он звучит
http://www.muzcentrum.ru/radio-old/programs/expomusic/37664-v-efire-ekspomuzyka-mekhanicheskaya-fisgarmoniya-aleksandra-gorskogo Загадочный инструмент из «Войны и мира»
В главе Х третьего тома «Войны и мира» упоминается некий инструмент, который Толстой называет «орган», а французский переводчик начала ХХ века - «гармониум»:
«Князь Андрей приехал в квартиру генерала Бенигсена, занимавшего небольшой помещичий дом на самом берегу реки…
Чернышев сидел с книгой французского романа у окна первой комнаты. Комната эта, вероятно, прежде была залой; в ней еще стоял орган, на который навалены были какие-то ковры, и в одном угле стояла складная кровать адъютанта Бенигсена.»
«Tchernichov assis près de la fenêtre de la première chambre, lisait un roman français. Cette chambre autrefois avait été probablement un salon ; il y avait encore un harmonium sur lequel étaient jetés des tapis quelconques, et, dans un coin, était placé le lit pliant de l’aide de camp de Benigsen.»
«Гармониум» в 1812 году еще не существовал, а настоящий орган (с трубами) вряд ли мог стоять в зале помещичьего дома в окрестностях Витебска. С некоторой натяжкой можно себе представить, что там оказался «орган с выражением» (orgue expessif), изобретенный в 1810 году. А может быть, Толстой перенес в 1812 год обстановку более позднего времени, когда язычковый орган - гармониум или фисгармония - действительно был частой принадлежностью парадной комнаты?
До конца 1840-х годов фисгармонии, похожие по форме на нынешние пианино, еще не существовали; инструменты в закрытом виде выглядели как столик или тумбочка. На такой «орган» действительно можно было «навалить какие-то ковры».
Просто для красоты - фотографии чудесной дамской фисгармонии из Музея искусств Филадельфии (США).
Эта фисгармония сделана в Филадельфии в 1836-1837 г. перебравшимся в Америку датчанином Эмилиусом Николаем Шерром (1794-1874). Педали совсем как у фортепиано, но используются для качания мехов.
https://www.philamuseum.org/collection/object/312978 Это не только музыкальный инструмент, но еще и письменный столик и туалетный столик - внутри толстой крышки с именем мастера открывается хитро устроенный ящичек.
https://www.philamuseum.org/collection/object/312978 Ящичек с туалетными принадлежностями в открытом виде.
https://www.philamuseum.org/collection/object/312978 Зеркальная крышка ящичка с туалетными принадлежностями в закрытом виде становится поверхностью для письма - она покрыта зеленым сукном, как настоящий письменный стол.
https://www.philamuseum.org/collection/object/312978 Фисгармонии Торакусу Ямаха
Попав благодаря миссионерам в Японию, фисгармонии стали там очень популярны. История знаменитой фирмы «Ямаха» началась с того, что ее основатель Торакусу Ямаха сумел починить сломанную фисгармонию, а потом попробовал сделать такой инструмент сам. В 1887 году он открыл в городе Хамамацу небольшую фабрику «Ниппон гакки» по производству фисгармоний (по-японски фукин 風琴), из которой и вырос концерн. Благодаря налаженному производству фисгармонии появились чуть ли не в каждой японской школе.
Фисгармония Ямаха самой первой модели, выпущенная в 1880-х.
https://www.yamaha.com/en/about/innovation/collection/detail/1000/ «Ямаха» 1917 года, оказавшаяся в России и восстановленная Олегом Погодаевым. По его описанию, меха работают «на вдох», как у американских инструментов.
https://www.gzt-sv.ru/articles/18408-kak-remontiroval-fisgarmoniyu Фисгармония на уроке в японской школе в начале ХХ века.
https://iocs.hse.ru/news/321893348.html Фисгармония и пылесос
В 2011 в фонды музея-заповедника «Кижи» поступила фисгармония, изготовленная известной американской фирмой «Mason & Hamlin» в Бостоне в 1891 году. Инструмент пережил много переездов и других невзгод и нуждался в реставрации, но в музее нашли способ услышать его звучание даже при неисправных мехах - к нему подсоединили пылесос! Как сообщается в
музейной газете, «в этой фисгармонии, так называемом американском органе (harmonium, reed organ...), в отличие от европейских фисгармоний, воздух не нагнетался, а засасывался, а диаметр нужного отверстия в фисгармонии и диаметр трубки современного пылесоса абсолютно соответствуют друг другу.»
Фисгармония из музея-заповедника «Кижи».
https://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/93/2357.html Музыкант, играющий на фисгармонии. Работа современной литовской художницы Сигиты Маслаускайте.
https://www.artsy.net/artwork/sigita-maslauskaite-pianist-playing-the-physharmonica-pianistas-grojantis-su-fisharmonija Про музеи, в которых можно посмотреть и послушать фисгармонии, рассказано в следующем посте («
Где мы еще не бывали - 2. Музеи с музыкой»). По ссылкам можно послушать музыку, исполняемую на музейных инструментах.